«Мы десять лет боролись с приписками. Нас услышали только при Юревиче»
Особенности прежней системы распределения областных сельхозсубсидий: приписки, запутанные схемы, покровительство. Рассказ руководителя крупнейшего перерабатывающего предприятия Южного Урала
Владимир Чапайкин: «Раньше селяне денег не видели – дотации проводились по кривым схемам, через скандально известную «Продкорпорацию»
На недавнем заседании правительства Челябинской области был утвержден порядок распределения субсидий производителям молочного сырья. Не только упрощен механизм распределения субсидий, но и выросли сами дотации – в 4 раза, с 50 копеек до 2 рублей на литр произведенной продукции. Этих подарков от областных властей годами ждали все - как селяне, так и переработчики. Что препятствовало нововведению? Почему оно стало возможным только сейчас? Об этом «URA.Ru» рассказал гендиректор Челябинского городского молочного комбината, предприятия, снабжающего своей продукцией половину рынка областного центра, Владимир Чапайкин.
- Владимир Александрович, то, что областные власти ввели дотации для селян, сдающих молоко перерабатывающим предприятиям, расценивается многими как новаторство, прогрессивный шаг. Но ведь такие дотации уже существовали. Что же тут нового?
- Новаторство в том, что механизм выплаты дотаций стал наконец понятным, простым и абсолютно прозрачным. Сколько сдал молока на переработку, за столько и получил – за каждый сданный литр. Да еще живым рублем! А раньше cеляне этих денег не видели – дотации проводились по кривым схемам, через скандально известную «Продкорпорацию». Например, в виде ГСМ. Было бы куда как дешевле, если бы селяне получили деньги на руки и купили бы топливо сами, по более низким ценам. Кроме того, дотации вводились не на постоянный период, а на определенный срок. И выплачивались они опять же путем списания долгов селян за ГСМ, поздней осенью. А деньги им были нужны уже летом. Да и не все имели право на дотации. Действовала сложная схема, и следовало обязательно продемонстрировать успехи – рост надоев, увеличение стада. Поэтому и существовала поголовная система приписок.
- Ну, приписки всегда были, еще с советских времен…
- Так вот, на приписках и жили. Абсолютно правильно поступил Юревич, став губернатором, когда обратился ко всем главам сельских районов: «Дайте мне реальную, а не бумажную статистику!» Правда, когда такую статистику получил, выяснилось, что по новым отчетам наше сельское хозяйство дало не такой прирост, как обещали прежние руководители области. Сейчас в Челябинской области производится всего 600-650 тонн молока в день. Для сравнения: в Свердловской и Тюменской областях – 1300–1400 тонн, в Башкортостане – 1400, в Удмуртии – 1500 тонн!
- Значит, чтобы покончить с «липой», чтобы получить реальные дотации, надо было дождаться смены власти?
- Получается, что так.
- Да, но в региональном минсельхозе остался прежний руководитель, Иван Феклин. А с ним у ЧГМК отношения, если говорить откровенно, не всегда складывались гладко. Были и открытые конфликты. Сейчас ситуация изменилась?
- Мы десять лет добивались того, чтобы областные власти ввели молочные дотации. Мы все это время боролись с приписками. И вот, наконец, нас услышали.
- С вами советовались, прежде чем принять нынешнее постановление?
- Мы все, крупные переработчики, посылали свои предложения. Предлагали упростить схему. Если перейти, по вашему выражению, на откровенности, то раньше Феклин был не слишком самостоятелен. Как он заявил в интервью одному из челябинских сайтов, без Косилова (при Петре Сумине – первый вице-губернатор – ред.) гораздо проще работать – новый губернатор дал ему полноценные полномочия. Раньше в силу своей несамостоятельности Феклин не мог наладить нормальные отношения с нами. Теперь работать в министерстве, точнее, оформлять все бумаги, стали гораздо быстрее. У них сейчас даже селекторные совещания стали в два раза короче, и только по делу.
- Вы говорите о полном взаимопонимании. А как же прозвучавшие в ваш адрес со стороны областных властей претензии по поводу низких закупочных цен на молоко?
