Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

Тюмень, Югру и Ямал лишают статуса регионов-доноров

Министр регионального развития РФ: Все субъекты РФ станут реципиентами, кроме Москвы и Питера
Виктор Басаргин (на фото) первым в России заявил, что регионов-доноров в России в скором времени не будет. А потому надо полностью пересматривать межбюджетные отношения
Северные регионы УрФО, которые традиционно считались локомотивами российской экономики, рискуют уже к концу этого года стать субъектами-реципиентами, которым наравне с другими некогда мощными территориями понадобятся дотации центра. Такой прогноз сегодня дают некоторые федеральные газеты со ссылкой на представителей правительства РФ. Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, известный, кстати, своими уральскими корнями, вообще считает, что в скором времени в России из 13 доноров останутся только два – Москва и Питер. Эксперты соглашаются с чиновником, констатируя, что бюджеты Тюмени, Югры и Ямала еще не прошли до конца все испытания. Правда, на кошельках населения, полагают они, это не скажется, под нож попадут программы развития. Подробности – в материале «URA.Ru».

На днях в российские регионы из федерального бюджета поступили первые деньги, которые российский кабинет министров выделил для выравнивания бюджетной обеспеченности. Порядка 54 субъектов РФ получили более 58 млрд. рублей финансовой помощи. Как пишет пресса, еще 75 млрд. рублей должны прийти в середине сентября. Однако, по мнению экспертов, этих денег явно не хватит на решение даже первоочередных проблем территорий, в бюджетах которых наблюдается катастрофическое снижение главных поступлений – от налога предприятий на прибыль. Особенно это чувствуется в тех регионах, где работают компании, чья продукция была ориентирована на экспорт и где преобладала моноэкономика.

Входившие в список 13 регионов-доноров Свердловская, Челябинская области и соседний с ними Пермский край уже встали в очередь наряду с другими мощными регионами за федеральными дотациями. Как известно, бюджет Южного Урала получит 4,6 млрд. рублей, свердловчане и пермяки – по 1,4 млрд. рублей.

Высока вероятность того, что уже к концу года вслед за южной частью УрФО реципиентами станут также нефтегазовые Тюмень, Югра и Ямал. Рассуждая на тему бюджетного выравнивания, «Новые известия» приводят цитату министра регионального развития Виктора Басаргина, который заявил, что в скором времени донорами могут остаться лишь обе столицы. «Останутся только два региона – Москва и Санкт-Петербург. Все остальные не будут донорами в случае, если ситуация либо сохранится такой же, как есть, либо будет развиваться негативно», – сказал министр. По весенней оценке министерства, доходы региональных бюджетов в этом году могут сократиться на 1 трлн. рублей по сравнению с прошлым годом.

Напомним, что еще в начале года бюджеты регионов «тюменской матрешки» были секвестрированы в объеме более 135 млрд. рублей. А местные чиновники в приватных разговорах рассказывали, что им запретили командировки, суточные и представительские, лишили 13-й зарплаты. Пессимисты заявляют, что это не предел, и советуют готовиться к худшему.

Похожую точку зрения в беседе с «URA.Ru» высказывает директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, которую называют одним из крупнейших специалистов по экономической географии. Она же, по словам ее коллег, имела отношение к подготовке доклада о положении моногородов президенту РФ Дмитрию Медведеву, после которого глава государства заявил о том, что у российской экономики нет будущего, если не начать менять ее структуру.

