Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

Срочно! Губернаторы предлагают Кремлю новую муниципальную реформу

Поворот на 180 градусов
              Сломав зубы о самостоятельность бедных деревень, главы субъектов РФ просят в экстренном порядке внести поправки в законодательство
Сломав зубы о самостоятельность бедных деревень, главы субъектов РФ просят в экстренном порядке внести поправки в законодательство

Россию, возможно, ждет новая реформа местного самоуправления, за которую ратуют губернаторы, считающие, что муниципальных образований в стране пусть лучше будет меньше, да лучше. От лица поборников оптимизации численности муниципалитетов выступил губернатор Челябинской области Петр Сумин. На окружном совещании по совершенствованию межбюджетных отношений глава Южного Урала призвал федеральный центр заметно упростить процедуру укрупнения муниципалитетов, фактически отменив обязательный в таких случаях местный референдум. Пожелания были высказаны вице-премьеру Сергею Собянину, под началом которого разрабатывалась нынешняя модель устройства местной власти в России.

Борьба против излишне большой, по мнению региональных чиновников, численности муниципалитетов поселенческого уровня в Челябинской области ведется с 2007 года. Тогда правительство Южного Урала с опорой на власти муниципальных районов инициировало серию местных референдумов в сельских поселениях с целью объединить их между собой. В администрации губернатора был составлен список из почти 70 сел, который после более детальной проработки в областном министерстве экономического развития сократился примерно до 50 позиций.

Областные и районные чиновники оправдывают сокращение численности поселений экономическим фактором. По словам главного идеолога оптимизации вице-губернатора Николая Рязанова, значительное количество деревенских муниципалитетов живет на дотации из вышестоящих бюджетов и не способны прокормить даже собственный административный аппарат. Не говоря уже о качественной реализации полномочий из обозначенной законом сферы компетенций местных властей. В правительстве области полагают, что исправить ситуацию поможет объединение двух или нескольких соседних сел в общую административную структуру или присоединение более слабого соседа к более сильному.

Однако процесс не пошел. Первый же заход, в ходе которого проводились референдумы по объединению восьми пар поселений, потерпел фиаско. Селяне попросту не захотели жить вместе: кто-то из нежелания кормить нищего соседа, а кто-то, видимо, просто из нелюбви к ближнему. Только в одном случае областные и районные власти получили желаемый результат и попытались поднять его на знамя борьбы за объединение. Двум объединившимся поселениям в Верхнеуральском районе из бюджета области была отписана неслыханная для села сумма – 100 млн. рублей для реализации местных инфраструктурных проектов. Таким же образом областные власти обещали поощрять сговорчивые муниципалитеты и дальше. Но тут грянул кризис.

Экономические трудности не только заметно сузили возможности руководства региона поощрять кого-либо рублем, но и заострили проблему, о которой областные власти говорили в «тучные годы». В марте 2010 года в Челябинской области должны пройти муниципальные выборы, и в списке избирательной комиссии региона значится 293 муниципалитета разных уровней, где предстоит голосование и, стало быть, бюджетные расходы. Не случайно о целесообразности упростить процедуру укрупнения поселений губернатор Сумин упомянул в числе прочих своих предложений по оптимизации бюджетных расходов и межбюджетных отношений. По мнению главы Южного Урала, основанием для объединения нежизнеспособных поселений, которые в большинстве случаев не имеют доходного потенциала, могла бы стать простая констатация недостаточности денег на содержание собственного управленческого аппарата. «Произвести их укрупнение через установленную законом процедуру референдума практически невозможно», - сказал челябинский губернатор.

Фактически речь идет об исключении из процедуры объединения или присоединения муниципалитетов ныне обязательного местного референдума. Но как это соотносится с самим принципом местного самоуправления, права которого гарантированы Конституцией и положениями европейской хартии, под которыми подписалась Россия, не вполне понятно. Вполне возможно, что будет найден компромиссный вариант: решения будут принимать не избиратели, а их представители в сельских советах. Убедить 10 человек бывает куда легче, чем несколько сотен или тысяч.

