Сечин установил слежку за людьми Нарышкина
Между бывшими сослуживцами кремлевских бонз, владеющими нефтегазовыми активами, начался передел собственности. Во многом этому способствуют последствия кризиса, до начала которого структуры приятелей высших чиновников страны взяли кредиты и теперь не могут по ним расплатиться. Что-то похожее происходит в нефтяном холдинге Urals Energy, созданном сослуживцем Сергея Нарышкина по Бельгии Вячеславом Ровнейко и Леонидом Дьяченко, бывшим зятем Бориса Ельцина. Компании пришлось расстаться с двумя серьезными активами, которые могут перейти «Роснефти», контролируемой старым разведчиком вице-премьером Игорем Сечиным. В управление Urals Energy уже введен очередной выходец из спецслужб и зовут его, по странному совпадению, Василий Сечин. Подробности – на «URA.Ru».
В нефтяном холдинге Urals Energy появился новый независимый директор. Им стал некто Василий Сечин, в карьерном списке которого значится работа в органах госбезопасности (1987-1996 годы), где он курировал нефтегазовую промышленность Тюменской области. В компании не уточняют, имеет ли господин Сечин отношение к вице-премьеру правительства РФ, курирующему российский ТЭК, Игорю Сечину. Между тем, СМИ сообщают, что назначение уже было воспринято в штыки одним из акционеров Urals, который назвал приход нового директора в компанию нелегитимным.
Узнать что-либо о прошлом Василия Сечина оказалось невозможным. Источники в органах власти Ямала, Югры и Тюменской области в беседе с «URA.Ru» признались, что в первый раз слышат об этом человеке. Поисковая система «Яндекс» выдает лишь информацию о некоем швейцарском режиссере Василии Сечине.
О ближайших родственниках высокопоставленного однофамильца и коллеги Василия Сечина по службе в КГБ – Игоря Сечина - известно лишь то, что у вице-премьера есть сестра-близнец Ирина. Источники нашего агентства не исключили, что речь может идти, к примеру, о двоюродном брате главы совета директоров «Роснефти» по линии отца. «В этих родовых кланах возможно все, – говорит один из собеседников нашего агентства, напоминая о том, сколько высокопоставленных родственников работает в смежных отраслях и компаниях. – Насколько мне известно, в 1982 году Игорь Иванович получил диплом филолога, потом два года учился в Высшей школе КГБ, а в 1984-1988 по линии этого ведомства служил в Анголе. Получается, что в это время Василий Сечин начинал карьеру нефтегазового куратора в органах госбезопасности. Сейчас, кстати, в Девятом отделе управления «П» (Промышленность), который еще называют «нефтяным», работает капитан ФСБ, а может уже и не капитан, а выше, Андрей Патрушев». К слову, три года назад Патрушев-младший был назначен советником Игоря Сечина в «Роснефти».
Примечательно, что у создания Urals Energy также стояли бывшие службисты. Некоторое время назад пресса сообщала, что один из учредителей холдинга, президент компании Вячеслав Ровнейко работал по линии КГБ в Бельгии. Там же до 1992 года «под крышей» советского Госкомитета по науке и технике трудился выпускник Краснознаменного института КГБ, а ныне глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин. Структуры совместного российско-британского предприятия «Юралс» («Юралс-Кемикалз», «Ю-Тра», «Юралс Ойл»), акционером которых был Ровнейко, оперировали нефтепродуктами «Киришинефтеоргсинтеза», расположенного в Ленинградской области и вошедшего позже в структуру «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова. А известный нефтетрейдер и друг Владимира Путина по работе в спецслужбах Геннадий Тимченко, чья группа Gunvor сейчас является основным трейдером «Роснефти», входил в руководство финского филиала «Юралса» – IPP (International Petroleum Products).
Связи с бывшими разведчиками поддерживает еще один основной акционер Urals Energy – Леонид Дьяченко, экс-зять президента РФ Бориса Ельцина. В 90-е годы Дьяченко познакомился с партнерами нефтетрейдера Андрея Панникова, бывшего работника советской разведки в Швеции. Сотрудничество Дьяченко и друзей Панникова, который, кстати, сам являлся соучредителем предприятий «Юралса», проходило в рамках российской правительственной программы «Нефть в обмен на детское питание», которая обеспечивала льготное налогообложение.
В начале 90-х годов группа Urals Energy владела тремя добывающими предприятиями в Коми - «Тэбукнефть», «Ухтанефть» и «РКМ Ойл». В 2003 году они были проданы ЛУКОЙЛу за 4.2 млрд. рублей, а акционеры зарегистрировали на Кипре компанию Urals Energy Public Company Ltd. Позже в нее вошли нефтегазовые активы с лицензиями на острове Сахалин, в Тимано-Печорском бассейне (в том числе в Ненецком автономном округе и Коми), в Удмуртии, Иркутской области и Якутии. В Иркутской области холдингу принадлежало ЗАО «Дулисьма» с лицензией на Дулисьминское нефтегазоконденсатное месторождение, которое по соглашению с «Транснефтью» в 2007 году должно было быть подключено к трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан».
Еще одним крупным проектом с государством для Urals Energy могло стать участие холдинга в строительстве крупного нефтеперерабатывающего завода, первого со времен Советского Союза. Эту идею в 2008 году вместе с другими компаниями малого ТЭКа руководство холдинга обсуждало с Игорем Сечиным. После встречи вице-премьер заявил о поддержке проекта НПЗ. Завод мощностью не ниже 12 млн. тонн и стоимостью около 8 млрд. долларов предполагалось построить на принципах частно-государственного партнерства.
Однако все эти планы, похоже, могут закончиться ничем. В начале этого года Urals Energy пришлось передать Сбербанку доли в двух крупных активах – 99% акций ЗАО «Дулисьма» и 35,3% в ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» с лицензией на якутское месторождение, которое относится к стратегическим участкам. Процесс перехода прошел в счет погашения 630 млн. долларов, которые холдинг приятеля Нарышкина задолжал госбанку по кредитам. Погасить займы Urals Energy должен был осенью прошлого года, но сделать этого не смог. Просрочка выплат по кредитам составила около 130 млн. долларов.
Теперь эти активы находятся во владении ООО «Сбербанк-Капитал», структуры, специально созданной Сбербанком для управления долговыми активами. Эксперты считают, что предприятия Urals Energy не могут быть интересны госбанку, так как нынешняя их рыночная стоимость ниже размера выданного кредита. Поэтому Сбербанк постарается продать их крупным нефтяным компаниям. В числе наиболее вероятных покупателей называется «Роснефть». Вероятно, введение в Urals Energy независимого директора в лице Василия Сечина как раз подтверждает эти прогнозы.
Интересно, что тренд Сбербанка по созданию спецкомпаний, управляющих долговыми активами, перенял другой крупный госбанк – ВТБ, учредивший «дочку» «ВТБ Долговой центр». Кстати, и здесь места в руководстве занимают родственники влиятельных силовиков. Вице-президентом ВТБ является старший сын секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева – Дмитрий, который отвечает за выдачу кредитов нефтяным компаниям. В число его коллег по корпорации входят старший вице-президент ВТБ Тамара Степашина и зампред правления «ВТБ Северо-Запад» Денис Бортников, сын директора ФСБ.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.