Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

Путеводитель по Большому Екатеринбургу

Пока чиновники в закрытых кабинетах торгуются, «URA.Ru» отправилось в тур по будущему мегаполису: почему ворчат люди, что будет с дорогами, какая радость наступит тут же
              Создать «Большой Екатеринбург» административным путем не получилось. Надо работать с элитами и убеждать население. «URA.Ru» составило подсказки – чего боятся люди и чего хотят 
Создать «Большой Екатеринбург» административным путем не получилось. Надо работать с элитами и убеждать население. «URA.Ru» составило подсказки – чего боятся люди и чего хотят 
С кондачка запустить проект «Большой Екатеринбург» не удалось, но губернатор Александр Мишарин пообещал вернуться к этой идее после «Иннопрома». Судя по тому, что администрация главы региона делает успехи в работе с элитами (голосование по Уставу – тому подтверждение), при правильном подходе у Мишарина все же есть шанс начать слияние городов. Мэрия Екатеринбурга, кровно заинтересованная в интеграции, поможет идеологией и ресурсами. Пока политические тяжеловесы собираются с силами, корреспондент «URA.Ru» выбрал погожий денек и проехался по четырем городам-спутникам, чтобы понять – как они живут, хотят ли объединения, чего боятся и на что надеются. Получился фоторепортаж.
 
 
Если ехать из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму по проспекту Космонавтов, то между двумя городами есть несколько сотен гектаров фактически брошенных земель. Это касается не только Верхней Пышмы, но и прочих спутников – понятно, что они находятся не впритык к Екатеринбургу, а через небольшую «буферную зону». Как объясняет глава Екатеринбурга и основной идеолог «Большого Екатеринбурга» Аркадий Чернецкий, сейчас эти зоны ни кем не воспринимаются как свои. Екатеринбург их считает городской окраиной, Верхняя Пышма – тоже. В результате эти участки не разрабатываются, ими никто не занимается. При реализации проекта «Большой Екатеринбург» эти зоны окажутся примыкающими к «большому центру» и найдут применение. Скорее всего, здесь будет строиться новое жилье и торговые центры.
 
 
Вообще, самый наболевший вопрос – синхронизация строительных планов. Сейчас у каждого из пяти муниципалитетов Большого Екатеринбурга есть свой генплан развития. Когда-нибудь города-спутники все равно вольются в Екатеринбург – хотя бы в рамках большой агломерации. Проблема в том, что (опять процитируем Чернецкого) «агломерация развивается стихийно». Развитие сверхгорода нужно планировать, учитывая сотни различных нюансов. Самотечное слияние пяти городов, к которому агломерация неизбежно придет, не оставляет на это шансов. В результате, если проект «Большой Екатеринбург» не удастся реализовать, спустя пару десятков лет мы все равно придем к единому городу – но уже неуклюжему и аляповатому, с кучей ошибок и градостроительных несуразностей.
 
 
Львиная доля площади спутников – это частный сектор. Никто, конечно, не говорит, что через год после объединения деревня превратится в каменные джунгли. Но перспектива современной застройки этих районов станет ближе, а значит – будет дорожать земля, что радует местных жителей.
 
 
Путешествие из Екатеринбурга в соседние городки – это еще и прыжок во времени. Проехать-то нужно всего пару километров, а будто бы возвращаешься назад в начало девяностых. Горбатые тротуары, разбитые обочины, такие вот раритетные (по екатеринбургским меркам) киоски «Пресса» и сильный запах травы, почти как в деревне. Сразу вспоминается детство и на душе становится легко… но жить все же комфортнее в Екатеринбурге.
 
 
Жилой фонд в спутниках, конечно, хуже, чем в Екатеринбурге. После создания Большого Екатеринбурга это ветхое жилье станет головной болью для мэрии. Позволить себе иметь такие дома третий город страны не может – значит, придется заниматься расселением ветхого жилья. На это нужны миллиарды, и их город надеется попросить у федерации. Если Екатеринбург станет крупнейшим региональным центром России, то выбивать финансирование в Москве будет значительно проще, считают идеологи Большого Екатеринбурга.
 