Между тем на актуальность инициативы губернатора в границах своей территории в разговоре с «URA.Ru» указал первый заместитель главы Катав-Ивановского муниципального района Валерий Исаев. «У нас в районе девять сел, на территории которых образовано семь поселений. В большинстве из них налоговые поступления за год меньше, чем годовая же зарплата работников местных администраций. Еще есть совхоз Лесной, который всего в четырех километрах от городского поселения Юрюзань. В Лесном поселении около 600 жителей, и все они давно хотят присоединения к Юрюзани, тем более что социальная и прочая инфраструктура у них фактически общая. Но 12,5 тыс. жителей Юрюзани – против, потому что не хотят иметь дело с «бедными родственниками». Их большинство, и результаты референдума заранее предрешены. Ситуация патовая», - рассказал Исаев.

По мнению районного чиновника, базовый федеральный закон о местном самоуправлении вообще содержит много перекосов, ставших очевидными после начала их реализации, и теперь их неплохо было бы устранить. В числе минусов, от которых можно было бы избавиться «заодно», Валерий Исаев считает создание собственных поселенческих администраций в административных центрах муниципальных районов. «У нас в Катав-Ивановском районе традиционно все вопросы решались на уровне районной администрации, но в Катав-Ивановске появилась своя городская администрация, которая во многом дублирует наши функции. Там 30 человек работает. Не лучше было бы не распылять, а наоборот, сконцентрировать усилия и ресурсы?», - задается вопросом чиновник.

