Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

Что сделать, что бы ваш голос не спиз…или

Инструкция для избирателей и наблюдателей
              Голосуйте так, чтобы не было стыдно! И не забудьте проверить
Голосуйте так, чтобы не было стыдно! И не забудьте проверить
Выборы президента должны пройти честно – с нашей точки зрения, это аксиома. Увы, в честность избирательных комиссий в нашей стране верит, мягко говоря, далеко не каждый. Это значит, что каждый избиратель, если он хочет честности, должен в большей степени полагаться на самого себя – а то, не ровен час, нае..ут. На что обращать внимание на избирательных участках? Как реагировать на нарушения? Кому жаловаться? Подробности – в нашем материале.  
 
На предстоящих выборах президента РФ, в силу недоверия к официальной избирательной системе, создан представительный корпус наблюдателей от оппозиционных кандидатов и партий. А как действовать избирателям, подозревающим избиркомы в попытках фальсификации гражданского волеизъявления? «URA.Ru» обратилось за «рецептами» к уральским правозащитникам.
 
Как рассказал «URA.Ru» руководитель пермского регионального представительства ассоциации «Голос» Виталий Ковин, каждый избиратель, прежде всего, должен проявлять внимание еще на подходе к избирательному участку. На расстоянии ближе 50 метров от участка не должно быть никакой агитационной продукции кандидатов: плакатов, баннеров, билбордов, листовок.
 
«Далее, смотрите, не осуществляется ли организованный подвоз избирателей с открепительными удостоверениями. Ну а если коварные враги честных выборов попытаются купить голос избирателя за бутылку чего-нибудь горячительного или за несколько сотен рублей, сознательный гражданин должен постараться снять факт подкупа на сотовый телефон, а затем передать злодея в руки полицейских или наблюдателей», - советует Виталий Ковин.
 
Челябинский коллега Ковина по ассоциации «Голос», Юрий Гурман, рекомендует: обратите внимание, расписывались ли за получение бюллетеней ваши соседи, которые, как вам известно, как правило, не ходят на выборы. «У участковых комиссий есть задание, чтобы они составили список таких избирателей. Члены комиссий делали для этого подворовые обходы. Бюллетени таких граждан могут быть вброшены от их же имени. Другой вариант - этих людей вообще исключат из списков, чтобы за счет уменьшения списочного числа избирателей решить исход голосования в один тур».
 
Еще из рецептов правозащиников: регистрируясь в избирательных списках, проверьте - не «прописаны» ли в вашей квартире лишние люди. Шторки в кабинках для голосования должны быть опущены, иное является нарушением. Урны для голосования сейчас прозрачные, поэтому, прежде чем опустить заполненный бюллетень в урну, необходимо согнуть его пополам, чтобы никто не подсмотрел, против чьей фамилии стоит заветная галочка. По пути удостоверьтесь, работают ли на участке web-камеры и куда именно они направлены. О замеченных нарушениях расскажите наблюдателям т кандидатам, присутствующим на участке, председателю избирательной комиссии или сотрудникам полиции, охраняющим правопорядок на этом участке. 
 
Тюменский журналист Виктор Егоров считает, что на избирательный участок стоит идти в приподнятом настроении. «Нужно радоваться возможности,  которую у нас еще никто не забрал. Но если все-таки человек заподозрил какие-то нарушения, ему стоит отложить «праздник выборов» на один час и написать письменно заявление, которое можно отнести в СМИ, прокуратуру или милицию, а дальше продолжить праздник».
 
«Если вы увидите какое-либо нарушение в день голосования, не паникуйте, не устраивайте истерику. Действуйте цивилизованно. Подойдите к любому наблюдателю из любой партии и сообщите ему о фактах нарушения закона. Только шуметь не нужно»,- вторит Егорову первый вице-спикер думы ХМАО Сергей Дегтярев.
 
Его коллега по «Единой России» Анатолий Дубовик вообще считает, что избирателям не о чем беспокоиться: «На этих выборах будет столько наблюдателей, что избирателям не стоит бояться за свой голос. Будут все партии наблюдать».
 
Кстати, о наблюдателях от партий. Юрий Гурман призывает их следить за попытками подвоза к УИКам избирателей с открепительными удостоверениями. Но самый верный способ обмана – переписка итоговых протоколов. Проще всего выдать наблюдателям на участке для голосования копии протокола неустановленной формы. А уже в территориальной избирательной комиссии (ТИК), куда стекаются все итоговые протоколы, в спокойной обстановке «нарисовать» нужные цифры.
 
Более изощренный прием – выдать наблюдателям итоговые протоколы установленной формы, приехать в ТИК, а уж там найдут какую-нибудь ошибочку и отправят протокол назад, на участок, чтобы все пересчитать заново. К возвращению председателя участковой комиссии наблюдатели уже разъедутся по домам. И в спокойной и непринужденной обстановке можно браковать голоса, отданные разным «ренегатам», и приписывать дополнительные голоса «национальному лидеру».
 
Михаил Сердюк, депутат Госдумы РФ от югорских эсеров, дает совет начинающим наблюдателям. Нужно прийти на участки в последние полчаса голосования: «А до этого я опросил бы соседей и знакомых на предмет того, как они голосовали».
 
«Если вы идете наблюдателем, то для страховки можете включить на запись трансляцию со своего участка. Это пригодится как доказательство, если при подсчете голосов вас выставят за дверь. Для записи с экрана можно использовать софт CamStudio-Recorder или его аналог. В любом случае, берите телефоны с заряженной батареей, балансом, а так же бытовую видеотехнику. Ваша съемка плюс запись трансляции - уже что-то»,- подсказывает эксперт из ХМАО.
 