 
Конечно, в Пышме есть и новые районы. Но это скорее открыточная фотография.
 
 
В города-спутники постепенно заходят федеральные игроки и международные игроки. С появлением «Большого Екатеринбурга» этот процесс ускорится, уверены авторы проекта. McDonald`s в Березовском, Ашан в Верхней Пышме, Obi в Арамиле – можно представить.
 
 
Пока что думы и главы малых городов не горят желанием сливаться с Екатеринбургом. Интерес местной элиты понятен: мало кому хочется делиться властью. Продавить решение могла бы «Единая Россия», но вряд ли партия пойдет на такие меры. Вместо этого авторам проекта «Большой Екатеринбург» предстоит объяснить элитам и жителям городов, что слияние – во благо всем.
 
 
Одна из самых привлекательных сторон объединения – это возможность для жителей малых городов пользоваться объектами екатеринбургской социальной сферы, например – больницами. В горздраве Екатеринбурга вспоминают, что время ремонта роддома больницы №40 екатеринбургских рожениц сначала предполагалось размещать в роддоме Березовского. Но когда екатеринбургские врачи приехали туда и посмотрели на состояние клиники, они наотрез отказались отдавать пациентов. «Мы лучше их в коридоре где-нибудь у себя положим», - решили доктора. (На снимке – больница скорой помощи Среднеуральска).
 
Сейчас роженицы из городов-спутников (и даже из более далеких населенных пунктов) за несколько дней до срока иногда специально приезжают в Екатеринбург к друзьям, чтобы рожать в перинатальных центрах столицы Урала. Если «скорая» приезжает к роженице по адресу в Екатеринбурге, то она обязана отправить ее в городской роддом, где бы ни была прописана будущая мать. После слияния городов жительницы Среднеуральска, Верхней Пышмы, Арамиля и Березовского смогут легально рожать в Екатеринбурге, говорят в горздраве.
 
 
У больницы на скамеечке курит врач Сергей Васильевич. Он против объединения, хотя не может точно объяснить, почему. «Зачем нам в кабалу влезать?» - «В какую кабалу?» - «Ну, не знаю. Мы лучше сами по себе будем. У нас вон градообразующее предприятие». – «Но у вас же воды нет». – «Да, все лето почти горячей воды нет». – «А Екатеринбург обещает обновить сети ЖКХ, дороги сделать». – «А нам давно обещали, но ничего не делают». – «Так вам же, наверное, ваш мэр обещал?» - «Да я уж и не помню, кто обещал!».
 
 
Доступность хороших школ – еще один «бонус», который предлагается жителям городов-спутников. Сегодня поступить в гимназии Екатеринбурга могут только дети, прописанные в Екатеринбурге. Одаренным чадам из Арамиля или Среднеуральска приходится ходить в местные школы. После объединения дети смогут пойти учиться в передовые школы Екатеринбурга – №9, №2, №13 и другие, говорят в мэрии уральской столицы.
 
 
Наталья – интересный респондент. Она жила в Екатеринбурге, а теперь переехала в Среднеуральск: «захотелось частный дом». Эта женщина из тех, кто выступает за слияние городов. «Больницы, школы в Екатеринбурге лучше», - объясняет она. Сыну скоро идти учиться, и было бы здорово отправить его в хорошую школу.
 
Опасно думать, что против объединения городов выступают только мэры и депутаты. Против также консервативно настроенная часть жителей, прежде всего – пожилые люди. Они прожили в своих маленьких городах всю жизнь и не хотят что-либо менять. Их раздражает шум большого города, им спокойнее и уютнее жить «почти в деревне». Они недовольны планами по объединению и с удовольствием обсуждают нелепые слухи, которые вбрасываются в общество не без участия местных элит: всем надо будет поменять паспорта, ездить за «каждой бумажкой» придется в Екатеринбург, большой город выжмет из маленьких все соки. Чтобы переломить это недовольное ворчание, администрации губернатора придется много работать с населением: размещать в местных газетах статьи, рассказывать о проекте по телевизору, убеждать население через депутатов представительных органов. По-другому – никак.
 
