Никита Белых: «Мы с новым полпредом УрФО вместе в приемной у Медведева сидели…»
Назначение бывшего лидера СПС Никиты Белых на пост губернатора Кировской области стало новостью номер один для российских СМИ. Бывшие коллеги-демократы накануне не уставали комментировать решение экс-правого заняться административной работой: одни отнеслись к этому с пониманием, другие заявили о том, что Белых предал либеральные идеалы. Журналисты же обсуждали – поручено ли Белых объединить Кировскую область с Пермским краем? Обо всем этом, а также о новом полпреде УрФО Николае Винниченко, Анатолии Чубайсе, работе с «Единой Россией» и походам по ночным клубам новоиспеченный губернатор рассказал в интервью «URA.Ru».
- Никита Юрьевич, вашу кандидатуру на губернаторство пролоббировал нынешний глава госкорпорации «Роснанотех» Анатолий Чубайс?
- В переговорном процессе Чубайс не участвовал, но был в курсе дел. Я говорил Анатолию Борисовичу, что такие переговоры ведутся, что я это предложение приму, если оно будет сформулировано. Я с ним в понедельник вечером и вчера встречался после встречи с президентом, Чубайс одобрил мое решение. Анатолий Борисович для меня являлся и является старшим партнером и товарищем, человеком, который много сделал для страны.
- Вы перестали быть в оппозиции действующей власти?
- Оппозиция – понятие политическое. Нельзя говорить об оппозиции в сфере культуры, науки, искусства и даже экономики. Принимая назначение, я де-факто заявляю о том, что выхожу из публичной партийной политики как таковой и буду работать администратором управления на таком серьезном и важном объекте, который называют Кировской областью.
- Вы уже вышли из демократического движения «Солидарность», в создании которого участвовали?
- Да, вчера состоялось заседание координационной группы, на котором я официально объявил то, о чем все уже были в курсе, и выход формально состоялся. Сейчас в политическом плане мы с «Солидарностью», естественно, расходимся, потому что движение декларирует невозможность сотрудничества с властью. Понятно, что когда один из коллег является элементом исполнительной власти, продолжать работу очень сложно. Однако разговор о предполагаемом выходе из движения с коллегами состоялся значительно раньше официального решения, когда тема моего назначения только обсуждалась. Мы заранее договорились о наборе действий и шагов, которые необходимо предпринять, и все они были реализованы. Поэтому если вы посмотрите комментарии моих коллег - Гарри Каспарова и других, то они все очень сдержанны, нейтральны и касаются того, что мы продолжим сохранять личные отношения.
- Секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин, комментируя ваше назначение, заявил, что партия будет следить за вашей работой на посту губернатора, помогать, а если надо и поправлять. Как вы планируете строить отношения с «Единой Россией», может быть, вступите в ее ряды?
- Я не собираюсь вступать в «Единую Россию». Я собираюсь выстраивать отношения со всеми политическими силами в Кировской области и, наверное, с «Единой Россией» в первую очередь, так как она является наиболее крупной политической силой, мнение которой придется учитывать. Но это не означает, что я буду в партию вступать. Примеров беспартийных губернаторов в России немного, но такие есть, например, тот же Олег Чиркунов – губернатор Пермского края.
- Будете ли вы контролировать формирование регионального отделения партии «Правое дело» в Кировской области? Не секрет, что партия, которую вы, кстати, публично критиковали, считается кремлевским проектом и контроль за ее созданием на местах возложен на губернаторов.
- Если говорить о моем отношении к проекту, то я считаю невозможным для себя участвовать в нем, но понимаю людей, которые им занимаются. У меня много близких знакомых, товарищей работают над «Правым делом», и я их не осуждаю, это вопрос сугубо личный. Как там говорил Солженицын: «Грань между добром и злом лежит не за пределами человека, в внутри него…» Есть такие вещи, на которые я пойти не могу, а другие могут, но это не означает, что они плохие, а я хороший, у нас просто разные представления о некоторых нравственных категориях. Мне в этом проекте не нравится его имитационность. Когда тебя призывают собственно имитировать оппозицию, не являясь ею на самом деле, – это кукольный театр, в котором я участвовать не могу. Некоторые мои коллеги говорят, что да, это неприятно, но зато появляется трибуна и возможность доносить свои идеи до широкого круга людей. Включите телевизор, и вы увидите там лица, которые до этого три года были запрещены к показу: Гозмана (Леонид Гозман - сопредседатель партии «Правое дело» - прим. ред.), Надеждина (Борис Надеждин – лидер подмосковного отделения «Правого дела» - прим. ред.). Эти люди говорят правильные вещи, для них это позитивное явление, которое перевешивает негатив.
- Так вы будете следить за формированием «Правого дела» в регионе?
