Колтонюк оставил Мишарина без кнута и пряника
Цена ошибки молодого министра финансов – 300 млн. рублей + неприятные политические последствия
«В этом году бюджет верстается как будто первоклассником. Губернатор, премьер дают одни финансовые обещания, а Минфин выдает совсем другой бюджет. Планирования нет никакого»
Свердловская область на грани новой волны сокращений: в короткий срок без работы останутся более тысячи высококвалифицированных специалистов. И увольняет их – региональная власть. Бурлят все 94 муниципалитета, ведь сокращение касается каждой территории. Автор проекта – министр финансов Константин Колтонюк. Мэры смеются, финансисты готовят иски в суды. Проект, созданный Минфином, уже ставят в один ряд с самыми громкими сокращениями Среднего Урала. Цена ошибки министра – 300 млн рублей, которых в бюджете нет. Чтобы избежать позора, власти готовятся к экстренному изменению законодательства. Но систему все равно будет лихорадить не меньше года. Самое неприятное для Александра Мишарина, что в итоге у него не будет ни кнута, ни пряника в отношениях с мэрами. Все подробности – в нашем материале.
Система финансово-бюджетных управлений (ФБУ) в Свердловской области – это кровеносная система всего бюджета. При всей своей кажущейся виртуальности речь даже не о десятках, а о сотнях бухгалтеров, через которых проходят все миллиарды консолидированного бюджета Свердловской области, то есть средства непосредственно областные и всех 94 муниципальных бюджетов. Это люди, чья подпись на платежке - доказательство того, что принятое решение будет претворено в жизнь, чье расположение позволяет провести платеж в срок, а плохое отношение к тебе будет означать зависание средств.
Полторы тысячи штыков областной власти
Сама система ФБУ была создана еще премьером Алексеем Воробьевым, который добился от муниципалитетов согласия передать право бухгалтерского исполнения их бюджетов с уровня местного самоуправления – областному Минфину. Таким образом, опытный управленец создал невероятно эффективный контроль за всеми мэрами. С одной стороны, главам насчитывался бюджет выживания, при котором за каждым дополнительным траншем приходилось ездить к премьеру, просить деньги и демонстрировать полную политическую лояльность. С другой - даже имевшимися деньгами свободно распоряжаться было трудно, твой бухгалтер тебе и не принадлежал.
Министру культуры Бадаеву (слева) и министру финансов Колтонюку есть что обсудить: кадровые решения обоих – самые резонансные. Чтобы успокоить общественность после решений Бадаева, на встречи с людьми приходилось выезжать лично премьеру Гредину
После изменения федеральных нормативных актов эта система оказалась вне закона: теперь в России муниципальными деньгами могут распоряжаться исключительно муниципальные структуры, а региональными – региональные. Экс-министр финансов Мария Серова, понимавшая эффективность старой системы ФБУ, разрушать политически состоявшийся механизм не хотела и реформу откладывала. Ее сменщик Константин Колтонюк объявил реформирование едва ли не «делом чести»: с начала года в системе Минфина только и разговоров, что о планах по уничтожению ФБУ, и с каждым днем число сторонников министра сокращается.
Выяснить официальную численность системы ФБУ в 94 муниципалитетах области невозможно – руководство Минфина и в хорошие-то годы отказывалось говорить об этом даже единороссовскому большинству в думе, а теперь, когда депутатов больше не считают за достойных собеседников, эти данные и вовсе не достать. По информации нашего агентства, вместе с сотрудниками Минфина (министром, его замами и руководителями отделов), финансовая система региона насчитывает около полутора тысяч штатных единиц. Свободных ставок в ней нет.
«Их кидают и требуют идти на поклон»
По задумке Константина Колтонюка, при реформировании ФБУ часть сотрудников должна остаться в Минфине (будут созданы отделы в муниципальных образованиях, через которые пойдут средства на областные учреждения), остальные – перейдут в создаваемые финансовые органы муниципалитетов. Письма с просьбами при реформировании в первую очередь брать на работу сотрудников ФБУ направлены главам всех муниципалитетов (и имеются в распоряжении нашего агентства).
В этом переходе кроется первая же проблема: многочисленные бухгалтеры здорово теряют в деньгах. Сами по себе ставки муниципального и государственного служащего сопоставимы, но разве на власть работают из-за голых ставок? Весь цимес в доплатах, которые на каждом уровне власти свои, и женщины, потратившие лучшие годы своей жизни на финансовые документы в ФБУ, ожидавшие соответствующего вознаграждения от государства – уже расстроены.
