Раскрыт заговор против уральских энергетиков. Портрет мятежников
«URA.Ru» провело собственное расследование
Активисты Владимир Терехов (справа) и Ольга Ткалич (в центре) настолько неожиданно вышли в люди и начали «травлю» энергетиков, что мы решили покопаться в их биографиях
Уникальные инновационные технологии, которые долгое время используются в Европе, Америке и даже в Африке, встретили в штыки на Среднем Урале. Уже пару месяцев Рефтинскую ГРЭС, которая планирует реконструировать систему золошлакоудаления, «терроризируют» два общественных деятеля. И это при том, что сам проект планомерно получает одобрение в органах власти и официальных структурах. Активисты, объявившие войну крупнейшей в Свердловской области электростанции, широкой публике известны мало. Поэтому «URA.Ru» решило разобраться, откуда взялись общественники, имеют ли они статус профессиональных экологов и чем успели прославиться. Выяснилось много любопытного. Подробности – в нашем материале.
С конца сентября два уральских активиста – Владимир Терехов и Ольга Ткалич – объявили войну Рефтинской ГРЭС. Они утверждают, что проект сухого золошлакоудаления, который будет внедрен на станции, нанесет вред экологии, а сама ГРЭС избегает общения с населением. Терехов и Ткалич уже провели так называемый «пикет» в Екатеринбурге, периодически в адрес электростанции звучит критика с их стороны. «URA.Ru» решило разобраться, что же все-таки происходит, тем более что разработка проекта идет давно, а негативная реакция со стороны активистов появилась только сейчас.
Объективно
Отказаться от гидравлического способа удаления золошлаковых отходов на Рефтинской ГРЭС и в головной компании ОАО «Энел ОГК-5» решили еще несколько лет, когда встал вопрос о том, что действующий золоотвал №2, куда станция сейчас перекачивает пульпу (вода с золошлаковым материалом), будет в скором времени заполнен. Необходимо было определить – сохранять систему гидрозолоудаления и строить новый, третий, золоотвал либо менять технологию на принципиально новую.
Остановились на втором варианте, и вот почему. Использование в дальнейшем методов гидрозолоудаления потребовало бы вырубки 500 гектаров лесов и строительства нового отвала. Срок его заполнения не превысил бы 12 лет, по прошествии которых проблема утилизации золы снова стала бы актуальной. В свою очередь проект сухого золоудаления будет реализован на площадке действующего отвала №2 и потребует лишь 45-ти дополнительных гектаров земли: на них будут построены вспомогательные объекты. Срок заполнения золоотвала в этом случае – до 45 лет.
Естественно, при выборе способа золоудаления риски и преимущества просчитывались всесторонне, так как у обеих систем есть свои недостатки. Один из серьезных минусов гидрозолоудаления в том, что существующий золоотвал оказывает влияние на подземные и поверхностные водные источники в части загрязнения их фильтрационными водами. Гидрозолоотвал – серьезное гидротехническое сооружение, несущее потенциальную опасность возможных разрушений ограждающей дамбы. Этот фактор также повлиял на принятие решения о смене технологии складирования золошлаковых отходов.
Проект сухого золошлакоудаления разрабатывается не первый год. Специалисты говорят, что его внедрение снизит воздействие на окружающую среду в пять раз
Еще одно преимущество, которое дает вариант сухого золошлакоудаления, - это возможность использования сухой золы для переработки в строительные смеси, цемент. Как уже рассказывалось на общественных слушаниях в Сухом Логу (протокол можно посмотреть на сайте администрации города), на сегодня фактические поставки золы с Рефтинской ГРЭС составляют 150-170 тыс. тонн в год. Новый проект предусматривает значительное увеличение возможности отгрузки: в краткосрочный период до 1 млн. тонн в год, в долгосрочный – до 6 млн. тонн в год.
Но самое главное, что волнует население и власти, - это вопрос экологии. Конечно, воздействие на окружающую среду неминуемо, но система сухого золоудаления имеет высокие экологические характеристики. В частности, гендиректор Института прикладной экологии и гигиены Алексей Ломтев на совещании в областном правительстве рассказывал, что сухое золошлакоудаление даст снижение воздействия на окружающую среду в пять раз. А при внедрении комплексных мер, включающих реконструкцию газоочистных установок и введение системы трехъярусного сжигания угля в котлах, суммарно даст эффект снижения вредного воздействия в 10 раз. Стоит отметить, что за период эксплуатации Рефтинской ГРЭС заменено 70% электрофильтров на современные, обладающие большим КПД. Программа технического перевооружения электростанции предусматривает дальнейшую реконструкцию электрофильтров с их поэтапной заменой на более совершенные газоочистные установки.
