Кремль: Нам не хватает информации
Социально-экономический коллапс, порожденный финансовым кризисом, который с такой тревогой ждут в следующем году, невозможно остановить, не имея с мест достоверной информации о ситуации. А официальные данные Кремль не устраивают своей необъективностью. В УрФО уже зафиксированы одна голодовка и 20 митингов. Из-за долгов по кредитам появились случаи суицидов (сегодня они были признаны официально). Как эти явления предотвратить, если власть не знает, что происходит в регионах. Поэтому государство обратилось к профсоюзам. Сегодня уральский полпред Николай Винниченко позвал к себе вожаков этого движения со всех регионов УрФО. Корреспондент «URA.Ru» полдня находился в их компании, и сильно сомневается в том, что властям дадут достоверную картину происходящего в стране. Подробности – в репортаже нашего агентства.
Новый уральский полпред Николай Винниченко, назначение которого совпало с началом социально-экономических потрясений, как в стране, так и в УрФО, начал свой первый крупный проект – собственно, с борьбы с последствиями кризиса в вверенной ему территории. Именно этим можно объяснить его сегодняшнюю встречу с лидерами профсоюзных объединений, представляющих все регионы федерального округа. Сотрудничество с профсоюзным движением, по замыслу Кремля, должно дать властям информацию о реальном положении дел в субъектах РФ: в городах и районах, на крупных предприятиях.
Не секрет, что в уходящем году кризис только начал набирать темпы и основной удар по экономике, а, следовательно, и социальной сфере, придется на 2009 год. Отсюда – ожидание голодных бунтов, акций протеста уволенных и прочих проявлений недовольства населения. Мониторинг ситуации даст возможность упредить эти негативные процессы.
Встреча носила рабочий, полузакрытый характер, так как не анонсировалась ни профсоюзами, ни полпредством. Мало кто знал и о приезде по этому случаю в Екатеринбург важного московского гостя – зама главы Федерации профсоюзов Давида Кришталя, который на переговорах с полпредом должен был играть роль главного.
Перед приходом к Винниченко профлидеры УрФО встретились на нейтральной территории. Корреспонденту «URA.Ru» удалось проникнуть на это мероприятие. Находиться там стоило хотя бы для того, чтобы понять, с чем пойдут к полпреду лидеры общественников, и так ли будет отличаться сказанное здесь от сказанного перед Винниченко. На самом деле, оказалось, что между собой профсоюзники более откровенны.
Зам главы Федерации независимых профсоюзов РФ Давид Кришталь говорил об информационной политике профсоюзов в кризисный период: «Да, сегодня все признали наличие кризиса. Кто-то его называет турбулентностью, кто-то жесткой посадкой. Я бы назвал его такой жесткой посадкой, при которой мы отбили себе зад. Причем, падая, мы отбили зад и сели на вершину горы, с которой продолжаем падать вниз… Сейчас пресса обвиняет Шмакова (глава ФНП РФ, – прим. «URA.Ru») в том, что профсоюзы не делятся информацией с журналистами. Мол, профсоюзы не дают данных. А зачем их давать? Так делать ни в коем случае нельзя!».
Напугав коллег сравнениями о том, что экономика страны «отбила себе зад», господин Кришталь решил их тут же успокоить: «В принципе, в кризисе нет ничего страшного. Мы все учились в школе. Все знаем, что это такое. Кризис – это нормальное явление для экономики. Что делать в этой ситуации? Во-первых, нужно работать плотно с правительством. Во-вторых, нужно работать с людьми. Людей мы не отдадим. В кризисе виноваты те, кто заработал раньше на нефти сотни миллионов долларов. В этом плане мне нравится высказывание Жириновского, который сказал: «Сейчас с удовольствием мы посмотрим на инфаркты у миллионеров, которые начали терять свои состояния».
Начался перерыв, в котором можно было поговорить с каждым из региональных лидеров профсоюзного движения в УрФО и узнать, что происходит сегодня в их территориях, на крупных предприятиях. Однако сделать это оказалось очень не просто. После вводных, полученных от начальства, коллеги Давида Кришталя говорили о том, во что, честно говоря, с трудом верится. К слову, несколькими днями ранее представители свердловских профсоюзов заявляли (и, судя по всему, не врали), что к концу года в области ожидается сокращение порядка 100 тыс. человек. Председатель областной федерации Андрей Ветлужских признавал, что во время кризиса 1998 года на бирже стояло 50 тыс. человек. Сейчас ситуация усугубляется: рабочие взяли много кредитов, потеряв работу, приходят в отчаянье. По словам Ветлужских, уже зафиксированы случаи суицидов.
Обладая хотя бы этими данными, можно было представить, что ситуация в соседних регионах не может быть лучше. Но, если верить собеседникам, то Средний Урал, по сравнению с ними, принял на себя самый тяжелый удар всего мирового кризиса.
Так, к примеру, председатель организации профсоюзов Курганской области Владимир Андрейченко в беседе с «URA.Ru» хвастал тем, что год назад в регионе безработица была на уровне 12 тыс. человек. А сегодня и то меньше – 9,5 тыс. человек. По состоянию уровня производства официальных данных у него не оказалось. Сокращения Зауралье почти не коснулись – всего 130 человек в октябре-ноябре. Правда, по собственному желанию уволилось более 1 тыс. человек. Ну, и в отпусках еще находятся 2,1 тыс. человек. Следующий год будет на самом деле трудным, признал господин Андрейченко – в службу занятости предприятия дали заявку на сокращение ими 2,2 тыс. человек.