- Я слежу. В формировании партии участвует огромное количество моих коллег. Они мне звонят регулярно, советуются по каким-то вопросам, просто о жизни разговариваем. Но какого-то проекта, связанного с тем, чтобы сделать «Правое дело» партией номер один в Кировской области, такого проекта нет и быть не может. Надо объективно понимать, что в стране есть политическая сила, к которой, конечно, можно по-разному относиться. Как губернатор я заинтересован в политической стабильности и в конструктивном диалоге, надо договариваться с теми структурами, которые действуют в регионе. Будет «Правое дело» зарегистрировано в регионе, будут туда входить авторитетные люди, которые докажут свой потенциал, участвуя в выборах в органы местного самоуправления, региональный парламент, естественно, я буду с ними работать, никаких табу для меня не существует. Но говорить о том, что существует какой-то спецпроект по созданию «Правого дела» в Кировской области, нельзя.
- Многие СМИ, публикуя информацию о вашем назначении, называли Кировскую область депрессивным регионом и говорили о том, что вам придется тяжело. Сами-то что думаете?
- Вот, знаете, так получилось, что когда в понедельник я встречался с президентом, за полчаса до меня на приеме у главы государства был Николай Винниченко, который назначен полпредом президента в Уральском федеральном округе. Мы в приемной президента с ним обсуждали ситуацию. Речь идет о том, что в нынешних условиях ни мой родной Пермский край, ни Свердловская область не считаются пределами мечтаний и примером для подражания. Те колебания, которые происходят в экономической сфере, например, с ценами на металл в вашем регионе, на нефть – в моем, приводят к тому, что субъекты Федерации из развитых, обеспеченных, профицитных резко свой статус меняют. И эта ситуация более болезненная, чем текущее функционирование депрессивного региона. Поэтому рассуждать о том, что лучше в условиях экономического кризиса: заниматься регионом, который принято называть депрессивным, или регионом успешным, но который в любой момент может оказаться в ситуации крайне тяжелой, – это большой вопрос. Например, в Самарской области встанет «АвтоВАЗ» и область через месяц превратится в регион с очень тяжелой экономической ситуацией: начнется безработица, перестанут поступать налоги. И очень тяжело будет объяснить людям, что в этом виноват экономический кризис, а не новый губернатор.
- Ряд наблюдателей считает, что смена губернатора Кировской области предполагает начало процесса объединения региона с соседним Пермским краем. Это действительно так?
- Я даже не знаю, откуда такие разговоры взялись. Я сторонник объединения субъектов Федерации. Я принимал участие в процессе объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и могу точно сказать, что процесс объединения возможен только в том случае, если у регионов есть для этого глубокие исторические, экономические и культурные связи. В случае с Прикамьем они были. Но заниматься объединением ради объединения или только ради экономического эффекта нельзя. К тому же экономический эффект в данном случае весьма эфемерен и во многом связан с какими-то преференциями со стороны федерального центра, которые в условиях экономического кризиса вряд ли могут быть. Поэтому я считаю, что объединение Кировской области и Пермского края – не разговор.
- Есть мнение, что формировать свою команду вы будете за счет коллег по демократическому движению, работе в СПС. В частности, ходят слухи, что вы заберете с собой в Кировскую область своего коллегу по Заксобранию Прикамья, потенциального лидера пермского регионального отделения «Правого дела» Сергея Щерчкова, а также бывшего лидера регионального отделения СПС Андрея Некипелова в Челябинской области.
- Команда будет формироваться не по принципам партийной лояльности, а только по профессиональным принципам. Сергей Щерчков – единственный человек, который получил такое предложение. Просто я знаю профессиональные качества. Что касается Андрея Некипелова, то с ним разговора не было. Насколько я понимаю, у Андрея есть свои планы по выборам в Челябинскую городскую Думу, которые будут в марте. Думаю, если у него это получится, он будет более полезен и эффективен в рамках городского парламента.
- Решение забрать к себе Щерчкова подрывает работу по созданию «Правого дела» в Прикамье. Как будет решаться данный вопрос?
- Он обсуждается. Как раз сейчас я нахожусь в Перми, чтобы поговорить об этом.
- После утверждения на губернаторском посту вы продолжите свою карьеру обозревателя на радиостанции «Эхо Москвы», где ведете программу «Одной правой»?
- Это не карьера, это хобби. Я начал выступать в качестве спортивного комментатора во время Чемпионата Европы по футболу. Думаю о том, чтобы продолжать сотрудничество с этой радиостанцией, оно мне интересно. Я встречался вчера с главным редактором «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым, мы начали думать на тему дальнейшего совместного сотрудничества. Может быть, придется что-нибудь в формате передачи изменить. Есть ведь темы, которые интересны для аудитории «Эха Москвы» и также являются профильными для губернатора, например, вопрос межбюджетных отношений, региональной политики, местного самоуправления, механизмов борьбы с кризисом.
- Свою семью будете перевозить в Кировскую область?
- Ну, когда я уехал в Москву, семья переехала с разницей в полгода, может быть больше. Сейчас решаем вопрос. Старшему сыну шесть лет, на следующий год он должен пойти в школу, посмотрим, где он в эту школу пойдет.
- Говорят, что вы в Кирове были недавно, вас видели в одном из ночных клубов. По словам очевидцев, отжигали вы не по-детски.
- Да, я был в Кирове с Сергеем Щерчковым. Это связано не с какими-то политическими задачами, а с сугубо личными мотивами: мы были на дне рождения общего знакомого. Да, мы были в ночном клубе. Разве было бы интересно день рождения праздновать в здании обладминистрации? (смеется).
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.