Примечательно, что любой специалист, который имеет представление о технологии сухого золошлакоудаления, знает, что внедрение этой системы требует гораздо больших затрат, чем строительство гидрозолоотвала, но тем не менее ОАО «Энел ОГК-5» приняло решение в пользу сухого способа. Дело в том, что акционерами компании является итальянская компания Enel, а в Европе уже давно улучшение экологии и снижение нагрузки на нее являются первостепенными задачами. На этом фоне заявления общественников Владимира Терехова и Ольги Ткалич, что итальянцы решили сэкономить на России, звучат более чем нелепо.
Знакомьтесь, оппонент №1 …
Проект разрабатывается не первый год, и никакой особой критики со стороны органов власти (там реализация проекта на контроле) и населения за это время не прозвучало. На таком спокойном фоне тем более странно было недавнее появление двух активистов, которые развернули агитационную кампанию против проекта ГРЭС. Ими оказались Владимир Терехов и Ольга Ткалич. Вообще ни областным властям, ни широкой общественности их имена ни о чем не говорят, правда, в узких кругах эти люди успели «засветиться».
В частности, житель Первоуральска, бывший милиционер Владимир Терехов, который сейчас называет себя представителем Международного социально-экологического союза в Свердловской области, еще несколько лет назад представлялся то участником движения «За гражданские права и свободы», то руководителем Первоуральского центра экологической безопасности, то членом Народно-демократического союза России (Михаила Касьянова). И каждый раз он преследовал разные цели.
Например, в свое время Терехов пытался «свернуть» проект строительства электросталеплавильного комплекса на Первоуральском новотрубном заводе (ПНТЗ, входит в Группу ЧТПЗ) из-за его якобы экологической вредности. В 2007 году на протяжении нескольких месяцев он выступал в прессе, проводил акции протеста, писал гневные письма в ЕБРР, который кредитует строительство производства, и в прокуратуру. И поначалу, действительно, казалось, что он радеет за экологию.
Но истинные цели оказались другими. Возможно, одна из них была получением денег от завода (об этом в приватных беседах говорили руководители ПНТЗ). А другая цель в том, что протестные настроения среди населения Первоуральска, которые Терехов активно подогревал несколько месяцев, необходимы были ему для будущего участия в выборах мэра города весной 2008 года. Подтверждением этой версии стало то, что он отказался принимать предложение ПНТЗ участвовать в общественных инспекциях на завод, заявив «об отсутствии интереса к теме».
Владимир Терехов – личность в Первоуральске известная – там он уже отработал технологию «борьбы» с крупным бизнесом
Впрочем, очень скоро Владимир Терехов утратил интерес к теме строительства комплекса на ПНТЗ вообще. Так, в конце 2007 года он обещал, что после президентских выборов в марте 2008 года он инициирует проведение городского референдума на тему «Поддерживаете ли вы строительство электросталеплавильного комплекса на площадке ПНТЗ?» Но выборы прошли, а вопрос проведения референдума, как и тема противодействия строительству производства, больше не поднимались. А свою предвыборную кампанию на мэрских выборах марта 2008 года Терехов вообще решил строить по другой линии – выступая сторонником Михаила Касьянова, членом Народно-демократического союза России.
Сейчас Владимир Терехов называет себя представителем Международного социально-экологического союза в Свердловской области. Союз – организация со странной структурой и несогласованной политикой, так как его представители заявляют о себе в разных уголках России, но в то же время руководство союза не всегда знает об их деятельности. В Рефтинском до сих пор удивляются, с чего бы это житель Первоуральска Терехов, не имеющий к тому же высшего экологического образования, вдруг озаботился здоровьем жителей поселка и состоянием окружающей среды в поселке.
… И оппонент №2
Как и где Владимир Терехов познакомился с Ольгой Ткалич, неизвестно. Но последняя также, как и Терехов, к настоящему моменту успела «прославиться». Возможно, кто-то еще помнит, что в несколько лет назад она публично пыталась устроить скандал, обвинив в коррупции областные власти и руководство Рефтинской птицефабрики, где работала главным бухгалтером много лет. Ткалич заявила, что в 2004 году руководство птицефабрики заставило ее покупать сырье для комбикормов у фирм-однодневок, ссылаясь на указание областных властей. Теперь уже бывшая сотрудница птицефабрики говорит, что решила защитить коллектив от «откатов» и за это была уволена. Это версия самой Ольги Ткалич.
Руководство Рефтинской птицефабрики лишь пожимает плечами. «Ольга Ткалич, действительно, много лет работала главным бухгалтером. И, одновременно работая на птицефабрике, решила открыть магазин в Екатеринбурге. При этом деньги на раскрутку магазина она брала из кассы птицефабрики! Руководство узнало об этом, начало разбираться в ситуации, и выяснились новые неприятные моменты. За время работы на птицефабрике Ткалич взяла несколько кредитов, но, как рассказали потом в банках-партнерах птицефабрики, происходило это не самым честным образом. Например, она приезжала в банк и говорила – либо вы даете мне кредит, либо вы не будете работать с птицефабрикой. Естественно, банкиры верили ей – она была главным бухгалтером», - рассказал «URA.Ru» один из руководителей Рефтинской птицефабрики.