 «Наблюдатели должны находиться на участке, пока не придет сообщение из ТИКа о том, что протокол приняли. Обязательное требование – чтобы председатель и секретарь участковой комиссии не увозили всю избирательную документацию и печать. Иначе они могут уехать в ТИК и там сделать все, что хотят. Чтобы это предотвратить, в ТИКах должны быть наблюдатели, которые проследят, как заносятся данные в итоговый протокол увеличенной формы. Рекомендуем наблюдателям фотографировать их и вести видеосъемку. Желательно сфотографировать итоговый протокол вместе с членами комиссии и наблюдателями», - инструктирует Юрий Гурман.
 
Тюменский политолог Александр Безделов настроен пессимистично и уверен, что «инсинуации происходят после голосования, а не вовремя или до него», поэтому поймать кого-то за руку не удастся. С ним солидарна коммунистка из Тюменской облдумы Тамара Казанцева: «Механизмов фальсификации избежать будет трудно. Они в тиши своих кабинетов сделают все, чтобы Путин стал президентом».
 
В редакцию «URA.Ru» пришло письмо…
 
«КОИБ – комплекс обмана избирателя. (Свердловскую область накрыли КОИБами).
 
В будни я – системный инженер большой компании, айтишник, а по избранным дням, примерно с 2000 года – член УИКа Верх-Исетского района Екатеринбурга с правом решающего голоса. И вот неожиданно, в День Защитника Отечества (с.г.), мне довелось стать оператором КОИБа.
 
Об этой штуке все слышали давно, но из-за ничтожной распространённости не придавали серьёзного значения. Но, по всей видимости, ситуация резко изменилась. Итак, 4 марта на, примерно 300 участках из 600 по Екатеринбургу и до 40% по области, подсчитывать волеизъявление граждан будет КОИБ - комплекс обработки избирательных бюллетеней.
 
 
КОИБ – добротно сделанный аппарат, на металлическом шасси, весом около 8 кг. Устанавливается поверх урны, и все, что необходимо сделать – положить бюллетень лицевой стороной вниз , после чего механизм ловко его захватит, прокатит через сканер, опустит в накопитель и даже скажет «Спасибо!».  Доступный интерфейс с голосовыми подсказками, простое управление, хорошая скорость обработки, даже переходник для подключения к АКБ – сказка!
 
На этом описание светлой стороны заканчивается. Что-то не так.
 
Первое, что запомнилось на учебе в ТИКе – это открытое признание факта: КОИБ не определяет подлинность бюллетеня – хоть ксерокопия. Следить за этим предложено операторам – к каждому бюллетеню на обратную сторону клеится стикер. Опять остается только уповать на порядочность людей – за что боролись?
 
Второе и, на мой взгляд – самое главное – процедура загрузки «установочных данных».
 
Процедура такая: утром 4 марта оператор в ТИКе сбросит данные на переносной носитель (SD или USB), запечатает в конверт и отправит в участковую комиссию. На участке председатель публично вскроет конверт, вынет флешку и вставит в КОИБ. «Установленные данные» загрузятся. Далее произойдет тестирование КОИБа – в него поочередно при наблюдателях опустят несколько тестовых бюллетеней – продемонстрируется правильность распознавания, затем осмотрят урну и начнётся голосование. А теперь внимание на руки – урну осмотрели, а флешку – нет. Процедуры просмотра так называемых «установочных данных» не предусмотрено.
 
 
Думайте то же самое, что и я? А что на флешке? Паранойя? Возможно. Но!
 
На учебе мне сказали: 5% случайной выборки участков для ручного пересчёта – не будет.
 
Для ручного пересчёта бюллетеней необходимо подать жалобу в ТИК, где она должна быть признана обоснованой. Или по решению суда в течение суток…
 
Удивляет широчайший охват КОИБами участков в области и Екатеринбурге. Поэтому статистических неожиданностей с резкими провалами на некоторых участках быть не должно. Всё будет ровно.
 
В итоге, к чему мы пришли? Ручной подсчет бюллетеней – действительно большой труд, хотя на моём участке проблем не возникало. Действительно, члены УИКов хотели бы хоть как-то автоматизировать свой труд. Но что мы получили в итоге? Теперь у нас есть аппарат – «черный ящик», принципы работы которго неизвестны. Я даже не говорю про закрытое ПО, хакеров и прочее - на это уже обращали внимание СМИ. Но, хочешь спрятать – положи на видное место. Кстати в ТИКе, на мой вопрос о содержимом носителя, сначала стали говорить об авторских правах. Выборы стали «виртуальными»: члены избирательного участка и наблюдатели перестали иметь доступ до бюллетеней. Всё, что остается – упаковать груду несортированных, непроверенных бюллетеней в мешки и увезти в ТИК. А чудесная машина предложит поверить ей на слово и распечатает протокол от подписания которго нельзя отказаться. Флешку велено беречь и вернуть в ТИК с мешком бюллетеней.
 
Добавте к этому очень важный аспект – в предполагаемом, гипотетическом механизме фальсификаций не задействованы ни участковые, ни территориальные, ни даже областная комиссии. В данном случае они лишь выполняют инструкции – они чисты. Все концы уходят высоко наверх – в ЦИК.
 
Прав я или нет – станет ясно 4 марта. На моём участке 4 декабря ЕР набрала 26,5% в Госдуму и 20% в облдуму. Результат любого кандидата более 50% буду считать подозрительным. Хочу также обратиться к наблюдателям – не верьте технике, требуйте ручного пересчета! Заодно и проверим, мне тоже интересно. В противном случае Свердловская область, возможно, неожиданно всех удивит низким уровнем протестного голосования, что будет интерпретировано как победа человека труда над прочими бездельниками, такими как я.
 
PS. в Германии Конституционный суд запретил использование компьютеров в процессе выборов.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...