Коллега Андрейченко из Челябинской области, глава организации профсоюзов Николай Буяков сообщил «URA.Ru», что его волнует уровень производства в регионе: в металлургии он упал в октябре на 20%, в ноябре – на 60%, в декабре предприятия этой отрасли разместили заказ только на 30%. Но, не смотря на это, по словам Буякова, сокращений мало. К примеру, на ММК, где коллектив насчитывает 24 тыс. человек сократили всего 130 человек. Но в будущем году будет вал увольнений. В службу занятости поданы заявки компаниями на сокращение 6,4 тыс. человек. Безработица выросла всего на 0,1% по сравнению с докризисным периодом. «Думаю, в 2009 году выше 3% уровня безработицы не будет, – дал свой прогноз Буяков. – Мы ведь готовим около 5 тыс. рабочих мест. Есть 15 тыс. вакансий. А еще в августе их было 28 тыс. Это говорит о том, что население идет на биржу и получает работу».
К слову, пока я беседовал с лидером челябинских профсоюзов, в это время, как потом мне рассказали коллеги, в Челябинске губернатор Петр Сумин в буквальном смысле кричал на своих подчиненных и требовал ответить ему, почему у них рабочий день заканчивается в шесть вечера, когда нужно сидеть денно и нощно и думать о том, что делать с темпами сокращений, которые, по его, губернатора, информации составят в 2009 году ежемесячно по 37 (!) тыс. человек.
Но самым интересным собеседником оказался глава межрегионального объединения организаций профсоюзов Тюменской области Михаил Кивацкий, в компетенцию которого входят и Югра, и Ямал. Уже перед самым заседанием у полпреда, в резиденции на Октябрьской, 3 мне удалось побеседовать с ним прямо в зале для совещаний. Пока его коллеги готовились доложить полпреду Винниченко о работе по борьбе с кризисом, господин Кивацкий говорил, что «в Тюменской области власть и профсоюзы активно собирают данные о ситуации в регионах». «Состояние уровня промышленного производства… (пауза) Таких цифр нет. Но мы знаем, что не совсем благополучная ситуация в таких отраслях, как геологоразведка, в нефтегазовом сервисе. У нефтяников Тюменской области не все так плохо. К примеру, «Сургутнефтегаз» практически не пострадал от кризиса, так как у него очень небольшие объемы нефти шли на экспорт, – радовался за господина Богданова профсоюзник. – Пострадали ведь те компании, кто много экспортировал».
По словам вожака профсоюзного движения, до недавнего времени долгов по зарплате в трех регионах «тюменской матрешки» не было вообще. Сегодня они появились и составляют очень серьезную сумму – 202 млн. рублей. «За октябрь-ноябрь мы отметили рост количества обращений в профсоюзы. Он вырос в два раза. Уровень безработицы вырос незначительно – с 6 тыс. человек до 7,6 тыс. человек. Темп роста безработицы составляет 2,5% в неделю. По объемам сокращений в Тюменской области, в Югре и на Ямале у меня тоже пока данных нет».
Мою беседу с Михаилом Николаевичем прервал сотрудник полпредства, который подошел представить Кивацкому своего коллегу, главного федерального инспектора по Ямалу Александра Калиберду. У последнего, как я понял, был весьма важный вопрос к Кивацкому:
– Вот вы тут нам предоставили данные, собранные вашей организацией по Ямалу, – обратился молодой ГФИ к тюменцу. – У меня вопрос: представлены проблемные ситуации на предприятиях «Черногорнефть» и «Ямалнефтегазгеология». Так вот у нас таких предприятий в регионе нет вообще. Первого не было никогда, а второе было ликвидировано два года назад!
– Как же так?! Не знаю, в чем дело. Мы ведь все данные берем из отраслевых профсоюзов, – пытался выйти из неприятной ситуации господин Кивацкий.
– Вот завтра полпред собирает видеоконференцию с губернаторами и Ямалу достанется, – укорил его внимательный и скрупулезный Александр Калиберда.
Тем временем, в зал вошел Николай Винниченко. Полпред говорил о том, что профсоюзы – самая мощная организация, что только в УрФО в ней состоит порядка 2 млн. человек. Он попросил у профсоюзов помогать ему в части данных с мест. «Мы отслеживаем ситуацию, но собранные через официальные источники данные необъективны. Поэтому мы бы хотели получать от вас объективную информацию. Во-вторых, необходимо постоянно мониторить ситуацию с выплатами зарплаты на предприятиях. Прошу от вас помощи в получении этих мониторингов. В последние месяцы в УрФО наблюдается ситуация падения уровня зарплаты. В итоге мы имеем уже одну голодовку. Не хотелось бы, чтобы это повторилось. Информация о случаях задержки зарплаты или ее невыплате нам необходима для предупреждения подобных ситуаций. В-третьих, помогите переобучить уволенных людей. Процент предприятий малого и среднего бизнеса в УрФО невелик по сравнению с другими регионами. Поэтому необходимо создавать больше рабочих мест посредством роста предприятий малого бизнеса. В-четвертых, из-за недовольства граждан и роста волнений мы наблюдаем различные акции и выступления недовольных. По нашим данным, их зафиксировано уже 20. Выходите на предприятия и попробуйте обеспечить социально-политическую стабильность. Разъясняйте людям решения президента, правительства РФ. Общайтесь с ними», – жестко говорил господин Винниченко.
Уходя с закончившейся открытой части совещания, меня заботил один вопрос – интересно, неужели сейчас те, с кем я сегодня говорил, рассказывают полпреду о росте безработицы у себя в регионе на 0,1%, о сокращениях в объемах 130 человек на область, о том, что данные о падении уровня промпроизводства и данные о прогнозах по высвобождению рабочих мест на предприятиях у них еще не подсчитаны? При мысли о том, что это действительно так, стало не по себе.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.