Силовики начали собирать спецпапку «УГМК – рейдеры со стажем»
СКП и ФСБ получили задачу поднять из архивов дела и аналитические записки, посвященные участию Уральской горно-металлургической компании в сомнительных сделках и переделе имущества, сообщил «URA.Ru» источник в силовой среде. Сбор информации идет не только на Урале – по всей стране. На рынке считают, что это может быть свидетельством подготовки к национализации холдинга: если госбизнесмены готовятся к покупке компании, то цена будет снижаться через силовое и административное давление. Ирония в том, что раньше подобными методами всегда пользовалась сама УГМК – и теперь медникам могут припомнить старые грехи.
По словам информированного источника, близкого к силовой среде, следователи ФСБ и СКП занимаются сбором и систематизацией информации о действиях сотрудников Уральской горно-металлургической компании по захвату и поглощению бизнесов. «Это указание из центральных аппаратов, и оно идет не по линии МВД, потому что в региональных ГУВД у УГМК слишком много своих людей. В ФСБ и СКП ситуация тоже не идеальная, но там больше возможностей для контроля за исполнением поручения со стороны Москвы», - утверждает источник.
«Я полагаю, что речь идет о вхождении государства или лояльных ему бизнесменов в собственники компании или вообще о национализации УГМК. Как правило, без силовой поддержки такие акции проходят редко. Если руководство медников не будет сговорчивым, у государства всегда есть рычаг в виде папок со старым компроматом», - полагает источник.
Участник рынка цветных металлов согласен с источником в силовых структурах: у государства есть интерес по поглощению УГМК, реализация этого плана – вопрос времени. «Государство прибирает к рукам все сырьевые активы, - говорит собеседник агентства. – Кроме того, во время второй волны кризиса компания без господдержки в любом случае не выстоит. Вопрос в условиях этой господдержки».
Как говорит источник в силовой среде, среди эпизодов, которые попадут в общую папку, наиболее характерны несколько, в разных регионах страны. Во-первых, может быть реанимировано уголовное дело в отношении менеджмента УГМК в Башкирии, где компанию обвиняли в выводе активов и преднамеренном банкротстве Башкирского медно-серного комбината в 2004 году. Примечательно, что уголовное дело находилось на контроле у легендарного следователя Салавата Каримова, а также у бывшего прокурора республики Александра Коновалова, сейчас занимающего пост министра юстиции РФ и считающегося одним из близких соратников президента РФ Дмитрия Медведева.
Никуда не исчезли и материалы по захвату Качканарского ГОКа «Ванадий» в 2000-м году, утверждает источник. Напомним, тогда УГМК, обладая семипроцентным пакетом акций, смог захватить власть на ГОКе, воспользовавшись поддержкой известного бизнесмена-рейдера Павла Федулева. Захват проходил в жесткой силовой форме, со столкновениями между ЧОПом и рабочими предприятия, которые не хотели пускать Козицына на завод. К слову, Федулев, участвовавший во многих захватах на стороне УГМК, в итоге оказался в тюрьме и теперь ему светит срок вплоть до пожизненного – что, наверное, не слишком обнадеживает нынешних партнеров УГМК вроде Андрея Ахтямова.
Последний поддерживает УГМК в другом захвате – сейчас комбинат ведет борьбу за активы корпорации «Уралинвестэнерго». Ранее при поддержке Федулева комбинат уже пытался получить под контроль «Уралхиммаш», однако в итоге гигантское предприятие отошло «Газпромбанку». «Материалы по «УИЭ» важнее других, потому что здесь все буквально на ладони и оппоненты Козицына с удовольствием дадут показания против УГМК», - говорит источник. Доступны для следователей и пострадавшие при других захватах, например, Серовского металлургического завода, куда УГМК с боем зашла в апреле 2000-го года.
Впрочем, полагает источник, вполне возможно, что поводом для давления на УГМК может стать и любая из незначительных полукриминальных историй. «Возбуждались дела по скупке похищенного лома через структуры, аффилированные с УГМК и ОПС «Уралмаш», - говорит он. По его мнению, работа «по УГМК» для следователей облегчилась с началом кризиса, когда у холдинга ухудшились отношения с рядом руководителей регионов. Характерный пример – Северная Осетия, где из-за заморозки социальных проектов осложнились контакты между руководством холдинга и президентом республики Таймуразом Мамсуровым.
Официально УГМК, как всегда, не комментирует происходящее. Неофициально в компании рассказывают, что для топ-менеджера компании Андрея Козицына национализация компании – не самый плохой вариант. «Козицын давно подумывает о карьере чиновника, и для него уйти из бизнеса – неплохой вариант». Может быть, и уголовные дела в таком случае не появятся.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!