Ольга Ткалич (слева), в свою очередь, «прославилась» в Рефтинском: набрав кредитов, она не может с ними расплатиться, за нее их выплачивают пенсионеры-поручители
После выяснения всех фактов «работы» Ольги Ткалич ей предложили покинуть занимаемый пост. Она отказалась, но после вынесения трех выговоров была уволена за систематическое неисполнение служебных обязанностей. В судебном порядке восстановиться на птицефабрике ей не удалось, и вот как раз после этого она начала делать публичные заявления в прессе о коррупции на птицефабрике, обращаться в ФСБ, ГУВД и другие структуры с заявлениями. В итоге в возбуждении уголовного дела было отказано, так как никаких нарушений в действиях руководства Рефтинской птицефабрики не было выявлено.
У Ольги Ткалич остались многомиллионные кредиты (около 5 млн. рублей). Но, как рассказывают знающие ее люди, выплачивает их не она, а люди, которые выступали поручителями. «Люди ей доверяли, а теперь некоторые из них до сих пор выплачивают ее кредиты, потому что сама она отказывается это делать. Один из пострадавших – бывший заместитель директора Рефтинской птицефабрики, который сейчас на пенсии. Реализовать дом Ткалич в счет долгов, скорее всего, невозможно из-за несовершеннолетней дочери», - говорит знакомый Ткалич.
В 2008 году Ольга Ткалич, как и Владимир Терехов, решила попытать счастья на выборах мэра, но в Рефтинском, и проиграла. А в 2009 году она появилась уже в качестве общественного деятеля и начала кампанию против Рефтинской ГРЭС.
Чего хотят?
Работа Рефтинской ГРЭС, ее вклад в модернизацию оборудования для улучшения экологической обстановки, задачи, которые ставит перед собой станция, все-таки прозрачны. Чего не скажешь о замыслах пресловутых «экологов». С какой целью они прикладывают все больше усилий, направленных не на экологию, а на дестабилизацию ситуации вокруг проекта сухого золошлакоудаления?
Позиция активистов:«Рефтинская ГРЭС даст нам любые деньги, лишь бы мы от нее отстали…»
Все просто. На протестной кампании общественники, которые вообще-то не имеют экологического образования, но находятся в сложном финансовом положении, хотят заработать денег. «Ольга Ткалич прямо при мне так и сказала – Рефтинская ГРЭС даст нам любые деньги, лишь бы мы от нее отстали. Они с Тереховым выпустили несколько листовок, им не нужно участие в общественных слушаниях, объективное освещение ситуации. А организация, которую Ткалич якобы возглавляет – Рефтинский центр экологической безопасности, – вообще нелегитимна. В соответствии с законом об общественных организациях они должны были не на кухне собираться, а официально регистрировать эту общественную организацию, у нее должен быть устав. Ничего этого нет. То есть организации не существует. При этом мы рассказали Ольге Ткалич о процедуре регистрации общественных организаций, но они не захотели этого делать. В то же время, подчеркиваю, администрация Рефтинского готова сотрудничать с любой легитимной организацией», - рассказывает мэр Рефтинского Александр Мельников.
Что будет?
После Нового года в поселке Рефтинский пройдут общественные слушания (их решили перенести с конца ноября, чтобы как можно больше людей смогли ознакомиться с информацией). Александр Мельников говорит, что основная информация находится в администрации поселка, с более подробной документацией можно ознакомиться на Рефтинской ГРЭС – для этого надо заранее заказать туда пропуск.
Но вообще проект ГРЭС в Рефтинском (помимо Ольги Ткалич) никто не критикует. «Если и бывает настороженная реакция, то как только люди получают ответы, они все понимают», - рассказывают на ГРЭС. А мэр Рефтинского Александр Мельников говорит, что вопросов вообще давно уже нет: «В нашем поселке 9,1 тыс. трудоспособного населения, из них примерно около половины связаны с Рефтинской ГРЭС. Одни работают на станции, другие – в подрядных организациях. Полагаю, у этих людей нет оснований не доверять руководству объекта, на котором они трудятся десятки лет, хорошо знают всю технологию. К тому же часть нашего населения осведомлена о проекте сухого золошлакоудаления, специалисты понимают его важность и нужность».
Как рассказали на Рефтинской ГРЭС, новый проект сейчас находится на стадии доработки проектной документации, которую примерно через три месяца передадут в ФГУ «Главгосэкспертиза России» для получения экспертного заключения. Точная дата начала строительства не называется, так как необходимо проведение ряда разрешительных процедур. Но самый жесткий срок завершения реконструкции – момент, когда действующий золоотвал будет заполнен. Это произойдет через три года, и к этому времени для того, чтобы электростанция смогла дальше работать, чтобы Свердловская область получала электроэнергию, а люди – работу, необходимо реализовать данный проект.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить
свой комментарий
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой
комментарий
Загрузка...