«Доходы в бюджетах северных регионов от налога на прибыль упали в семь-восемь раз. Соответственно эти территории лишаются средств не только на инвестиционные расходы. У них будет дефицит средств также на исполнение социальных гарантий. В этой ситуации неизбежна донорская помощь из федерального бюджета. Действительно, по расчетам Минрегиона, из субъектов-доноров в России останется Москва, которую убить невозможно. Не дадут умереть Питеру. В этих городах расположены штаб-квартиры всех крупнейших корпораций. Что касается остальных территорий, то, как видно, Федерации приходится включать режим ручного управления. Это плохой режим, так как он оставляет широкие возможности для лоббизма. К примеру, в Самарской области, где обосновался господин Чемезов, эта помощь гораздо больше, чем в других регионах. Необходима нормальная формула, которая бы учитывала большинство индикаторов, показывающих глубину кризиса в том или ином регионе. Нужно также учитывать политику региональных властей по сокращению бюджетных расходов, – говорит Наталья Зубаревич. – Бюджет Югры жил очень хорошо в первой половине 2000-х годов. Но как только у региона отняли НДПИ, бюджет перестал расти, а с учетом инфляции он сокращался. Прежнего шика в ХМАО не будет. В будущем сильно урежется и бюджет Тюменской области. Они очень хорошо жили последние два года, получали часть НДПИ от северных округов, но этот налог сейчас полностью забирает Федерация. Кроме того, у тюменцев была прописана ТНК-ВР. Сейчас эти источники рушатся. Хорошо то, что в Тюмени экономическая политика была направлена на инвестиции и им есть что сокращать, и будет это менее болезненно. У Ямала бюджет меньше, там тоже стоит ожидать проблем. Спад производства в «Газпроме» – катастрофический. Экспорт в концерне, по моим данным, сократился на 25%, объемы производства упали на 20%. Соответственно, доходная база бюджета региона тоже будет сокращаться. Вообще, сегодня у всех регионов проблемы. Но самый богатый бюджет по душевым доходам был в Югре, на Ямале и в Москве. Москва урежет свои инвестиционные программы. Но пока месячные собственные доходы Москвы упали на 24%. Столица позже других ощутила разгар кризиса. С марта доходы здесь продолжали расти (в рублях). В сильных регионах доходы начали падать еще в ноябре. Особенно сильное падение было отмечено в январе-феврале. Сейчас оно продолжается, но более медленно».

Менее категоричен в прогнозах руководитель региональных программ Фонда информационной политики Александр Кынев. По его словам, поскольку речь идет об общем ухудшении положения по всей стране, говорить о том, что внутри какого-то конкретного региона ухудшится социальное самочувствие – не приходится. «Нефтегазовые регионы, такие как Ямал, Югра, Тюменская область, имеют ситуацию снижения доходов, но все-таки они находятся в лучшем положении, чем регионы промышленные, металлургические. Если посмотреть рейтинги фонда «Общественное мнение», то можно видеть, что нефтегазовые регионы находятся в лучшем самочувствии, нежели их соседи, – говорит Кынев. – Да, ситуация ухудшается, да, снижение доходов от продаж энергоресурсов хуже, чем раньше. Но в лучшем положении те регионы, где удалось создать некую подушку».

По мнению Александра Кынева, сокращение бюджетов в «тюменской матрешке» повлияет на инфраструктурные проекты - к примеру, строительство дорог: «Люди на своих кошельках это снижение не почувствуют. Просто улучшение жизни населения замедлится. Так должна действовать логически любая администрация. Что касается регионов с тяжелой промышленностью – там вопрос другой. В нефтегазовых регионах нет проблемы высвобождения кадров. Вот в соседних – Свердловской и Челябинской областях - людей отправляют в вынужденные отпуска, сокращают рабочую неделю и так далее. И здесь вопрос федерального уровня, вопрос структуры экономики. И дотации, о которых объявлено, вряд ли помогут».

А директор Института региональной стратегии, и. о. главы тюменского регионального отделения «Правого дела» Александр Безделов вообще ставит под сомнение мнение министра Басаргина: «Его заявление пока еще не обосновано документами. Да, по факту Тюменская область стремится к тому, чтобы не быть регионом-донором, так как в регионе кардинально снизились доходы от НДПИ. Безусловно, это серьезным образом повлияло на бюджет области. Что касается Югры и Ямала, то не исключено, что и с этими регионами произойдет то же самое. Пока неясно, в каком виде будут приняты поправки в Налоговый кодекс и как изменится процедура межбюджетных отношений регионов и Федерации. Я имею в виду НДПИ. Но особого влияния на бюджеты регионов эти поправки не окажут. Выпадающие доходы будут заменены трансфертами из федерального бюджета. Они будут меньше, чем НДПИ, но они позволят держать властям на плаву исполнение социальных программ. Конечно же, бюджеты развития снизились. Самая важная задача, которая сейчас стоит перед региональными властями, – сохранить уровень социальных расходов на прежнем уровне или на минимально достаточном для сохранения социальной стабильности в территориях. И это, я думаю, им удастся. От того, что сказал Басаргин, ничего не зависит. Он констатировал факт. При условии повышения цен на нефть (может быть, не до 150 долларов, как было раньше, может быть, поменьше) регионы «тюменской матрешки» смогут вернуть себе статус доноров».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...