«В Свердловской области – беспрецедентная ситуация. Каддафи отдыхает!»
Посмотрим на себя глазами москвичей. Бонус – реверанс Челябинской области
Действия Юрия Матушкина, передавшего власть в Уральской торгово-промышленной палате своему зятю, руководство ТПП сравнивает с политикой Муамара Каддафи. Такую же оценку дают и в свердловском союзе промышленников и предпринимателей. Интересно, будет ли Матушкин бомбить своих оппонентов
Накал страстей в проекте «революция в Уральской торгово-промышленной палате» наконец-то достиг максимального уровня. Всю зиму стороны вяло боролись между собой, но как только президент УТПП, против которого выступают директора крупнейших заводов и промышленный вице-премьер Александр Петров, передал власть своему зятю, терпение всех участников лопнуло. Стороны конфликта уже обменялись новыми претензиями, а «URA.Ru» решило подняться на уровень выше и расспросило вице-президента Торгово-промышленной палаты России Александра Рыбакова о том, как федералы видят происходящее в Свердловской области. Таких хлестких оценок творящемуся на Урале не давал еще никто: почему бизнес должен бороться за реформы, как Челябинск и Ульяновск опередили свердловчан и что за стыдобища случилась с презентацией области в Москве – в публикуемом ниже интервью.
- Уральская торгово-промышленная палата уже четыре месяца один из основных поставщиков новостей о кадровых спорах и скандалах. На этой неделе ее президент Юрий Матушкин все же ушел со своего поста, но и новый исполняющий обязанности вызывает вопросы у власти, у бизнеса. А как в российской торгово-промышленной палате видится эта ситуация?
- Ситуация сложная. У Торгово-промышленной палаты России были переговоры с членами правления Уральской ТПП, которые инициировали отставку президента палаты Матушкина. Они перестали ему доверять и начали согласовывать с нашей палатой кандидатуру, которая бы устраивала их. Это было еще год назад. И по просьбе Матушкина, которую он высказал Примакову (на тот момент президент ТПП РФ. – Прим. ред.), решение вопроса было перенесено на конец прошлого года, на декабрь. Он гарантировал передачу дел, проведение конференции и сложение с себя полномочий. В декабре Матушкин молчал, уже в этом году провел какую-то конференцию, на которую направил лояльных себе делегатов – странное было мероприятие, там количество делегатов оказалось несоразмерным размеру палаты. Получился междусобойчик, на котором Матушкин смог сохраниться в этой должности.
- И все же в отставку он ушел.
- Да, и назначил исполняющим обязанности своего родственника. Это, конечно, нарушает закон: президент может просто уйти, но правление должно созвать конференцию, которая бы избрала нового президента палаты. Но этого не сделано.
- Почему?
- На мой взгляд, поведение Юрия Матушкина давно стало неадекватным и искать в нем здравый смысл – пустое занятие.
- Насколько обстановка в Уральской торгово-промышленной палате важна для руководства российской ТПП?
- Сложившаяся в Уральской торгово-промышленной палате ситуация вызывает у нас сожаление. Свердловская область экономически важна и для Уральского региона, и для страны. И в таком регионе превратить палату в семейный бизнес, в семейное предприятие, перестать защищать интересы бизнеса в органах власти, просто потерять авторитет – это безумное занятие. Такое, видимо, происходит, когда проявляются такие пороки, как жадность. Вы сами понимаете, что это неправильно, и поэтому мы поддерживаем инициативу членов правления навести в УТПП порядок.
- Есть ли кандидаты на этот пост?
- Эффективных переговорщиков, влиятельных людей у вас в области немерено: это, например, руководители предприятий, которые давно входят в состав палаты и даже ее правления. Многие из них достойны возглавить палату, просто не каждый решится оставить бизнес ради этой работы на благо всего сообщества – все-таки за каждым директором стоят люди, коллектив. Но мы нашли Беседина. У него активная жизненная позиция, его уважают в предпринимательской среде. Он член правления российской палаты, был делегатом съезда, мы хорошо его знаем. И в администрации области к Беседину уважительно относятся.
Хотя, честно скажу, это был не единственный кандидат. Мы рассматривали кандидатуру господина Баранова, занимающегося у вас выставочной деятельностью, смотрели кандидатов из органов госвласти. У вас, к примеру, замечательный министр внешнеэкономических связей: умница, его бизнес просто обожает. Чем не президент палаты?
Так что на хорошие кадры ваша область богата. Просто все сошлось в этом упорстве Матушкина, который активно себя защищает, свой семейный бизнес. И чем раньше произойдет смена руководства – тем лучше будет.
- На мой взгляд, УТПП не работает уже много лет и многие мои собеседники из бизнес-кругов даже не знают, чем она может быть им полезна. Вы можете объяснить, почему бизнесу надо вмешиваться в конфликт в палате, что она может им дать?
- А вы посмотрите, что происходит в соседних областях. Например, в Челябинске есть Южноуральская торгово-промышленная палата. Загляните к ней на сайт, какие услуги она предоставляет, какие региональные законы инициировала, какую огромную работу ведет. Сравните с показателями УТПП – это же колоссальная разница, хотя два соседних и похожих региона.