Сейчас предпринимаются попытки изменить областной закон «О госслужбе» и лишить сотни специалистов права на компенсации. Цена просчета Минфина – около 300 млн. рублей. Но пока не нашлось желающего подписываться под такими изменениями
Но ладно они, на практике затруднителен сам переход. «В каждом втором городе области у начальника ФБУ с мэром конфликт, - говорит источник в свердловской исполнительной власти. – Все эти годы они были госслужащими, подчиненными области, выполняли волю правительства, подчас вразрез с волей мэра, отказываясь прислушиваться к нему. Теперь их кидают и требуют идти на поклон, устраивать свою судьбу. Редкий мэр забудет старые обиды, да и у каждого есть свои кандидаты на новое финансовое управление – бюджетные деньги все-таки доверяют самому близкому, а не предложенному Минфином». Эти данные подтверждают и главы нескольких городов, неофициально признавшиеся нашему агентству, что воспринимают письма из министерства исключительно как рекомендательные.
Тысяча уволенных
Надо признать, Константин Колтонюк сделал попытку защитить особо ценные кадры. Им будет предложено перейти на работу в отделы Минфина в муниципалитетах. Всего таких будет 25. Лишь в Ирбите, Каменске-Уральском, Нижней Туре, Нижнем Тагиле и Екатеринбурге штатная численность будет 10 и более человек, в остальных двадцати отделах – меньше. Впрочем, и большие отделы велики только на фоне своих коллег-карликов, а если сравнить их с ныне действующими ФБУ, сразу поймешь - это слезы, а не отделы. Например, в ФБУ Нижнего Тагила сейчас 74 сотрудника. После реформы Константина Колтонюка останется 20.
Реформа могла бы пройти и спокойно, проведи Минфин переговоры с муниципалитетами, убеди глав в том, что все расходы на новых сотрудников им будут учтены. Но этого сделано не было, и веры министру мало (на фото во время спецбрифинга, на котором Колтонюк должен был успокоить мэрию Екатеринбурга относительно финансирования метро, а в итоге еще больше всех запутал)
Работники ФБУ в ожидании – решается их судьба. Но Константин Колтонюк общения по данной проблеме избегает – в середине мая в течение недели он должен был принять у себя представителей администраций всех муниципалитетов (график встреч имеется в распоряжении агентства), согласовать детали каждой реформы, которая перейдет в активную стадию уже через считанные недели. Переговоры уже дважды переносились и сейчас значатся в планах «с открытой датой».
Из-за этого напряжение среди сотрудников финансовых органов растет. По расчетам Минфина Свердловской области (имеются у редакции), к началу 2011 года в системе региональных финансовых органов останется 431 человек. Если учесть неофициальные данные о нынешней численности, сокращена будет 1 тыс. человек. Это сопоставимо с увольнением на крупном заводе.
Цена ошибки министра – 300 млн рублей
«Реформа совершенно не продумана, - говорит начальник одного из ФБУ. – Об этом говорилось с самого начала. Ее нельзя начать нахрапом. Надо просчитать количество ставок, остающихся в Минфине, начать согласования с муниципалитетами. Это ювелирная работа, ведь все специалисты, которые сейчас останутся без работы, - золотые кадры. Нужно было предусмотреть компенсации при сокращении. Но все же вокруг дураки, только в Минфине умные. Не было предварительных консультаций с главами городов, нет расчетов, в какую сумму обойдется муниципалитетам содержание новых финансовых органов. Все решения принимаются как на пожаре».
Влияние Константина Колтонюка в администрации губернатора считают очень серьезным. Он один из немногих министров, которых Александр Мишарин привез с собой из Москвы. Тем обиднее, что он же и лишил шефа рычагов влияния на 94 глав. Теперь резиденции будет сложнее работать
В доказательство своей правоты собеседник «URA.Ru» приводит последний минфиновский «пожар». При реализации реформы потребовалось удалить упоминание о сотрудниках ФБУ из перечня территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Таким образом, без уведомления сотни финансистов региона оказались без работы. По Трудовому кодексу, им положена компенсация, размер которой, по разным оценкам, может достигать 300 млн рублей. «Колтонюк об этом просто не подумал. Таких расходов в бюджете нет, и если сейчас кто-то из сотрудников ФБУ пойдет в суд за компенсацией и выиграет, на область свалится лавина схожих исков», - продолжает наш информатор.
