Налетай! На Южном Урале вскоре будут распродавать берега озер
Первоначальные инвестиции обещают окупиться в несколько раз
Застройка подобралась к самой кромке Тургояка. Экологи тревожатся, что то же самое угрожает другим челябинским озерам
До 1 июля главы муниципальных образований Челябинской области, на территории которых есть водоемы с привлекательными для жилищного строительства окрестностями, должны представить в правительство области данные о земельных участках под будущие дома. Все это они должны были сделать еще прошлым летом, но процесс до неприличия затянулся. Видя, что любимый проект «и ныне там», губернатор Михаил Юревич не на шутку разгневался и назначил нового ответственного. И вот дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки. На радость будущим застройщикам и к огорчению экологов. Подробности в материале «URA.Ru».
Впервые эта тема была озвучена чуть меньше года назад, в конце июля-2010. Тогда Михаил Юревич подчеркнул на аппаратном совещании в администрации области, что, используя курортные озера, муниципалитеты могут существенно пополнить свою казну.
Надо только нарезать на берегах водоемов участки под строительство баз отдыха и индивидуальных жилых домов, выставлять эти участки на аукционы, а потом собирать с собственников налог на землю.
- Увильды, Тургояк – хорошие озера, но не используются для пополнения местных дотационных бюджетов, - заявил Юревич и тут же дал поручение подготовить реестр земель, которые находятся в так называемых курортных зонах. Тендеры должны быть максимально «прозрачными» - жители должны знать, кто именно строится на каждом конкретном участке, а для этого список свободных земель надо выложить в Интернет, уточнил тогда глава региона.
В некоторых территориях это сообщение восприняли весьма негативно. Так, в Миассе начали сколачивать чуть ли не народное ополчение в защиту озера Тургояк: «Не дадим распродать самый красивый водоем!» Правда, некоторые говорили, что земли вблизи Тургояка, принадлежавшие муниципалитету, уже давно распроданы ( остались считанные единицы), причем безо всякой «прозрачности». Оставшиеся земли, а таковых примерно 90 процентов, принадлежат государственному лесному фонду (эти берега большей частью загажены дикими туристами), пустить их с молотка на местном уровне невозможно и, как выяснилось, никто сию минуту это делать не собирался. Постепенно шум стих.
Алексей Овакимян, вице-губернатор Челябинской области, успокаивает экологическую общественность: «Непосредственно у воды почти никто ничего строить не будет»
Но губернатор о своем проекте не забыл. Ему нравилась сама идея – строить дома в красивых местах с чистым воздухом. Да и берега, если за ними будут следить администрации новых поселений, станут чище. Плюс – открывающиеся возможности развития рекреационных зон и туризма. А все вместе – дополнительные бюджетные доходы. Когда на заседаниях правительства или на аппаратных совещаниях выступали главы территорий, на которых располагаются живописные озера, Юревич строго спрашивал: «А вы участки у водоемов на аукцион еще не выставляли?» Главы, особенно сельские, что-то мямлили в ответ, боясь признаться в том, что ничего не получается. Одним было не до того – подготовка к зиме, потом сама зима. Другие кинулись было выполнять поручение, но тут же выяснили, что все, что можно было, уже распродано до них. Так, к примеру, получилось не только с Тургояком, но и с озером Увильды, чьи берега давно «попилили».
Впрочем, одними Увильдами и Тургояком список приличных водоемов в регионе не ограничивается. Челябинская область – озерный край. Это юг области - сплошная степь, а в центральной и северной части озер предостаточно, есть из чего выбирать. Тем не менее поручение Юревича о составлении общего реестра прибрежных земель, а оно давалось вице-губернатору Юрию Клепову, ответственному в региональном правительстве за экономический блок, выполнялось не слишком споро. Это объяснялось тем, что часть земель находится в гослесфонде, другая относится к землям сельхозназначения (так называемые угодья) и перевести угодья в земли поселений почти так же сложно, как уговорить чиновников Росимущества отдать федеральные земли муниципалитетам.
Клепов честно старался, «тряс» глав. Однако по факту поручение Юревича так и не выполнили. То ли главы «подставили» Клепова, подсунув ему «липу», то ли сам Клепов выдал желаемое за действительное. Юревич в эти подробности вникать не стал, полагая, что спрашивать следует с главного ответственного лица, то есть с вице-губернатора. 6 июня, уже этого года, он шумно отругал Клепова на аппаратном совещании за срыв в муниципалитетах продаж земельных участков под дачное и жилищное строительство. И перепоручил это дело вице-губернатору Алексею Овакимяну, курирующему в правительстве региона вопросы права и инвестиций. Попутно и главам пригрозил: «Это вас тоже касается! Готовьте земли на продажу!»...
Павел Казаков, мэр Верхнего Уфалея: «Мы собираемся продавать участки на берегу Иткуля»
…В наследство от Клепова Овакимяну достался подробный, с картой и данными об объектах инфраструктуры, порайонный список свободных участков у озер, опубликованный на сайте областного минэкономразвития. Эти участки, по замыслу чиновников, в скором времени должны быть нарезаны на индивидуальные «усадьбы». Стремясь выяснить, как главы муниципалитетов «готовятся к продажам», корреспонденты «URA.Ru» загрузили этот список, нашли номера телефонов «лиц, ответственных за информацию» и стали названивать, «прикидываясь» потенциальными покупателями. По одному такому номеру, в Карабаше, ответили, что «ответственное лицо» в отпуске.
- А как насчет участка?
