«Во власти все хотят занизить себе план, чтобы потом его перевыполнить»
Автор KPI для свердловских министров о причинах своего ухода с поста замруководителя администрации губернатора
У главы администрации свердловского губернатора на одного заместителя стало меньше – Евгений Софрыгин, отвечавший за первую в регионе систему оценки труда чиновников, покидает свой пост. Еще находясь на прежнем рабочем месте, он встретился с «URA.Ru» и рассказал, как создавалась система оценки министров, почему в течение года переписывались контрольные показатели, что за спецпрограмму вот-вот установят на айпады губернатора и членов его команды. В конце разговора выяснилось главное отличие нынешних чиновников от команды Росселя.
- Приняв решение об увольнении, вы можете сказать, что сделали все, ради чего приходили на работу в администрацию?
- (длительная пауза) Это неправильная формулировка. За год работы была проделана огномная работа. Что-то более успешно, что-то менее. Я старался..
- Со стороны казалось, что вы приглашены навести порядок и модернизировать систему управления изнутри.
- Надо понимать, что прошедший год был и для администрации губернатора, и для правительства переходным периодом или периодом становления новой команды. Пришло много новых людей, и это был, как несмазанный маслом механизм. Люди притирались, разбирались со своими полномочиями, со своей сферой ответственности. Отчасти я приходил именно на переходный период – моя договоренность с губернатором была на год. Под меня была введена должность заместителя руководителя администрации, и моим функционалом была работа на губернатора – в отличие от министров у него не было времени раскачиваться. Эффективно управлять регионом надо было с первого дня, и экспертное управление создавалось, как сконцентрированный в администрации центр, способный быстро, компетентно разобраться с любой проблемой и доложить губернатору альтернативное мнение или просто привести в божеский вид те данные, что предоставляли министерства.
- До этого – получается при Росселе – система была другой.
- Все материалы для губернатора готовили министерства, и зачастую это были сырые документы. Например, одно из первых для губернатора совещаний у премьера России было по программе «Наша новая школа». Материалы готовил Минобр, и нам пришлось серьезно подключиться к этой работе, разбираться в сути вопроса, готовить справочные и презентационные материалы, потому что присланное из министерства не соответствовало никаким требованиям.
- В СМИ это называется формат, и, очевидно, что формат Мишарина отличался от того, к которому были приучены местные чиновники.
- Понимаете, это тоже важная работа – ни в одном областном министерстве нет специалистов, способных сделать грамотную презентацию. Да, в некоторых федеральных министерствах таких специалистов тоже нет – но мы сейчас говорим о наших региональных кадрах. Это же не просто рисование, но и продумывание логики выступления, его линии. Каждое слово должно иметь смысл и вписываться в общую логику выступления. Зачем министерство готовит доклад на 15 минут, что оно в нем хочет сказать, что в результате? Была просто привычка.
- По итогу этого года кого-то можете похвалить?
- Это прерогатива Александра Сергеевича. В целом за год был достигнут большой прогресс, многое реализовано. Я больше работал с теми министерствами, что курируют актуальные федеральные темы: это ЖКХ, спорт, образование. С Минобразованием было сложнее всего. Кроме всего прочего, я занимался еще и системой оценки эффективности работы органов госвласти, повышением эффективности расходования госсредств. И мы буквально бились с министерством образования, потому что в части расходов это самые неэффективные траты бюджета. Было очень тяжело убедить министерство принять амбициозные планы по повышению их собственной эффективности. Многое сделано, многое еще предстоит сделать.
- Давайте про эту систему оценки эффективности работы – это же тот самый KPI, о котором так много говорилось, и который, как я понимаю, в первый год провалился.
- Почему? Система создана и работает. В этом году мы внесли в нее ряд изменений. Например, размер премии министров теперь будет зависеть от выполнения установленных показателей.
- Я знаю несколько историй про KPI, давайте проверим их. Говорят, что получив параметры, министр строительства Жеребцов своим подчиненным объявил: теперь работа только по этим показателям, и в первом квартале вышел в лидеры. Когда это заметили, показатели скорректировали.
- Это не так. У Жеребцова показатели были завышены. В середине года, оценив реальную ситуацию в экономике, мы скорректировали их. По итогам года, Михаил Васильевич с ними справился.
- В чем отличие этой системы, работающей в органах госвласти, от тех, что распространены в бизнесе?
- Я был удивлен: во власти все хотят занизить себе планку, чтобы потом ее перевыполнить.
- Знаю, у вас был конфликт с министром сельского хозяйства Бондаревым: вы настаивали на создании сельхозкластеров, а он был против. Это проявление правила о заниженной планке или случай, когда он просто знает ситуацию лучше?