Любопытно, что претензии в адрес действующего законодательства о местном самоуправлении Петр Сумин высказал в глаза вице-премьеру Сергею Собянину, который в начале 2000-х, еще будучи губернатором Тюменской области, возглавлял рабочую группу Госсовета по верстке положений муниципальной реформы. Правда, как раз в должности губернатора Собянин успел провести у себя процесс укрупнения нежизнеспособных поселений, причем как раз путем референдумов. А в соседней Свердловской области вообще изначально никто не позволил деревням и поселкам объявлять о своей самостийности. Число муниципалитетов с реформой, конечно, возросло, но в разумных пределах: с 72 до 94.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Россию, возможно, ждет новая реформа местного самоуправления, за которую ратуют губернаторы, считающие, что муниципальных образований в стране пусть лучше будет меньше, да лучше. От лица поборников оптимизации численности муниципалитетов выступил губернатор Челябинской области Петр Сумин. На окружном совещании по совершенствованию межбюджетных отношений глава Южного Урала призвал федеральный центр заметно упростить процедуру укрупнения муниципалитетов, фактически отменив обязательный в таких случаях местный референдум. Пожелания были высказаны вице-премьеру Сергею Собянину, под началом которого разрабатывалась нынешняя модель устройства местной власти в России. Борьба против излишне большой, по мнению региональных чиновников, численности муниципалитетов поселенческого уровня в Челябинской области ведется с 2007 года. Тогда правительство Южного Урала с опорой на власти муниципальных районов инициировало серию местных референдумов в сельских поселениях с целью объединить их между собой. В администрации губернатора был составлен список из почти 70 сел, который после более детальной проработки в областном министерстве экономического развития сократился примерно до 50 позиций. Областные и районные чиновники оправдывают сокращение численности поселений экономическим фактором. По словам главного идеолога оптимизации вице-губернатора Николая Рязанова, значительное количество деревенских муниципалитетов живет на дотации из вышестоящих бюджетов и не способны прокормить даже собственный административный аппарат. Не говоря уже о качественной реализации полномочий из обозначенной законом сферы компетенций местных властей. В правительстве области полагают, что исправить ситуацию поможет объединение двух или нескольких соседних сел в общую административную структуру или присоединение более слабого соседа к более сильному. Однако процесс не пошел. Первый же заход, в ходе которого проводились референдумы по объединению восьми пар поселений, потерпел фиаско. Селяне попросту не захотели жить вместе: кто-то из нежелания кормить нищего соседа, а кто-то, видимо, просто из нелюбви к ближнему. Только в одном случае областные и районные власти получили желаемый результат и попытались поднять его на знамя борьбы за объединение. Двум объединившимся поселениям в Верхнеуральском районе из бюджета области была отписана неслыханная для села сумма – 100 млн. рублей для реализации местных инфраструктурных проектов. Таким же образом областные власти обещали поощрять сговорчивые муниципалитеты и дальше. Но тут грянул кризис. Экономические трудности не только заметно сузили возможности руководства региона поощрять кого-либо рублем, но и заострили проблему, о которой областные власти говорили в «тучные годы». В марте 2010 года в Челябинской области должны пройти муниципальные выборы, и в списке избирательной комиссии региона значится 293 муниципалитета разных уровней, где предстоит голосование и, стало быть, бюджетные расходы. Не случайно о целесообразности упростить процедуру укрупнения поселений губернатор Сумин упомянул в числе прочих своих предложений по оптимизации бюджетных расходов и межбюджетных отношений. По мнению главы Южного Урала, основанием для объединения нежизнеспособных поселений, которые в большинстве случаев не имеют доходного потенциала, могла бы стать простая констатация недостаточности денег на содержание собственного управленческого аппарата. «Произвести их укрупнение через установленную законом процедуру референдума практически невозможно», - сказал челябинский губернатор. Фактически речь идет об исключении из процедуры объединения или присоединения муниципалитетов ныне обязательного местного референдума. Но как это соотносится с самим принципом местного самоуправления, права которого гарантированы Конституцией и положениями европейской хартии, под которыми подписалась Россия, не вполне понятно. Вполне возможно, что будет найден компромиссный вариант: решения будут принимать не избиратели, а их представители в сельских советах. Убедить 10 человек бывает куда легче, чем несколько сотен или тысяч. Между тем на актуальность инициативы губернатора в границах своей территории в разговоре с «URA.Ru» указал первый заместитель главы Катав-Ивановского муниципального района Валерий Исаев. «У нас в районе девять сел, на территории которых образовано семь поселений. В большинстве из них налоговые поступления за год меньше, чем годовая же зарплата работников местных администраций. Еще есть совхоз Лесной, который всего в четырех километрах от городского поселения Юрюзань. В Лесном поселении около 600 жителей, и все они давно хотят присоединения к Юрюзани, тем более что социальная и прочая инфраструктура у них фактически общая. Но 12,5 тыс. жителей Юрюзани – против, потому что не хотят иметь дело с «бедными родственниками». Их большинство, и результаты референдума заранее предрешены. Ситуация патовая», - рассказал Исаев. По мнению районного чиновника, базовый федеральный закон о местном самоуправлении вообще содержит много перекосов, ставших очевидными после начала их реализации, и теперь их неплохо было бы устранить. В числе минусов, от которых можно было бы избавиться «заодно», Валерий Исаев считает создание собственных поселенческих администраций в административных центрах муниципальных районов. «У нас в Катав-Ивановском районе традиционно все вопросы решались на уровне районной администрации, но в Катав-Ивановске появилась своя городская администрация, которая во многом дублирует наши функции. Там 30 человек работает. Не лучше было бы не распылять, а наоборот, сконцентрировать усилия и ресурсы?», - задается вопросом чиновник. Любопытно, что претензии в адрес действующего законодательства о местном самоуправлении Петр Сумин высказал в глаза вице-премьеру Сергею Собянину, который в начале 2000-х, еще будучи губернатором Тюменской области, возглавлял рабочую группу Госсовета по верстке положений муниципальной реформы. Правда, как раз в должности губернатора Собянин успел провести у себя процесс укрупнения нежизнеспособных поселений, причем как раз путем референдумов. А в соседней Свердловской области вообще изначально никто не позволил деревням и поселкам объявлять о своей самостийности. Число муниципалитетов с реформой, конечно, возросло, но в разумных пределах: с 72 до 94.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...