- Какого участка?
- Ну, тут ваш телефон указан и список земель. Когда будут земли нарезать и когда можно будет участок купить?
- Ничего не знаем, - призналась собеседница «URA.Ru», - В первый раз про это слышу. Нас никто не консультировал.
Такие же ответы («он в отпуске», «ничего не знаем») выдавали по всем другим таким же телефонным номерам, по которым удалось дозвониться. Особенно забавно получилось с Кунашакским районом, где, если верить министерскому списку, будут выставлены на продажу участки на берегах озер Каин-Куль, Теренкуль, Калды, Куяш и Карагайкуль.
- А с чего вы взяли, что эти земли будут выставлены на продажу? – удивился чиновник, снявший трубку и выслушавший о нашей мечте построить дом.
- Так ведь эти земли указаны от имени вашей администрации! Тут и телефон приемной главы района, и ваш номер, - пояснил корреспондент «URA.Ru».
- Ерунда какая-то… Эти земли не муниципальные. Мы не можем их продавать.
Короче говоря, никто из опрошенных нашему звонку не обрадовался. Никто не предложил приехать и осмотреть землю. За разъяснениями мы обратились к Алексею Овакимяну.
- Алексей Дмитриевич! – пожаловался корреспондент «URA.Ru» вице-губернатору. - А ведь мы звонили по тем телефонам, что в реестре свободных земель указаны, а там нам какую-то чепуху городят.
- Будет новый реестр, – пообещал Овакимян. - Все главы должны представить данные до 1 июля. До конца лета появится сводная таблица. Выставим около тысячи участков, в среднем по 15 соток каждый.
- Общественность возмущается. Говорят, что берега застроят, водоемы будут загрязняться, да и к воде невозможно будет подойти.
- Начнем с того, что берега для того и обустраиваются, чтобы придать водоемам цивилизованный вид. Непосредственно у воды почти никто ничего строить не будет. В редких случаях, когда водоем не представляет никакой ценности, водоохранная зона составит 20 метров. В большинстве же случаев эта зона – 200 метров, а на берегах питьевых источников – 500 метров. Кроме того, строительство домов будет вестись с соблюдением всех норм, с канализованием, с подведенным водопроводом.
- То есть к участкам проложат инфраструктуру?
- На завершающем этапе строительства инфраструктура уже должна быть подведена. Этим займутся муниципалитеты.
- А цену на участки кто будет устанавливать?
- Сами муниципалитеты. Если цена покажется нам запредельной, то мы, конечно, вмешаемся.
Исрафиль Валишин, глава Аргаяшского района: «А у нас уже все готово. Есть участки на Аргазях. Приезжайте, встретим как родных»
Прикинуть, сколько будет стоить отдельно взятый участок, пока почти никто не берется: процесс находится на начальной стадии. В Кыштыме, к примеру, предстоит перевести 5 участков гослесфонда в муниципальную собственность и нарезать их, местные власти рассчитывают на помощь областного правительства. В Верхнем Уфалее 124 участка нужно перевести из разряда земель сельхозназначения в категорию земель поселений, а пока под участки размежевали только 42 участка на озере Иткуль. «На ближайшем заседании Заксобрания депутаты обещали рассмотреть наш вопрос, - поведал «URA.Ru» мэр Верхнего Уфалея Павел Казаков.
А вот ЗАТО, Озерск и Снежинск и рады бы строиться у водоемов, но «пролетают мимо кассы». Все земли у них федеральные. Главы обоих городов уже просят областные власти похлопотать перед Москвой, чтобы там выделили земли под индивидуальное строительство, хотя бы для многодетных семей.
И только глава Аргаяшского района Исрафиль Валишин уже готов принять потенциальных покупателей.
- Приезжайте к нам! – радушно пригласил Валишин. - У нас на Аргазях продается 5 участков по 15 соток. Электричество есть, канализование будет, в перспективе - газ.
- Почем участки?
- От 230 до 250 тыс. рублей. Только никто пока не покупает, - вздохнул глава. – Может быть, вы напишете – и кто-то заинтересуется?
Пишем. Участки находятся в 80 километрах по трассе от Челябинска. Воздух чистый: неподалеку лес. Дом, если заказывать сруб в строительной фирме, обойдется в 800 тыс. рублей (если поискать готовые срубы в Аргаяше, выйдет дешевле). А когда будет подведена инфраструктура, цена участка вырастет в несколько раз. Для ориентировки: сейчас коммерческая стоимость участка с инфраструктурой на берегу Аргазей площадью в 15 соток - 1 млн рублей.
Между тем экологи относятся к идее застроить берега южноуральских озер довольно настороженно. Ни один эколог-общественник, до которого удалось дозвониться корреспонденту «URA.Ru», восторгов по поводу строительства не выразил. Защитников природы отнюдь не радует, что на берегах питьевых источников, в полукилометре от воды, будут возводить жилые дома и базы отдыха.
- Не факт, что охранная зона для питьевых источников должна составлять 500 метров. Каждый водоем, каждый водозабор уникален, - пояснил «URA.Ru» один из экологов, не пожелавший рассекретить свое имя.
- Но специалисты утверждают, что федеральным законодательством определено именно это расстояние…
- Вот и плохо, что все усреднили, - посетовал эколог. - Впрочем, если наши власти будут следить, если канализование проведут по нормам, может, ничего плохого и не произойдет.
ФОТО – Вадим Ахметов
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить
свой комментарий
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой
комментарий
Загрузка...