Власти Нефтеюганска проехались бульдозером по малому бизнесу
В третьем по величине в Югре городе – Нефтеюганске - обсуждают сегодняшнее происшествие, вызвавшее широкий общественный резонанс. Речь идет о давнем конфликте между местными властями и азербайджанцем Татджиром Гулиевым, который до недавних пор гордо называл себя представителем малого бизнеса. Но бизнес его сегодня пропал под ковшами бульдозеров, разрушивших здание ресторана кавказской кухни, построенное Гулиевым своими руками. Причина, как всегда, кроется за ворохом бумаг – у ресторатора постоянно не хватало нужных разрешающих документов, а регпалата пополняла их список до тех пор, пока не пришли судебные приставы. Опрошенные чиновники, депутаты и земляки в один голос заявляют, что коммерсант виноват сам и власти ни при чем. Сторонники Гулиева – что в это можно было бы поверить, если бы не другие случаи специфических отношений мэрии и частного бизнеса. А оппозиция и вовсе считает, что все дело в политике и амбициях местного главы Сергея Бурова. «URA.Ru» попыталось разобраться.
Сегодня в Нефтеюганске при поддержке спецотряда милиции и судебных приставов городские коммунальщики снесли ресторан национальной кухни «Гуру чай». Собственно, к этому все шло – заведение по решению суда должно было быть закрытым еще год назад, так как под ним проходит ветка теплотрассы, да и регистрационные документы у владельца ресторана Татджира Гулиева были, что называется, не в порядке.
Как рассказал в беседе с «URA.Ru» земляк Гулиева, лидер национальной азербайджанской диаспоры Мамед Ширинов, в течение долгого времени владелец «Гуру чай» не мог оформить необходимые документы по регистрации здания. Несколько лет назад он самостоятельно построил капитальное здание площадью в 230 квадратных метров и оформил его. Через некоторое время Татджир Гулиев решил расшириться и достроить ресторан, увеличив его площадь до 700 квадратов. Вызвал, как это водится, специалистов из БТИ, и те провели все замеры. По закону в этом случае он должен был переоформить документы на новый объект, и здесь началась волокита. Разрешения в регпалате он так и не получил. Официальная причина отказа – сдал не все документы.
Коллеги Гулиева (сам бизнесмен не хочет общаться с прессой, вероятно, из-за опасения окончательно поссориться с чиновниками) рассказывают, что пока он хлопотал, пытаясь решить данную проблему, местные власти начали задавать вопрос – на каком основании работает заведение без разрешения? Дело дошло до судов, которые коммерсант с треском проиграл. А в палате регистрация остановилась – нет нужных бумаг. Настало «время Ч», и власти терпеть «беззаконие» не стали – пригнали технику и снесли ресторан.
Еще накануне публичного наказания проблема бизнесмена заинтересовала депутата гордумы и местного оппозиционера Анфира Фазлутдинова, который начал обращаться к чиновникам и депутатам разных уровней. Ситуация выглядела трогательно – политик-татарин просил помочь бизнесмену-азербайджанцу. К проблеме подключились спикер гордумы Нефтеюганска Геннадий Григорьев, депутат Тюменской облдумы Тамара Белоконь и другие видные деятели, но ничего не помогло.
В разговоре с «URA.Ru» председатель думы города Геннадий Григорьев сообщил, что «пытался вмешаться, потому что ему по-человечески хотелось помочь человеку». «Если подходить с точки зрения закона, то им было выдано предписание зарегистрировать здание еще три года назад. Согласитесь, за это время можно оформить все что угодно. Но, не знаю почему, они не успели. Месяц назад они сказали, что документы готовы для сдачи в регпалату и им нужен месяц, чтобы все закончить. Я попросил приставов, чтобы те дали месяц. Но потом оказалось, что нужно донести еще какие-то документы, а месяц прошел, и приставы ждать не стали – разрушили здание», – говорит Григорьев.
Отметим, что в беседах с земляками накануне сноса своего ресторана Татджир Гулиев довольно эмоционально рассказывал о том, что в палате, куда он пришел, его и слушать не стали. О том, почему регпалата не выдала разрешение владельцу ресторана «Гуру чай», рассказал руководитель регистрационной палаты Нефтеюганска Андрей Калашников: «Документы в настоящее время находятся в стадии регистрации, которая пока остановлена за недостаточностью документов. Собственнику здания направлен список дополнительных документов, которые он должен предоставить в течение месяца. Но эта процедура может затянуться по вине самого собственника. В этом случае ему будет дан срок еще в три месяца. Если он не успеет завершить сбор документов, в регистрации ему будет отказано». На вопрос о том, есть ли смысл сейчас Гулиеву собирать какие-либо документы, ведь его ресторан уже разрушен, Калашников сообщил, что комментировать действия судебных приставов он не может, так как они исполняют решение суда.
