«Сам езжу за рулем, на своей машине. При необходимости есть «алиби» - на фуршете ограничиться минералкой»
Глава администрации Миасса Виктор Ардабьевский – классический пример бизнесмена, пришедшего в политику. Всегда сконцентрированный и немногословный до сухости, объясняющий такой стиль поведения привычкой верить не словам, а делам. Свою работу во власти Ардабьевский начал на волне политического кризиса в Миассе, а продолжает – в условиях экономического кризиса во всем мире. За это время город по целому ряду показателей попал в тройку лучших в области и в лице своего сити-менеджера намерен, по меньшей мере, удержать этот результат.
- Виктор Георгиевич, сразу вопрос как хозяйственнику-практику. Ощущаете, что кризис уже позади, или будет вторая волна?
- Очень хотелось бы ответить - да, кризис позади. Но, судя по всему, ожидать улучшения экономической обстановки пока трудно. Тем более нельзя прогнозировать это на начало следующего года. Пока ощущается то, что второе полугодие будет еще более сложным для Миасса, чем первая половина года.
Если говорить не только об ощущениях, но и о цифрах, то все наши пессимистические прогнозы, к сожалению, сбываются. За первое полугодие город потерял 50 процентов объемов промышленного производства. Половину! В меньшей степени пострадала сфера услуг, но и там есть потери, которые оцениваются 15-25 процентами к уровню прошлого года.
Так как доходы бюджета формируются от деятельности тех предприятий и организаций, которые работают у нас в округе, соответственно и городской бюджет потерял. На сегодняшний день мы имеем минус 25 процентов поступлений в бюджет к прошлому году. Основные потери - от снижения фонда оплаты труда работников предприятий округа. В абсолютных цифрах эти потери составляют более 100 миллионов рублей Для Миасса - это очень значительные, очень серьезные потери. По информации, полученной от 22 предприятий города, в целом по году ожидается снижение фонда оплаты труда на 25 процентов.
- Тем не менее, в отличие от соседнего Златоуста и некоторых других городов Южного Урала, Миасс не фигурирует в тревожных кризисных хрониках. Напротив, в вашем городе есть признаки продолжения строительного бума. По программам обновления и ремонта жилья в город пришел целый миллиард - больше, чем в иные регионы. Что помогает этому относительному благополучию?
- Насчет благополучия, как и строительного бума, - это слишком громко. На самом деле строительная отрасль переживает сильнейший кризис, и Миасс здесь не исключение. Но для компаний, которые вышли в программу переселения из ветхо-аварийного жилья, она стала настоящим спасением. А если учесть, что за каждым строителем стоят около десятка смежников, то она выручила и производителей стройматериалов, и транспортников…
Что помогает? Как бы это трафаретно ни звучало, но я бы, прежде всего, назвал активную позицию администрации и собрания депутатов. Более 400 миллионов рублей мы уже привлекли в город по федеральной программе переселения из ветхо-аварийного жилья. Приобретено у застройщиков более 15 тысяч квадратных метров жилья. Подготовили документы еще на одну заявку - на 300 миллионов. То есть еще порядка 10 тысяч квадратных метров. Готовы и дальше участвовать в программе.
Вообще, тут важна работа на перспективу. Например, непременным условием вхождения в ту же программу переселения было наличие строящихся домов с высокой степенью готовности. В Миассе в предыдущие годы мы создали большой задел в строительстве жилья. В 2005-м году мы ввели 46 тысяч квадратных метров, а через год уже вышли на сто тысяч. В прошлом году сдали 112 тысяч.
- Легко сказать. Почему другие не сработали так же?
- За других давайте говорить не будем - это не в моих правилах. Если говорить о нас, то попотеть, конечно, пришлось. Сами понимаете, пройти все столичные кабинеты далеко не просто. Поэтому был на круглосуточной связи с нашими представителями, приходилось и специалистов администрации выводить «в ночное». Разумеется, таких результатов просто не было бы без поддержки областного правительства. Вице-губернатор Дятлов курирует и контролирует эту работу в области, часто бывает в Миассе.
- Вернем к кризису. Планы, разумеется, пришлось пересмотреть, аппетиты поумерить? Какие проблемы получили дополнительную остроту в создавшихся условиях?
- Планы у нас были, конечно, и не наполеоновские, а вполне реальные. Это реконструкция стадиона «Труд», строительство досугового центра, возведение ряда других объектов… Но кошелек «худеет» - надо сокращать расходы.
Уже в конце прошлого года, при формировании бюджета на 2009-й год, мы вплотную занимались тем, что называется оптимизацией расходной части бюджета. На сегодняшний день мы исполняем только те полномочия, которые влияют на жизнеобеспечение и безопасность нашего округа. Из защищенных статей бюджета это, в первую очередь, зарплата, оплата топливно-энергетических ресурсов. Эти обязательства выполняются в срок и в полном объеме.
