Суд решает судьбу уральского моногорода
Ситуация с заводами «Эстара» во всех субъектах РФ одинаково плачевна, разнится лишь отношение к ней со стороны губернаторов: челябинский спасает завод «в ручном управлении», новосибирский – намерен посадить собственников, а вот пермский – просто не замечает проблемы |
Нытва – типичный моногород в общепринятом сейчас понимании. В городке с населением 20 тыс. человек работают два градообразующих предприятия – Пермский фанерный комбинат и Нытвенский металлургический завод, входящий в столичную Группу компаний «Эстар» (25% плюс одна акция принадлежат Ростехнологиям). В благие докризисные времена предприятие занималось изготовлением заготовок монет для Гознака, товаров народного потребления (столовых приборов), стальной ленты для автопрома и т.д.. Сейчас дела на заводе обстоят плачевно: из трех основных цехов работает только один, по производству оцинкованной ленты. Да и тот загружен лишь на 1/3. 67 человек сокращено, планируется сократить еще около 200 человек. Остальные 1200 человек - находятся в оплачиваемых отпусках с сохранением 2/3 тарифа. Финансовое положение завода можно без преувеличения назвать кошмарным. 2,5 млрд. рублей составляет долг по договорам поручительства за другие предприятия Группы. 330 млн. рублей – собственные кредитные обязательства «Нытвы» перед банками (самым крупным кредитором является Сбербанк, которому завод должен 250 млн. рублей).
В последних числах марта было объявлено о том, что Нытвенский металлургический завод в числе еще пяти заводов группы (в том числе Новосибирского и Златоустовского) перейдет в собственность от основателя Группы, депутата Госдумы Вадима Варшавского к президенту холдинга «Эстар» Абукару Бекову, который в компании еще с тремя топ-менеджерами Группы планировал создать отдельное предприятие - ООО «БКМ-Металлургия». Подробности сделки держались в секрете, и в течение месяца было неизвестно, кто же именно является хозяином заводов. На днях было объявлено о расторжении сделки. Таким образом, решать проблемы своих активов должен Варшавский, который ранее успел заявить о том, что больше не является владельцем «Эстара», но потом был вынужден дезавуировать это заявление.
В четверг, 2 июля, Арбитражный суд Прикамья должен рассмотреть иск собственников о признании «Нытвы» банкротом. Опережая события, заметим, что до сих пор ни один из активов Группы, несмотря на тяжелое состояние, обанкрочен не был.
Между тем, пермские власти пока вообще не спешат действовать. Работники завода еще не подхватили «пикалевский синдром»: не проводили акций протеста и не перекрывали федеральных трасс. Сотрудники «Нытвы» мирно писали обращения к президенту и премьеру, но ответа, впрочем, так и не дождались. Глава Нытвенского района Виталий Трефилов обращался к депутату Госдумы от Пермского края Михаилу Гришанкову: он просил содействия в получении для завода оборонного заказа на производство колпачков для патронов, однако обращение действия не возымело. Губернатор региона Олег Чиркунов, занятый развитием Перми, вообще не вмешивается в ситуацию. Ни одной встречи с собственником завода проведено не было. «Губернатор в курсе проблемы, но ситуация на заводе не требует его личного вмешательства», - пояснил позицию краевого руководства министр промышленности региона Дмитрий Теплов. Между тем, в отношении к активам «Эстара» со стороны руководства разных регионов прослеживаются две тенденции.