По его данным, когда главе Минфина объяснили весь ужас ситуации, он начал лоббировать изменение областного закона «О госслужбе». Сейчас текст закона гласит, что сокращенному госслужащему должны предоставить иную работу на государственной службе, и только при отсутствии предложения возможна компенсация. Колтонюк хочет добавить в текст всего несколько слов, но таким образом, чтобы компенсации лишались и те, кто помимо госслужбы получил предложение о работе в муниципальном органе власти (читай, новых структурах, создаваемых мэриями, или каких-то иных местах).
«На меня и не надавишь»
Мало кто считает это чем-то меньшим, чем свинство, ведь речь идет не просто о бухгалтерах, а о людях, которые много лет выполняли политическую волю областной власти. Источники в думе утверждают, что даже единороссы не в восторге от проекта – в ходе обсуждения ситуации узким кругом специалистов было принято решение обратить на проблему внимание губернатора. В аппарате правительства говорят о «новом пожаре», который «если вспыхнет – мало не покажется», тяжело вздыхают. «Компенсация – нормальная практика. Ее можно было предусмотреть», - уверен один из знакомых вице-мэров. Он говорит, что проблема очевидно в Минфине, где не просчитывают свои действия даже на шаг вперед. «Мы немного торговались, но вообще готовы взять к себе всех увольняемых сотрудников ФБУ, - продолжает он. – Только при условии, что Колтонюк учтет нам все расходы в бюджете следующего года. Не даст деньги на все ставки – пусть сам разбирается с уволенными».
Журналисты на представлении бюджета шутят, что Колтонюк – бледно выглядит на фоне своего заместителя Светланы Климук (справа). По неофициальным данным, министр и сам не рад заваренной каше
В том, что глава Минфина ничего не даст, – уверены многие. «В этом году бюджет верстается как будто первоклассником. Губернатор, премьер дают одни финансовые обещания, а Минфин выдает совсем другой бюджет. Планирования нет никакого», - говорит высокопоставленный собеседник нашего агентства. В первых правках бюджета 2010 года не оказалось средств на екатеринбургское метро, новую школу в «Академическом» и т.д.. «Будет в бюджете, который мы внесем 22 июня», - обещает просителям Колтонюк. «Когда дойдет до ФБУ, снова скажет, что забыл, а начнется возмущение – побежит к губернатору, будет извиняться и просить о помощи. Тот, конечно, защитит пацана, - разводит руками муниципальный руководитель. – А мне какая разница? Финансовый орган у меня будет уже собственный, на меня и не надавишь».
В руках шефа ни кнута, ни пряника
Сам Константин Колтонюк с прессой не общается: во время коротких брифингов по-прежнему надменен, тему реформы ФБУ обходит стороной. По обрывочным сведениям, поступающим из Минфина, известно, что он и сам не рад задуманной реформе и хотел бы ее остановить, да уже не может. Заварена каша надолго: систему ФБУ будет трясти целый год.
Когда закончатся обсуждения трудоустройства сотрудников, в повестке появится другая тема: сейчас бюджеты исполняются ФБУ, затем появятся ликвидационные комиссии и новые финансовые органы Минфина и муниципалитетов. И получается, что бюджет 2010 года и свои пожелания на 2011 год готовят одни сотрудники, отчитываются о работе в 2010-м и работают в 2011-м по чужим расчетам – совсем другие. Что это такое, наши читатели уже знают: эта история уже случилась со всем областным бюджетом 2010 года, который рассчитывался командой Эдуарда Росселя, а в этом году три раза будет переверстываться под требования Александра Мишарина.
Неприятно, что последствия реформы будут отзываться еще как минимум год, и Колтонюку придется все это время держать ответ
«Реформу надо было вести осторожно, но Костя кинулся с шашкой. Весь Минфин зачистил, даже Серовой не дал вещи забрать. Пусть расхлебывает – не жалко», - злорадствует давний источник информации нашего агентства из системы госвласти. Ему интересно только одно: как молодой министр финансов будет объяснять Александру Мишарину, что неосмотрительно разрушил систему «кнута» и «пряника» (позволявшую держать под контролем глав 94 муниципалитетов, проводить в их бюджетах проверки, добиваться нужного поведения) и оставил в руках шефа лишь политический инструментарий.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить
свой комментарий
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой
комментарий
Загрузка...