- Конечно, он может знать лучше меня, но в 2010-м году с минсельхозом была субъективная история: год получился неурожайным. И никто экспертно не скажет: виноват в этом Бондарев или природа.
- Я честно скажу, скептически отнесся к вашей идее оценки эффективности госорганов. Как ставить оценку Брозовскому – по количеству выигранных выборов? А министр культуры Бадаев. Он, возможно, какие-то важные показатели для своей и выдержал, но последствия его скандалов в театре эстрады, выступлениях в прессе – они же катастрофичны для имиджа области.
-Мы постарались все это учесть. Уже готов сводный отчет по итогам 2010 года, и мы быстро принимаем новые, уточненные и доработанные показатели на 2011-й. В них, например, будет учитываться оценка работы населением.
- Не секрет, что общественные ожидания от команды Мишарина были «хотим лучше, чем было при Росселе». Других запросов у населения не было, и я, например, изменений за этот год не вижу. Может быть, цифры показывают, что стало лучше?
- Цифры в данном вопросе вещь не объективная, и по размеру ВРП судить о жизни людей неправильно. Можно смотреть по количеству реализованных проектов, по привлечению федеральных средств.
- Это тоже спорно. Проекты бывают разные: можно растить черную икру, а можно картошку.
- Вопрос в том, вкладываются в это областные средства или нет. Если удалось привлечь федеральные средства под черную икру, ну и, слава богу – будет черная икра, а картошку мы купим в соседнем регионе.
- То есть, что за проекты мы реализуем не важно?
- Да. Непринципиально: строить ледовый дворец или теннисный центр. Главное: проекты, проекты, проекты. Было, например, поручение Черепанову разработать проект системы профессионального образования в области. На федеральном уровне объявлено о возможности получения дотаций, и наша победа в конкурсе, получение средств – вот это показатель эффективности министерства.
- В этом получается коренное отличие философии вашей команды от тех правил, что были при Росселе. Тогда власть объявляла: мы лучше Москвы знаем, что нам нужно, строим это своими силами и обращаемся к федеральному центру только по этим поводам. Из разряда: нам еще один стадион не надо, дайте лучше деньги на новую школу. Вы же говорите, что нам не важно что делать, Москва дает средства и нужно их сюда вытащить, под какой бы проект они не выдавались.
- Да. В области нет такой сферы, где нам что-то не нужно, что у нас в переизбытке. За исключением торговых центров, но они строятся не за бюджетные деньги.
И в спорт, и в образование можно вкладывать и вкладывать. По старой системе, можно было своими силами построить один садик, но лучше поучаствовать в федеральной программе, ту же сумму внести по софинансированию и отремонтировать пять школ. Сэкономленные средства можно направить на другое направление. Я считаю, что это правильный подход, и более эффективный.
- У вас было и еще одно задание – создать ситуационный центр, и не просто комнату в Доме Севастьянова, а систему, когда губернатор мог получить четкий ответ на вопрос по любой сфере общественной жизни.
- Центр создан, и с 1 февраля работает система, в которую каждый чиновник областного и муниципального уровня в пределах своей компетенции вводит данные по своей сфере ответственности.
- Это как сайт u2020, только больше?
- При всем уважении, u2020 – это социальная сеть, где описывается какой-то проект, и участники дают ему свою оценку. Ситуационный центр – формализованная информационная система: ты в муниципалитете вводишь свои контрольные показатели, ответственное лицо в министерстве подтверждает их или нет, так информация оперативно (в отличие от бумажной переписки) приходит наверх, и в визуальном виде это становится отчетом для министра или губернатора. Это единое хранилище данных, и сейчас уже есть программа, дающая доступ к части этой информации через iPad.
- Это опять же цифры, а как в эту систему встроить простых людей, сделать так, чтобы руководство области знало, какие проблемы считают актуальными жители определенного муниципалитета?
- Есть управление по работе с обращениями граждан, они ведут статистику по каждому муниципалитету, по каждой проблеме. Эту информацию мы также планируем добавить в систему.
- И несмотря на предстоящую работу, вы все равно ушли со своего поста. Ваше решение повлияло на отношения с губернатором?
- Нет, они остались хорошими. Смотрите, должность заместителя главы администрации официально сокращена, а я продолжаю работать в том же кабинете. Неправильно говорить, что я ухожу – я больше не работаю заместителем главы администрации, но в команде остаюсь.
- И переезжать, вероятно, не планируете. Вы же один из немногих новых чиновников, приехавших в регион после Мишарина, кто перевез в Екатеринбург свою семью.
- Про других не скажу, но семья моя здесь – это правда. А как иначе? Я ехал сюда на год, это достаточно значимый срок. Семья мне сильно помогает, хотя я и не ожидал, что смогу видеть их так редко. График работы получился сильно ненормированный.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить
свой комментарий
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой
комментарий
Загрузка...