- А у нас совсем даже не низкие цены. Вот, посмотрите. В Тюменской области средняя закупочная цена - 12,5 рубля, в Курганской –13,5, в Свердловской - 14,7. А мы покупаем молоко по 16 рублей. Наша средняя цена выше, чем у всех соседей по УрФО. Даже в Башкортостане средняя цена 14,5 рубля. И потом, не забывайте - в соседних регионах селяне получали нормальные дотации. В Тюмени, в Кургане – 2 рубля, в Свердловской области – 3 рубля. Сейчас, когда и наши хозяйства будут получать дотации по 2 рубля за каждый сданный литр, уже не будет разговоров, что за свой труд хозяйства получают очень мало.
- Только ли дотации должны стать толчком для развития сельского хозяйства?
- Ну, это уже тема для нового разговора. Будущее за мегафермами. За теми, где производственный процесс будет носить замкнутый цикл. От выращивания собственных кормов до выпуска продуктов. Чтобы все было автоматизировано. Чтобы можно было рассчитать рацион для каждой коровы, чтобы у каждой буренки был чип, и через него на центральном компьютере прослеживался весь ее «трудовой день». И вот под такие мегахозяйства государство должно выдавать льготные кредиты. Пришла пора модернизировать сельхозпредприятия, которые занимаются производством молока.
- Ну ведь есть же «сельскохозяйственный» нацпроект. Неужели он себя не оправдал?
- У нас часто ругают политику Беларуси. Но несомненно, что эта страна добилась больших успехов в сельском хозяйстве. При поддержке государства прошла масштабная модернизация всего агрокомплекса. У нас предприятиям агрокомплекса, к сожалению, долгое время приходилось рассчитывать только на себя. Даже когда началась реализация нацпроекта. Потому что на местном уровне такой поддержки не было. Сейчас, со сменой власти в области, надеемся, все будет иначе.
- Как же не было? А птицефабрики? Этим же местные власти так гордились! Говорили, что по производству птичьего мяса мы впереди России всей.
- В том-то и дело, что только птицей и гордились. А мы, в отдельно взятом Челябинске, производство молока с нуля подняли. Безо всякой помощи государства. Если же область и помогала кому-то, то только своим.
- Так, может, и не нужна вам помощь?
- Конечно, нужна! Все заявки на получение льготных кредитов под госгарантии мы подали. Хотелось бы и нашу программу по школьному молоку запустить, а здесь без государственной поддержки, воли губернатора никак нельзя обойтись.
- Ну, чтобы программу «Школьное молоко» запустить, нужно для начала, чтобы ваше молоко в школы попадало. А сегодня, как известно, не ваше молоко в школьных и детсадовских столовых. Исключили вас из этого процесса.
- Вы сейчас на нашу больную мозоль наступили. Нас действительно исключили из процесса. Возможно, всему виной несовершенство 94-го закона о госзакупках. Требования к поставщикам невнятные. Точнее, в них нет ни слова о качестве продуктов, о продовольственной безопасности. Выигрывает тот, кто предоставит самые дешевые услуги. А на деле все равно выходит дороже. Что касается молока, то его для школьных и детсадовских столовых закупают где попало. Например, в Южноуральске. А ведь были случаи отравления молочными продуктами, выпущенными в Южноуральске. Между прочим, никого за это тогда не наказали. Может быть потому, что завод курировал все тот же Андрей Косилов. Теперь этот завод – банкрот, и вряд ли его продукция сейчас соответствует санитарным требованиям. Но молоко для детей там по-прежнему закупают!
- Давайте напоследок поговорим не о плохом, а о хорошем. Вы-то чем новым можете порадовать потребителя?
- У нас обновилась упаковка. Запустили в продажу новые глазированные сырки «Первый вкус». Готовим запуск зернистого творога.
- Как в Чебаркуле? Вкусный творог, только чуть солоноватый.
- А у нас не будет солоноватый. А еще, по многочисленным просьбам покупателей, мы готовимся выпускать томатное мороженое…
- Оно будет такой же жирности, как и все ваше мороженое?
- Мы сохраняем качество.
- А для диабетиков когда-нибудь будете выпускать продукцию – ведь вас потребители просили об этом?
- Сложный вопрос. Надо просчитать рынок. И опять же, без поддержки государства, а помощь диабетическим больным - это вопрос государственный, не обойтись.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить
свой комментарий
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой
комментарий
Загрузка...