В Челябинске палата эффективна, потому что смогла выстроить рабочие отношения с властью, ее слушают и по налоговым вопросам, и по оценке земель, поддержке малого бизнеса, созданию технопарков. Там немереное количество дел, которые должна делать палата, и она их делает, представляет, сопровождает, защищает инвестиционные проекты. Возьмите Миасский машиностроительный завод: у него есть продукция спецназначения, а есть – гражданская, в которой они нашли свою уникальную нишу. Сейчас завод выпускает почти 100% (от нужд страны) оборудования для пивбаров, ресторанов. Еще десять лет назад Россия полностью завозила это оборудование из-за границы, а президент Южноуральской торгово-промышленной палаты взял с собой в загранпоездку директора завода, они выехали, посмотрели и освоили производство у себя.
Или другой пример: ситуация в Челябинской области с огнеупорами – они производят их для себя и поставляют в Казахстан. Такой же продукт есть у украинцев. Одним разрешили перевозить продукцию на открытых платформах, просто закрыв ее полиэтиленом, а у нас в требованиях перевозки – только в закрытых вагонах. Цена сразу другая: погрузка дороже, перевозка дороже. Магнитка поставила этот вопрос перед палатой, своими силами ММК замучился его решать, а ЮУТПП продвинула и решила. Таких вопросов масса: защищать интересы бизнеса можно и без коррупционных схем.
- В Свердловской области не одна торгово-промышленная палата. Своя собственная есть в Нижнем Тагиле, и знаться с Уральской ее представители не хотят. Насколько это нормальная ситуация?
- Это, скорее всего, результат испорченных межличностных отношений. К сожалению, мало кто хочет работать с Матушкиным. Ведь тот же президент Тагильской палаты был избран на эту должность по рекомендации Матушкина. А потом, насколько я понимаю, Уральская палата начала конфликтовать и итогом стало прекращение какого-либо взаимодействия. Это потому, что у человека нет ответственности, не чувствует ее, как будто потерял ориентацию в пространстве и во времени.
При том, что, надо признать, раньше он был эффективным управляющим. И бывший президент Уральской палаты Девяткин его представлял как своего преемника, а сейчас следит за ситуацией в Екатеринбурге и тоже переживает. Очень жалко, что так происходит.
- Что в этой ситуации будет делать руководство ТПП?
- Мы пишем письмо членам правления по поводу правовых несостыковок последних действий Юрия Матушкина. Сегодня оно будет отправлено. Правление УТПП вправе признать ничтожным возложение обязанностей на собственного родственника. Нужно созывать конференцию и принимать решение о новом президенте.
- Исходя из того, как развиваются события в УТПП, это должно было быть сделано давно.
- У меня есть заявление Юрия Матушкина, в котором он пишет, что готов досрочно сложить с себя полномочия, и при этом ведет торг: члены правления должны отозвать свое открытое письмо, свои заявления в прокуратуру. Это нормально?
- Мне кажется, нет.
- Это невозможно даже серьезно обсуждать, это лишено здравого смысла. Что за торгашество? Во что превращается сам президент, палата?
- В руководстве ТПП вы курируете региональные торгово-промышленные палаты. Скажите, конфликтные ситуации, похожие на нашу, уральскую, они часты в территориальных ТПП?
- Нет, это редкий случай, потому что палаты возглавляют здравомыслящие люди. Сейчас сопоставимая история есть только в республике Коми, палата которой также находится под нашим пристальным наблюдением. Хотя ваш случай все же беспрецедентный – прямо Каддафи какой-то. Это мы натолкнулись на такого человека, который потерял всякую совесть. К сожалению.
В абсолютном большинстве палат это было бы немыслимо. Посмотрите, скажем, Кузбасскую палату. Ей администрация области передала полномочия по всем вопросам внешнеэкономической деятельности. Зайдите на сайт, посмотрите, как она прекрасно с этим справляется. Или в Ульяновской области: она не промышленная, как ваша, так там для села сделали агропромышленную палату, чтобы объединить предпринимателей села. Там есть даже биржа, они проводят энергоаудит, ведут кадастровую оценку земель. Они все ушли далеко вперед от Уральской палаты, они видят требования бизнеса и под него подстраиваются.
А УТПП хорошо зарабатывает, но новых видов деятельности у нее нет. Хотя надо же чувствовать, в чем бизнес нуждается, какие экспертные услуги может взять палата. А связь с бизнесом утрачена.
- Может быть, причины этого не в персоне Юрия Матушкина, а в областной администрации?
- Вопрос о смене президента стоял и раньше – при Росселе его просто обходили вниманием. Я вот помню, Свердловская область делала замечательную презентацию инвестиционного потенциала в Госдуме, в Российской торгово-промышленной палате. Так ее делали госструктуры без участия УТПП. Такой стыдобищи нигде никогда не было, чтобы наша региональная палата не принимала никакого участия в подготовке и проведении презентации региона в стенах ТПП. Это единственный случай в нашей практике.
Поэтому даже говорить о Юрии Матушкине, итогах его работы не хочется. Все это уже неинтересно, хочется говорить о перспективах.
- Для вас история с президентом Матушкиным закончилась?
- Для меня она давно закончилась, остались формальности. Вы поймите, что бизнесу нужен такой инструмент, как торгово-промышленная палата, ему наплевать, кто там президент, лишь бы структура работала. А она не работает, один цепляется руками за власть и мешает целой системе включиться. Надо снять этот вопрос и сразу обсуждать то, что реально волнует бизнес. А пока палата зациклилась на одном человеке, которого на съезд российской ТПП даже не избрали делегатом.
- Его действительно вывели из зала?
- Конечно. Было приглашено определенное количество гостей – Матушкина среди них не было. И его вывели, потому что никто не звал, никто не ждал. На этом история с ним для нас была закрыта.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить
свой комментарий
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой
комментарий
Загрузка...