Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

8 лет колонии строгого режима! В деле экс-мэра Карабаша поставлена точка

«Перед тем как деньги загрузили в багажник, Мусса Дзугаев поклялся гордым званием горца, что взятку отработает…» ФОТОрепортаж из зала суда
              Несколько секунд назад экс-мэр Карабаша Мусса Дзугаев (на фото) услышал приговор судьи
Несколько секунд назад экс-мэр Карабаша Мусса Дзугаев (на фото) услышал приговор судьи
Восемь ближайших лет в колонии строгого режима проведет Мусса Дзугаев, бывший мэр Карабаша. А еще бывший глава заплатит штраф в один миллион рублей. Следствие и суд прошли в рекордно короткие сроки. 30 сентября прошлого года Дзугаева арестовали, в апреле этого года уже начался суд. Столь быстрые процедурные формальности объясняются тем, что в процессе фигурировал только один эпизод. Но его оказалось вполне достаточно для того, чтобы Дзугаев ответил «на всю катушку». Единственным смягчающим обстоятельством стало состояние здоровья – обвинение просило 9 лет.
 
Наказание, вынесенное бывшему мэру Карабаша, один в один совпадает с тем наказанием, что было вынесено шесть лет назад мэру Миасса Владимиру Григориади. Причем приговор выносил Сергей Горбулин, тот же самый судья, что сегодня решал судьбу Дзугаева. Горбулин вообще специализируется на VIP-персонах. Две недели назад отправил в колонию строгого режима, на 7,5 года, бывшего главу Кизильского района Александра Смирнова. Ровно три года назад, 19 июля 2007 года, все тот же Сергей Горбулин осудил на 10 лет «строгого режима» бывшего первого вице-губернатора Виктора Тимашева. 
 
 
Дзугаев до вынесения приговора еще верил в лучшее и улыбался
 
Кстати, завтра должен решиться вопрос с условно-досрочным освобождением Григориади – он искупил вину прилежным трудом. Говорят, что в колонии бывший миасский глава развел бурную деятельность и поднял тамошнее производство на новый уровень. Когда в мае 2004 года его задержали за взятку, нашлись и те, кто ему сочувствовал. Григориади все-таки считался организатором от бога, умел «рулить» городским хозяйством. И если бы не та история, до сих пор бы успешно управлял городом. Что же касается нынешнего фигуранта, то, наверное, ни один мэр в Челябинской области не упоминался так часто в негативном свете. Дзугаев всегда и во всем оказывался виноват, хотя никогда себя виноватым не чувствовал. 
 
Еще во второй половине девяностых годов, когда он впервые избрался мэром на «протестной волне», Карабаш фигурировал во всех коммунальных сводках. Зимой 1997-1998 годов в городе полопались трубы – мэрия не подготовилась к отопительному сезону. Потом стали копиться долги за коммуналку. Трубы чинили областные власти, долги гасили за счет регионального бюджета. И так происходило каждый год. На четыре года, после проигрыша в 2001 году, Дзугаев исчез из Карабаша. Но в 2005 году вернулся, повергнув в уныние областное начальство.
 
На карабашского мэра всегда поступало больше всех жалоб. Он же был и лидером по количеству внесенных прокуратурой представлений. Надзорное ведомство требовало, чтобы Дзугаев расчистил свалку, занялся отловом бродячих собак, контролировал отопительный сезон, навел порядок в системе муниципального управления, поправил устав, и многого другого. При том, что на грозные окрики Дзугаев почти не реагировал. Отопительный сезон несколько лет подряд был под угрозой срыва, собаки так и бегали по городу, а летом 2008 года свалку снесло паводком и понесло в Аргази, питьевой источник центра региона.
 
 
От фотокамер экс-мэр пытался отворачиваться
 
При этом Дзугаев ухитрился рассориться с руководством «Карабашмеди», градообразующего предприятия. Ссора была шумная, публичная. Закончилось все тем, что «Карабашмедь» вывела налоги из города и территория стала глубоко дотационной. До сих пор собственные доходы округа не покрывают расходы на содержание городских чиновников. Что, кстати, не мешало Дзугаеву раздуть штаты почти вдвое.
 
– Мало того, что народу кучу напринимал, он еще и замов новых назначил, своих земляков. А они даже по-русски говорить не умеют! Как с ними решать вопросы по подготовке к зиме? – жаловался летом 2007 года губернатору Петру Сумину глава областного Минстроя Виктор Тупикин. Потом на экране показали видеосъемку – грязные берега окрестных водоемов, разваливающиеся на части очистные сооружения, замусоренные улицы.
 
Дзугаеву назначили отчетный день. На ближайшем заседании правительства он должен был отчитаться о своей работе. Все, особенно пресса, ждали публичной порки. Но мэр Карабаша подошел к трибуне и развел руками…
 
– Уважаемый Петр Иванович, уважаемые члены правительства, прошу меня извинить. Я доклад не подготовил, – грустно, но без особого стеснения признался Мусса Дзугаев. В зале повисла зловещая тишина. У Сумина даже не было сил ругаться.
 
– Садись, – вздохнул губернатор. И Дзугаев, ничуть не смущаясь, сел. А после заседания резво понесся к выходу, да так быстро, что никто из журналистов его догнать не смог. Хотя еще месяц назад он смело говорил прессе, что справляется со своими обязанностями, а жалобы на него пишут враги.
 