Еще один представитель власти, депутат облдумы Тамара Белоконь в беседе с нашим агентством заявила, что действительно общалась с депутатом Фазлутдиновым по этой проблеме. «Фазлутдинов и Гулиев решали вопрос без меня, они его озвучили, но документов, которые я просила, не принесли. Я знаю, что они встречались с исполняющей обязанности главы города Ириной Батраковой. Чем все закончилось, мне неизвестно».
Получить комментарии госпожи Батраковой сегодня не удалось. Не доступен был и Фазлутдинов. Хотя последний неоднократно предъявлял претензии к местным властям по самым разным вопросам и ранее упрекал главу города Сергея Бурова в политических амбициях, которые часто реализовывались через нанесение ущерба городской экономике.
Но интересно другое. Что предпримет гражданин Гулиев? Его земляки считают, что после сноса здания ресторана морально довольно трудно начинать все сначала, особенно если тебе противостоит армия чиновников. Правда, так считают не все. К примеру, по мнению лидера местных первичек «Единой России» в Нефтеюганске и руководителя азербайджанской диаспоры Мамеда Ширинова, местные власти здесь ни при чем и вешать нос Гулиеву не стоит. «Администрация города, наоборот, поддерживает нас всегда, а ему она давала время на то, чтобы все бумаги собрать. Но объект разломали, его уже нет. Нужно в дальнейшем на это место подать новое заявление на регистрацию, получить добро и строить новое. Я официально заявляю, что у нас к мэрии претензий нет. Они всегда идут нам навстречу».
В регпалате на условиях анонимности заявили, что тоже считают недовольство гражданина Гулиева необоснованным, а то, что он представитель кавказской диаспоры, не дает ему повода говорить о какой-либо национальной подоплеке. «Сейчас каждый ларечник кавказской национальности будет говорить об этнической подоплеке дела. Но это далеко не так», – заявил чиновник из регпалаты. Отметим, что сам Гулиев никаких заявлений о национальном вопросе не ставил. Хотя есть мнение о том, что история с Гулиевым может вызвать серьезный резонанс среди его земляков-коллег в сфере малого бизнеса.
Действительно, со стороны ситуация выглядит так, что один упрямый и нерасторопный коммерсант затянул ситуацию до того, что его «незаконный» бизнес пришлось убирать бульдозерами. Правда, есть и другая сторона. Тот, кто хоть раз сталкивался с работой регистрационной палаты, знает, сколько раз нужно обивать порог этой конторы, чтобы узаконить даже не целое здание ресторана, а хотя бы объединение ванной с туалетом. Степень коррупциогенности в этих учреждениях огромна, а сроки решения вопросов бьют все мыслимые и немыслимые рекорды и зачастую доводят до абсурдного конца. Это лишний раз подтверждает история с юганским рестораном «Гуру чай».
Между тем оппоненты местной мэрии, да и самого мэра Сергея Бурова считают, что история с Гулиевым – больше, чем банальный конфликт власти и бизнеса. По мнению некоторых из них – в ней есть и политический аспект. Как рассказал один из них, в ходе выборной кампании главы города в 2006 году, которую Сергей Буров в один тур закончить так и не смог, национальные диаспоры в полном составе поддержали конкурента Бурова, экс-председателя местной думы Рашида Тагирова. «Месть со стороны Сергея Бурова не заставила себя ждать сразу после того, как тот, хотя и с большим трудом, но все же занял место градоначальника. Избранный мэр сразу же ликвидировал все точки мелкорозничной торговли, которые в большей массе и принадлежали представителям национальных диаспор. Было закрыто более 100 торговых павильонов, торговые работники, жители Нефтеюганска, уволены, бюджет потерял сотни миллионов налоговых поступлений, а робкие выступления, заметьте, россиян из национальных диаспор в думе и мэрии так ни к чему не привели», – говорит собеседник «URA.Ru». Он поясняет, что его версию подтверждает и другой пример, в котором просматривается хоть и косвенный, но след Сергея Бурова.
С 1 января 450 нефтеюганских семей, главы которых работают в нефтесервисном предприятии ООО ПТК «Техно-Альянс» Александра Колодича, лишатся средств к существованию. Главный оппозиционер и эсер Нефтеюганска получил извещение, что нефтяники разрывают с ним договор на проведение ремонта скважин сразу после того, как в «Роснефти» побывал глава Нефтеюганска. Источник в московском офисе подтвердил, что Буров периодически появляется в компании, но о темах его разговора с руководством он не осведомлен. Однако из других источников в «Роснефти» стало известно, что именно по просьбе нефтеюганского главы из-под оппозиционеров нефтяники выбивают финансовую почву. Александр Колодич возглавляет думскую фракцию «Новое решение», состоящую из членов «Справедливой России» и ЛДПР, и считается одним из главных конкурентов Бурова на выборах главы в марте 2011 года.
Компания Колодича будет вынуждена искать работу за пределами Нефтеюганского региона, а с учетом резко возросшей конкуренции, возможно, и Югры. В случае если работы предприятию не найдется, то ряды нефтеюганских безработных пополнятся еще на 450 человек. Если это так, то «бульдозер властей» в скором времени заработает с новой мощностью.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!