Начали, кстати, с себя в плане сокращения расходов. В качестве одной из первых антикризисных мер можно упомянуть сокращение транспортных расходов, что дало около 5 миллионов рублей экономии. Надо сказать, что и зарплата муниципальных служащих тоже «похудела». Сокращен фонд оплаты труда работников администрации, в том числе за счет снижения надбавок и премий. Балансовая комиссия сейчас рассматривает только депремирование специалистов, премирование - лишь моральное.
Теперь активнее работаем с должниками бюджета. Под моим руководством работает комиссия по взиманию недоимки, и зачастую руководители предприятий, которых мы приглашаем на заседание этой комиссии, уже приходят с оплаченными долгами. В течение этого года на заседаниях комиссии мы рассмотрели ситуацию на 73 предприятиях, и 44 из них предоставили графики погашения задолженности. Остальные не смогли даже пообещать ничего - настолько пока сложное положение. Но все же в результате этой работы погашена задолженность, в том числе перед налоговой и Пенсионным фондом - более чем на 40 миллионов рублей.
- Как-то вы скромно упомянули о пятимиллионном сокращении транспортных расходов администрации. А ведь когда вы отобрали персональные машины у своих замов и передали их в управление внутренних дел, очень многие СМИ приводили вас в пример.
- Я бы не хотел употреблять такие термины, как «отобрал». Вообще, убежден, что умение находить компромисс в решении сложных вопросов - один из главных инструментов в работе управленца. Так и здесь. Меньше всего мы думали, а точнее - совсем об этом не думали, чтобы пропиариться на всю Россию. Просто искали пути экономии бюджетных средств. И почему вообще у нас непременный атрибут любого руководителя - персональный автомобиль с водителем? Я вот сам езжу за рулем, на своей машине - и ничего, только польза. По крайней мере, при необходимости есть железное «алиби», чтобы на каком-нибудь фуршете ограничиться минералкой. Понятно, что так называемые «непопулярные» решения принимать всегда непросто. Но если уверен в своей правоте, не один раз просчитал последствия, то тогда и убедить оппонентов можно. И, кстати, компромиссы так найти тоже легче.
- Есть ли у Миасса стратегия на посткризисный период? Возможно, кризис позволил сделать какие-то выводы, которые повлияют на эту стратегию?
- Если бы еще знать, когда на самом деле начнется этот посткризисный период… Тем не менее. Стратегия социально-экономического развития округа до 2020 в Миассе работает. И приоритетами в условиях кризиса являются сохранение и развитие экономики округа и его социальной сферы, энергетическая и экологическая безопасность, обеспечение общественного порядка, формирование инвестиционной привлекательности Миасса. Знаете, опыт работы в условиях кризиса показал, что даже в столь непростой экономической обстановке можно найти решение больших проблем города. Порой -- весьма неожиданное решение.
Взять, к примеру, давний наш вопрос - водоснабжение Миасса. Сейчас город снабжается питьевой водой практически по одной нитке водовода, построенной несколько десятков лет назад. Происходит авария - отключаем от воды практически весь Миасс. Вывод понятен - нужна вторая нитка водовода. Мы сделали проект. Сделали, несмотря на улыбки скептиков - дескать, столько денег все равно не найдете. Цена вопроса - более миллиарда рублей. Куда мы только не обращались за помощью, даже в Москву документы отвезли! В докризисное время нам отказывали. А сейчас, можно сказать, в разгар кризиса, у нас есть шанс в рамках сотрудничества областного правительства и Внешэкономбанка получить финансирование.
Или еще пример. В начале года мы смотрели вопрос оптимизации расходов бюджета. Подняли проблему: одна из городских школ на протяжении нескольких лет концентрировала в себе негативные тенденции. В ней постоянно уменьшается количество учеников, значит, сокращается фонд оплаты труда учителей, учителя переходят в другие школы. Проблемы, конфликты. И в то же время педагоги лицея № 6 несколько лет не могут осуществить свою мечту - создать начальную школу развития, чтобы дети, находясь в ней целый день, имели все возможности для разностороннего развития. Приняли решение. Проблемную школу, которая не наполнена учениками даже наполовину, закрываем, а ее здание отдали под создание школы развития. И нагрузку на городской бюджет снижаем, и большой шаг вперед в развитии качественного образования делаем.
В общем, я бы сказал, что кризис - это время парадоксов и неожиданных решений.
- Есть ли урок, который преподнес кризис лично вам и который вы могли бы посоветовать учесть своим землякам?
- В условиях кризиса трудно говорить о развитии социальной сферы, сохранить бы то, что есть. Однако именно сегодня людям это особенно необходимо. Мы воплощаем в городе несколько социальных проектов - только на внебюджетные средства. И несмотря на очень сложную ситуацию многие предприятия идут навстречу, помогают. В нашей стране, видимо, дух такой - в трудные времена нам легче объединиться. И только так мы всегда и выживали.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!