Кто и зачем уезжает из бывшего СССР?
«Срез эмиграции: симпатичные девушки из России, готовые на все украинские дамы, парни из Дагестана и Чечни»
«Если для россиян получить политическое убежище в Европе непросто, то для молодежи из кавказских республик бывшего СССР – это вполне реальный шанс»
Екатеринбургский журналист Оксана Пономарева, последние полгода живущая в Бельгии, в своей очередной колонке рассказывает, кто и зачем уезжал из стран бывшего СССР в 2000-е. Как выяснилось, уезжают не «лучшие» и не «худшие» - уезжают «средние», самые обычные россияне и украинцы, которые и должны быть «средним классом», опорой политической системы. А эта опора размывается: в Европе им комфортнее, даже если работы нет.
За полгода жизни в Бельгии я успела пообщаться с несколькими десятками иммигрантов. Так уж получается: по жизни люди вращаются в одних и тех же социальных кругах. Вот и здесь, за кордоном, я периодически попадаю в свой – иммигрантский – социальный круг. Внутри него наблюдаю и делаю выводы – а кто же все-таки уезжает из СНГ за границу?
Оказывается, мир тесен не только в Екатеринбурге, но и тут, в Антверпене. На неделе пошла на курс так называемой «социальной ориентации» и встретила там Лену – девчонку, с которой осенью ходила на курсы нидерландского языка. Лена – типичный представитель «волны эмиграции двухтысячных». Приехала в Бельгию пару лет назад на учебу. Получила магистерскую степень в брюссельском университете. Заодно познакомилась с будущим партнером, тоже русским, обосновавшимся тут еще раньше, – да и решила остаться.
Анна, девушка из Волгограда с университетским образованием и хорошим английским, успела поработать, например, в Китае, где и встретила мужа – тот приезжал из Бельгии в отпуск. Между Китаем и Бенилюксом выбрали последнее, теперь живут здесь.
Еще одна курсистка – Наташа. Москвичка, приехала несколько месяцев назад. Муж-бельгиец не нашел подходящей работы в России, и семья в конце концов собрала чемоданы.
- Я очень не хотела уезжать, - поделилась Наталья. – Но теперь жду ребенка. Решили, что здесь ему будет лучше.
С работой пока туго: языка не хватает, да и высшее образование еще надо подтверждать. Но настрой оптимистичный.
Алия, тоже москвичка, приехала в Антверпен вместе с мужем-экспатом. Сама она, хоть и выучилась на вполне себе «вкусную» специальность программиста, работать официально не имеет права. Тратит время на хобби: спорт, йога да рукоделие. И удивляется:
- Ладно, я про себя не говорю, но вот не понимаю: почему сюда пускают кучу народа и не дают работать?
Это камешек в огород соратников из СНГ. Женщины с Украины едут в Бельгию на заработки. Их не пугает перспектива нелегальщины: годами живут здесь без документов, перебиваются заработками «по-черному». Некоторым улыбается счастье: через 7-9 лет нелегального пребывания все-таки получают нужные бумажки. Таким опытом поделились две дамы из нашей русскоязычной группы.
Львиная доля курсистов оказалась из Армении, Дагестана и Чечни. Тут, правда, совсем другая гендерная составляющая: большинство – парни лет 25-30. В Бельгии они просят политического убежища. (Надо сказать, если для жителей центральной России, Урала, Сибири и Дальнего Востока азюлянтство в 99% случаях – дохлый номер, то для жителей кавказских республик и ближайших соседей – вполне реальный шанс). Про родину они рассказывают практически одинаковое:
- Там проблемы. Там убивают. Милиция – легализованные бандиты.
А потом добавляют:
- Но как там красиво…
Здесь, на новой родине, розовых очков у них нет: считают местных националистами и жалуются на одиночество. Но назад не едут. Ждут документов – тоже годами. Власти недавно пообещали не томить азюлянтов долгим ожиданием и рассматривать документы быстро. Но положительных решений, конечно, никто не обещал. Гайки закручивают.
Вообще, думаю, не зря я сходила на этот курс. Вот где можно увидеть самый что ни на есть срез русскоязычной эмиграции. Девушки-россиянки 25-35 лет, симпатичные и поголовно с высшим образованием. Украинские дамы, готовые к любым тяготам нелегального положения. И пацаны неславянской внешности, опять же ищущие лучшей жизни. Просто идеальная социологическая выборка.
Поэтому я, наверное, не буду вливаться в хор голосов, которые кричат о том, что, мол, сваливают лучшие люди. Вовсе нет. Уезжают из бывшего СССР люди вполне себе стандартные, навскидку - среднестатистические. И то, что у всех у них, как минимум, институт за плечами, так это, может, в других странах повод гордиться, а в нашей зачастую - тоже норма жизни.
Печально как раз то, что уезжают – не лучшие и не худшие, а самые обычные. Ведь именно они, по идее, должны поддерживать некую стабильность системы. А они, получается, своими метаниями ее только расшатывают. Она, по-моему, действительно уже серьезно пошатнулась. Верный признак этого - когда «среднестатистический человек» в свою систему жизненных координат, помимо всяких там «мойте руки перед едой», вписывает новый пункт – «пора валить».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить
свой комментарий
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой
комментарий
Загрузка...