Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

Полмиллиона южноуральцев – под смертоносным ударом радиации

Так считают экологи. Оценки Росатома гораздо спокойнее
              Депутат Госдумы Максим Шингаркин: радиация угрожает 400 тыс. жителям Южного Урала!
Депутат Госдумы Максим Шингаркин: радиация угрожает 400 тыс. жителям Южного Урала!
По данным депутатов Госдумы, более 400 тыс. жителей Челябинской области проживают на территориях, пораженных радиацией. В докладах, представляемых экологами-общественниками за рубежом, звучит еще более весомая цифра – аж полмиллиона. По мнению активистов, несчастных необходимо переселять, а зараженные территории – закрывать. За все, считают активисты, должен заплатить Росатом. У госкорпорации эти предложения, понятное дело, восторга не вызывают – один только скандал со знаменитым переселением зараженного села Муслюмово чего стоит! Да и цифра 400 тысяч – явный перебор. Подробности – в нашем материале.
 
- Сотни тысяч людей, и всем им надо помочь, - настаивает госдеп. – К примеру, в поселке Новогорном, что близ Озерска, изначально строили дома с газовым отоплением, чтобы не топили дровами из окрестных лесов, по которым тянется радиоактивный след. В то же время в Муслюмово до сих пор сажают картошку, сами ее едят и продают в Челябинске, ловят рыбу в реке Теча. Ну и тому подобное. Нужен областной закон, чтобы вывести леса и водоемы на этих территориях из объектов природопользования, а земли лишить статуса земель сельхозназначения. Нужно проводить зонирование.
 
 
Экологи предлагают Росатому расселить не только знаменитое Муслюмово, но и все близлежащие деревни вдоль по Тече…
 
- А где же взять на это средства? Областной бюджет и без этого испытывает давление расходов, - поинтересовался у депутата корреспондент «URA.Ru». 
 
- У Росатома. В конце концов, от деятельности именно его предприятия страдают южноуральцы.
 
- И у госкорпорации есть такие деньги?
 
- Могут найтись, если изменить федеральный закон об обращении с радиоактивными отходами. Сейчас согласно ему подобные мероприятия могут финансироваться средствами специального резерва, которые отчисляются при приеме на переработку в России иностранных отходов. Сейчас таких контрактов у предприятий Росатома практически нет. Зато есть российское топливо, которое поступает за рубеж, там перерабатывается, а затем возвращается в Россию. Вот от хранения этих отходов средства в резерв не перечисляются. Изменим закон – и появятся деньги на реабилитацию территорий.
 
- А откуда вообще такая цифра – более 400 тысяч?
 
- Эти данные прозвучали на встрече Дмитрия Медведева в 2008 году, когда он приезжал в Челябинск и встречался с руководителями экологических общественных организаций. Не я их придумал. Поищите в Интернете. Медведев их сам называл.
 
Корреспонденты «URA.Ru» кинулись в Интернет, но ничего подобного не нашли. Обзвонили нескольких участников памятной встречи в Челябинске.
 
- Не звучало таких цифр, - уверяет Мария Соболь, председатель Челябинской областной эколого-просветительской организации «Зеленый крест».
 
- Еще в начале девяностых мы готовили законопроект для Верховного совета РСФСР, - рассказывает в свою очередь Луиза Коржова, руководитель общественной организации «Кыштым-57». – И вот там были данные о 430 тыс. жителей, которые проживают на территориях, попавших под радиоактивный след. Но речь шла о жителях трех областей – Свердловской, Челябинской и Курганской. Скорее всего, этими данными и пользуются.
 
- Ну а в Челябинской области скольких человек это касается?
 
- В 2001 году вышел «Сборник  радиационно-гигиенических паспортов административных территорий, входящих в зону радиоактивного загрязнения Челябинской области» под редакцией Кравцова. Материалы готовились при поддержке Госатомнадзора. В них говорится, что авария на ПО «Маяк» коснулась Кунашакского, Аргаяшского, Сосновского, Красноармейского, Каслинского районов и Кыштыма. И названо количество жителей, которые в этих территориях проживают,  – 260 тыс. человек. Но следует учесть, что ни один из районов не пострадал от радиации целиком.  Сосновский район вообще попал в этом список только потому, что туда переехала часть жителей тех деревень, что переселялись в 1957 году.
 
- А почему же тогда ваши коллеги-общественники называют такие страшные цифры – чуть не под полмиллиона человек?
 