 
Встать, суд идет! Самый грозный для всех проштрафившихся ВИПов судья Сергей Горбулин
 
Вообще, тем летом многие были уверены, что Дзугаева лишат должности мэра. Точнее запустят процедуру введения «внешнего управления», а саму отставку инициируют через собрание депутатов. Но в 131 федеральный закон еще не внесли нужные поправки, позволяющие представительному органу удалить главу от власти. А чтобы довести округ до «внешнего управления», надо было дать Карабашу окончательно погрязнуть в коммунальных долгах, а зимой замерзнуть. На такую крайность областные власти, конечно же, не пошли и даже помогли Дзугаеву подготовить отчетный доклад. Хотя и грозился Сумин «Дзугаева повесить», то есть уволить, мэр остался при должности. Дипломированный юрист Мусса Дзугаев понимал, что никто его уволить не сможет, если только он сам этого не захочет.
 
Летом 2009 года карабашские депутаты поправили устав, прописали процесс импичмента и решили начать процедуру отставки. Но дело в том, что требовалось дважды поставить главе «неуд» за годовые отчеты. А в 2008 году Дзугаев не отчитывался, не захотел он этого сделать и в 2009 году.
 
– Ничего вы со мной не сделаете! – весело сказал глава народным избранникам на одном из совещаний. Не захотел «по-хорошему», удалили «по-плохому».
 
Мало кто сомневался, что Дзугаев решится вновь баллотироваться на выборах в марте 2010 года. К тому же правительство Южной Осетии возглавил выходец из Челябинской области Вадим Бровцев и к нему потянулись на работу земляки. Дзугаев, будучи осетином по национальности, счел себя вполне достойным работать в правительстве Вадима Бровцева и отправил в Цхинвали свое резюме. То, что он вот-вот уедет на историческую родину, мэр Карабаша ни от кого особо не скрывал. И рассказывал о своих будущих перспективах коллегам, будучи по делам в правительстве области. Дзугаев не чуял, что над его головой сгущаются тучи…
 
 
В зал пришли только самые близкие родственники и пресса
 
Дзугаева задержали 30 сентября, в Челябинске, возле летнего кафе, сразу после того как предприниматель Борис Раскинд бросил ему в багажник пачки с валютой и российскими рублями – 7 тысяч евро и 700 тысяч рублей. Эта деньги должны были стать наградой за выделение земельного участка на берегу озера Увильды.
 
– Деньги возьмешь, а потом с участком не обманешь? – спросил Раскинд у Дзугаева.
 
– Если обману, то буду недостоин высокого звания горца! – пылко ответил Мусса Дзугаев, не подозревая, что эта клятва уже записывается на потайной диктофон. Потом эта запись будет фигурировать в суде как доказательство того, что мэр Карабаша знал, на что подписывался.
 
Участок входил в территорию лагеря «Орленок», и данное обстоятельство вызвало особенное удивление. «Неужели Мусса не понимал, что это вообще за пределами закона?» – спрашивали одни. «Да просто бабок решил по-легкому срубить, перед тем как в Осетию ехать. Думал, в Цхинвали его не найдут…» – уверяли другие. «Наверное, его просто развели… Уговорили, пообещали денег. А когда он купился, тут же и сдали! Ну и сам виноват, что повелся…» – считали третьи. Говорили разное, но сочувствия печальная судьба карабашского мэра почти ни у кого, кроме родных, не вызывала. Уж слишком одиозной фигурой был Мусса Дзугаев.
 
Кстати, областное руководство узнало о задержании Дзугаева сидя за праздничным столом. В тот вечер свое 50-летие праздновал руководитель терруправления Пенсионного фонда, депутат ЗСО Виктор Чернобровин. Юбилей отмечали в одном из ресторанов. Звучали тосты, звенели бокалы, когда одному из випов позвонили на мобильный и сообщили об аресте карабашского главы. Никто из участников банкета не признался, что на радостях все выпили за удачно проведенную операцию по задержанию скандального чиновника. Хотя такой тост наверняка прозвучал. А наутро в Карабаш отправилась делегация, назначать нового временного главу. Исполнять обязанности стала Татьяна Понкратова, чуть позже в городе появился и спецпредставитель губернатора Вячеслав Ягодинец.
 
 
Сергей Горбулин зачитывает приговор. «Считать Муссу Дзугаева виновным…»
 
Между прочим, по вине Дзугаева Татьяна Понкратова попала в неприятную историю. За лето мэр, по уже сложившейся традиции, так и не подготовил документы на проведение тендера для подготовки сетей к отопительному сезону. Сроки поджимали, холода стремительно приближались, и Понкратова на свой страх и риск провела все процедуры без конкурсов, за что потом ей досталось от прокуратуры.
 
О Муссе Дзугаеве в Карабаше забыли на удивление быстро. Никого в городе даже особо не взволновало известие о том, что их мэра выпустили под залог в миллион рублей. «Я сказал, что Дзугаев будет сидеть!», – рявкнул прокурор области Александр Войтович, и, не проведя дома и недели, Мусса Дзугаев вновь был водворен в СИЗО.
 
Сегодня в суде бывший мэр Карабаша старался «держать марку». Улыбался до самого конца. Нервы сдали только тогда, когда услышал срок, который ему предстоит провести в колонии строгого режима. Уронил голову на руки.
 
– Вам понятен приговор? – обратился к подсудимому Сергей Горбулин.
 
– Нет, непонятен, – ответил Дзугаев после минутного молчания.
 
– Что именно вам непонятно?
 
– Оборотни в погонях и криминалитет организовали это дело, – почти выкрикнул бывший мэр. Этой тактики, «подставили, всучили, развели», и Дзугаев, и адвокаты придерживались на протяжении всего процесса. Успеха это не принесло.  
 
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...