Интересно, что на вопрос «Хотите ли вы, чтобы Среднеуральск присоединился к Екатеринбург», половина встреченных жителей городка отвечает положительно, половина – отрицательно. А вот на вопрос «Где лучше жить, в Среднеуральске или в Екатеринбурге», все отвечают одинаково: «Конечно, в Екатеринбурге».
 
 
Чернецкий говорит, что плюсы Большого Екатеринбурга станут очевидны только спустя годы, а то и десятилетия. Но кое-чем привлечь симпатии горожан можно уже сейчас. Например, для жителей спутников значительно подешевеет проезд до Екатеринбурга: вместо нынешних 28 рублей за автобусный билет «Среднеуральск – Екатеринбург» нужно будет заплатить 12-14, по внутригородскому тарифу.
 
 
Следующий фактор – дороги. Вот улица Проезжая – она ведет из Екатеринбурга в Березовский. Это тоненькая двухполосная жилка, по которой каждый день огромный поток машин мотается из одного города в другой (ведь многие березовчане, несмотря на свой патриотизм, работают все же в Екатеринбурге). По утрам и вечерам тракт забивается пробками. Расширять его пока никто не собирается: в администрации Березовского на это не хватает средств, а Екатеринбургу вроде как и дела до дороги нет – окраинный транспортный путь, стратегически для города неинтересный. Другое дело, когда Березовский станет частью Екатеринбурга – дорогу нужно будет расширять до 4-6 полос и приводить в достойный вид.
 
 
Березовский – один из самых трудных для объединения муниципалитетов. Местные власти не один год воспитывали в местных жителях чувства патриотизма и любви к малой родине. Сейчас березовчане не хотят отказываться от своего имени и становиться екатеринбуржцами. В мэрии говорят, что никто и не просит: Березовский и будет называться Березовским, просто административно присоединится к Екатеринбургу.
 
 
Мэр Вячеслав Брозовский создал для бизнеса комфортную среду в городе. И хотя сейчас городской пейзаж напоминает картинку времен НЭПа, коммерсанты и жители за это благодарны. Авторы «Большого Екатеринбурга» говорят, что это преимущество ни в коем случае не будет потеряно. Наоборот, благодаря своим традициям Березовский может превратиться в район Екатеринбурга с развитой бизнес-инфраструктурой. И при этом получит новые импульс за счет помощи бюджета «большого города». Но часть березовчан все равно смотрит недоверчиво. Все подозревают какой-то обман.
 
 
В городах-спутниках современные новостройки запросто соседствуют с деревянными бараками. Для Екатеринбурга это все же очень редкое исключение.
 
 
Ремонтировать дороги у городов-спутников находятся силы, но чаще всего это ямочный ремонт. В Екатеринбурге давно ремонтируют при помощи фрезы: быстро срезают старый слой асфальта и за одну ночь укладывают новый. Накануне вице-мэр Липович озвучил, что город будет стремиться каждый год ремонтировать так 15-20% (!!!) всех дорог. То есть раз в пять лет дороги в городе будут обновляться на 100%.
 
 
Говоря о перспективах объединения, Аркадий Чернецкий любит приводить пример слияния Западной и Восточной Германий после падения Берлинской стены. То объединение тоже шло непросто. Западные немцы были недовольны, что должны делиться своим бюджетом и своими благами с менее обеспеченными восточными соседями. Восток злился из-за того, что оказался с западными немцами в одной стране, а жить лучше на следующий же день не стал. Только двадцать лет развития и совместного труда уравняли обе Германии. Такая же судьба ждет и Большой Екатеринбург (на фото – типичный пейзаж Арамиля).
 
 
Так что, скорее всего, оценить супер-город получится только у этих вот ребят из Березовского, которые в 2030 году будут жить в Большом Екатеринбурге.
 
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...