Златоустовский вариант: торжество ручного управления
Южноуральский актив «Эстара» - Златоустовский металлургический завод (ЗМЗ) стал самым проблемным предприятием Челябинской области. К апрелю на заводе было остановлено до 90% производства. Долги по заработной плате составили около 100 млн. рублей. Работники проводили акции протеста. В частности, серию акций, в том числе голодовок, организовывал вальцовщик первого прокатного цеха Александр Негребецких, заявлявший о том, что руководство ЗМЗ способствует развалу предприятия. За этим последовало обращение руководства группы в арбитражный суд с вопросом о банкротстве предприятия. Областные власти поначалу не возражали против банкротства. Как и собственник, они видели в этом способ финансового оздоровления, однако затем позиция региональной администрации резко изменилась. Чиновники заподозрили, что завод не сможет начать работу, рассчитаться с долгами по зарплате, начнет избавляться от семитысячного рабочего коллектива. Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска, однако региональные власти еще до вынесения решения начали спасать ситуацию. Был запущен так называемый принцип ручного управления. Губернатор Петр Сумин созвал совещание с участием заводского начальства и собственников группы, итогом которого стал протокол, с подачи идеологов областной администрации получивший название плана спасения ЗМЗ. Его пункты предусматривали постепенный, но при этом максимально быстрый запуск основных производственных мощностей и скорейшее погашение долга перед работниками. Позднее появился дополнительный пункт плана: попросить полпреда президента в УрФО Николая Винниченко переговорить с его коллегой из Приволжского федерального округа Григорием Рапотой: большинство крупнейших должников ЗМЗ расположены именно на его территории. Затем в Златоусте побывал десант депутатов Госдумы, занимающих видные посты в «Единой России». Также на заводе фактически было введено внешнее управление, которым занялся спецпорученец Сумина – первый замминистра промышленности области Владимир Елистратов. Он лично утверждал производственные планы и участвовал в переговорах с кредиторами и должниками завода. В настоящее время на заводе долги по зарплате практически погашены.
Новосибирский вариант: приказано уничтожить
ОАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина», также входит в Группу «Эстар», с 1 декабря прошлого года практически остановило производство и направило в вынужденный отпуск порядка 75% всего персонала. В январе работа предприятия была частично возобновлена, но с апреля дела вновь ухудшились. Сейчас в вынужденных отпусках находится 90% рабочих – это 2700 человек.
Завод обременен кредитами на сумму 4 млрд. 773 млн. рублей. Из этого кредитного портфеля на собственные нужны новосибирского завода потрачено только 700 миллионов рублей. Остальные кредиты были взяты в интересах группы компаний «Эстар». В конце мая завод им. Кузьмина инициировал процедуру своего банкротства, подав иск в Арбитражный суд Новосибирской области. Предварительные слушания по иску состоятся 3 июля. В отличие от челябинского губернатора Петра Сумина, который пытается разрешить проблему мирным путем, глава Новосибирской области Виктор Толоконский проявил себя как сторонник радикальных мер. После акции протеста в Пикалево, триумфального визита туда премьера Владимира Путина и заявления президента Дмитрия Медведева, что главы регионов должны активно вмешиваться в ситуацию на кризисных предприятиях (в противном случае губернаторы могут потерять свои рабочие места), Толоконский решил написать письмо в генпрокуратуру. Губернатор обратил внимание генпрокурора Юрия Чайки на бездействие акционеров предприятия при наличии спроса на продукцию. Как сообщили «URA.Ru» в пресс-службе ГУВД Новосибирской области, после обращения силами ОБЭП была проведена проверка, по результатам которой главк возбудил уголовное дело о преднамеренном банкротстве (статья 196 УК РФ). Обвинения по делу пока никому не предъявлены. Но губернатор настроен решительно, он настаивает на преднамеренном банкротстве актива со стороны собственников.
Как мы видим, ситуация с заводами «Эстара» во всех субъектах РФ одинаково плачевна, разнится лишь отношение к ней со стороны губернаторов: один спасает завод «в ручном управлении», второй – намерен посадить собственников. От грядущего заседания суда в Пермском крае все герои истории ждут разного. «В нынешней ситуации не знаю, как сложится. Если будет принято решение о финансовом оздоровлении предприятия – это хорошо, а если все имущество будет пущено с молотка в счет оплаты долгов перед кредиторами – это плохо», - сомневается глава профкома «Нытвы» Ирина Штулятьева.
«Лучше бы отказать в конкурсном управлении. Предприятие может работать, у него есть заказы, но нет оборотных средств, потому что «Эстар» выгреб все деньги с предприятия», - считает глава Нытвенского района Виталий Трефилов.
«На данном этапе в банкротстве ничего страшного нет. Однако если вопрос не будет решен и не удастся прийти к соглашению, судьба предприятия окажется под вопросом», - полагает министр промышленности Пермского края Дмитрий Теплов.
Между тем, очевидно, что, обанкротив предприятие, проблему не искоренить. Позволим себе быть нескромными и дать губернатору Олегу Чиркунову один совет: может, пора уже «вылезти из-под стола», как его коллеги в Челябинской и Новосибирской областях, и попытаться решить вопрос, не дожидаясь социальных взрывов и возникновения первого «пермского Пикалево»?
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.