- Потому что им хочется взбудоражить народ. К примеру, представители движения «За ядерную безопасность» недавно представили в Японии доклад, по которому у нас в Челябинской области живут те самые 500 тысяч пострадавших от радиации. Вообще, в этой теме некоторые экологи-общественники, не только российские, ведут себя крайне некрасиво. К примеру, жители сел, которые расположены на Тече, прекрасно знают, что там купаться нельзя. Но мне рассказывали, что приезжали иностранцы, давали детям по 10 долларов и дети купались под фотокамеры. А потом эти снимки публиковались в зарубежной прессе.
 

…Но исполнительный директор фонда переселения Алексей Чепайкин считает свою миссию практически выполненной
 
Короче говоря, данные насчет 400 тысяч южноуральцев не подтверждаются. Но не согласиться с предложениями Максима Шингаркина ограничить ловлю рыбы в Тече и посадки картошки на ее берегах тоже нельзя. Да что там рыба и картошка - Шингаркин предлагает приступить к переселению жителей сел Русская Теча, Нижнее Петропавловское и Бродоколмак, а это несколько тысяч человек, и надеется, что Росатом окажет помощь в переселении.
 
Однако у представителей госкорпорации планы Шингаркина оптимизма, кажется, не вызывают. Первая реакция – вот ничего себе! Но погодите с выводами. Вспомним историю о переселении жителей Муслюмово в Новомуслюмово, отстроенное Росатомом с нуля. Во-первых, сначала предполагалось, что будет расселен 741 дом, а зданий оказалось почти 900. К тому же у многих жителей не было на руках нужных документов  – зеленок». Эти документы приходилось подолгу восстанавливать. Но это, в общем-то, «мелочи»...
 
Чего уж говорить - во время строительства Новомуслюмово «косяков» было немало. Вместо одного подрядчика - куча фирм, уследить за которыми невозможно. И хотя два года местные власти только и делают, что исправляют огрехи строителей, жалобы поступают до сих пор. Да к тому же скандал с хищением средств фонда отселения. Мошенническая схема, как выясняется, была проста. Миллион на новый дом в Новомуслюмово получали только те домовладельцы, что проживали в старом селе. Доказать факт проживания можно было пропиской или свидетельством, выданным в администрации поселения. Некоторые жители получили компенсации, имея только штамп в паспорте, а то и фундамент от дома, доставшегося по наследству от умерших бабушек и дедушек. Вот тут и начался «мухлеж».
 
«Давайте оформим дом, как будто вы в нем жили и имеете право на миллион рублей! А часть денег вы перечислите фирме, которую мы назовем», - как полагает следствие, предлагал наследникам Александр Губанов, водитель одного из руководителей фонда переселения Александра Родионова. И кое-кто соглашался. Говорят, было несколько фактов завышения стоимости дома, но доказать это уже невозможно – дома снесены.
 
Вот такой документ, на миллион рублей, и попал к Максиму Шингаркину, о чем тот доложил летом 2011 года президенту РФ Дмитрию Медведеву. После этого фонд стали капитально «шерстить», Родионов скрылся в неизвестном направлении, Губанов раскаялся, исполнительный директор фонда Александр Бурмистров был взят под стражу.
 
Забавно, что некоторые наследники, получившие по документам 1 млн рублей и передавшие часть денег фирме-однодневке «Ресурс-плюс», надеются, что когда виновных накажут, им вернут деньги, отданные фирме. Надеются зря. В Росатоме считают, что наследники являются соучастниками преступления и избегают наказания только потому, что в госкорпорации не настаивают на том, чтобы их привлекли к ответственности.
 
Фонд содействия отселению жителей Муслюмово прекращает свою работу. Не так давно в Муслюмово приезжал нынешний руководитель фонда Алексей Чепайкин, встречался с теми, кто остался в старом жилье, торопил: «Фонд закрывается, несите бумаги на дом и заявления!».
 
Корреспондент «URA.Ru» присутствовал на этой встрече, которая порядком всех утомила. Рыдала молодая девушка, отец которой «с..ка, б..дь, получил миллион, купил жилье, а ей ничего не дал». Две пожилые сестры уверяли, что в их собственности 6 домов, что они хотят 6 новых коттеджей, но ни на один дом документы не представили, зато грозились, что будут перекрывать Свердловский тракт, если им не дадут новое жилье…
 
Теперь понятно, прочему у Росатома нет доброй воли на переселение других деревень?
 
- Будет федеральная программа, будет поручение правительства - тогда станет видно, - заявил «URA.Ru» заместитель директора департамента Росатома Константин Кошкин. - Собственную инициативу госкорпорация проявлять не станет.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...