Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

«Я мечтаю по шею в воде стоять…»

В Челябинской области – знойный ад: дождя нет три месяца, горят поля, в девяти районах – режим ЧС
              В девяти районах области уже объявлен режим ЧС по засухе 
В девяти районах области уже объявлен режим ЧС по засухе 
Самая главная, точнее самая «горящая» тема на сегодня в Челябинской области – засуха. На юге области от жары мелеют колодцы, половина сел живут на привозной воде. Гибнут посевы на огородах и полях. Продовольственным кризисом нынешняя засуха, к счастью, не обернется. Но если страховые компании, столь неохотно выплачивающие селянам деньги, по уже сложившейся недоброй традиции «кинут» своих клиентов, может грянуть кризис экономический. Подробности в материале «URA.Ru».
 
В девяти сельских районах области, в Агаповском, Брединском, Верхнеуральском, Карталинском, Кизильском, Нагайбакском, Октябрьском, Увельском и Чесменском из-за засухи объявлен режим ЧС. Дневные температуры здесь уже который день колеблются около 38 градусов, а на почве столбик и вовсе поднимается выше 40 градусов. На днях, скорее всего, режим ЧС будет введен в Чебаркульском и Аргаяшском районах. Пятая часть всех посевов, а это 400 тысяч гектаров, уже уничтожена жгучим солнцем. Часть посевов списывают, часть из зерновых переводят в разряд кормовых.
 
- В субботу у вас в Челябинске дождь был. Ну хоть бы капельку над нами пролилось! – сетует в разговоре с корреспондентом «URA.Ru» глава Увельского района Анатолий Литовченко. – У нас 20 процентов посевов уже просто на корню засохло. И в кормовые их переводить бесполезно, ничего не вырастет. Сена мы, конечно, заготовим. У лесов косить будем. Но зерновых соберем раза в три меньше, чем в прошлом году.
 
- Смотрю по телевизору, в Челябинске народ в воде по пояс бродит. Да я готов в воде по шею стоять, лишь бы над нами дожди прошли, - говорит «URA.Ru» глава Октябрьского района Михаил Молчан. – Три месяца дождей нет. 40 тысяч из 115 тысяч гектаров посевов сгорели. Да еще луговой мотылек, что от жары появляется, покою нам не дает. 17 тысяч гектаров от этой дряни обработали, вроде вывели, а уже новые бабочки расплодились, жрут посевы.
 
Подобная засуха была в Челябинской области всего два года назад. Летом 2010 года сгорело больше двух третей посевов. Тогда на Южном Урале собрали рекордно низкий урожай - 712 тысяч тонн зерна. В последний раз такие сборы в регионе были в начале девяностых годов.
 
«Вот что, - распорядился губернатор Михаил Юревич, просмотрев осенью 2010 года неприятные цифры, - давайте-ка будем страховать посевы». Но руководители сельхозхозяйств отнеслись к призывам главы региона пессимистично. Чтобы доказать наступление страхового случая, к примеру форс-мажора в виде засухи, надо представить кучу бумаг. Страховые фирмы требовали проводить ежедневные замеры уровня влаги на почве. А для этого необходимо специальное оборудование, которого у селян просто нет. При том, что взнос составлял до 500 рублей за один гектар. Для среднего фермерского хозяйства, с несколькими тысячами гектаров, сумма ощутимая. К тому же руководители сельхозпредприятий знали историю с фермерскими хозяйствами Троицкого района – там исправно платили взносы, но когда в 2008 году была очередная засуха, совпавшая с мировым экономическим кризисом, никто так и не смог получить страховку. Доказательства, представленные фермерами, страховщикам показались неубедительными, и селяне судятся до сих пор, но деньги получить не могут.
 
Понимая это, Юревич особо на аграриев не давил. Правда, по его распоряжению областной бюджет взял на себя в 2011 году 90 процентов покрытия расходов на страховые взносы. Удалось застраховать 54 тыс. гектаров – всего несколько процентов от общей площади посевов.
 
В 2012 году в России был введен новый порядок покрытия расходов селян на страхование. Государство отныне может субсидировать только половину страховых взносов. При таком раскладе число хозяйств, заключивших договоры страхования, в Челябинской области выросло. В этом году застраховано 8,5 процента общей посевной площади – 165,9 тысяч гектаров, из них 152 тысячи зерновые культуры. Те, кто оформил страховку, заплатили по взносам, в общей сложности, 49 миллионов рублей. Еще столько же выплатил страховщикам федеральный и областной бюджеты. Смогут ли они получить возмещение ущерба, как это предусматривает страховка? Два года назад, когда Минсельхоз РФ настоятельно рекомендовал аграриям страховать посевы, с мест прозвучало немало сомнений: «Да потом эту страховку не получишь!». На федеральном уровне регионам пообещали упростить методику получения страховых выплат. Но пока неясно, как все это будет на деле. Кстати, в 2011 году одному сельхозпредприятию в Чебаркульском районе удалось получить страховку, но не по засухе. Аграрии смогли доказать, что посевы побило градом. Но это был, пожалуй, единственный случай за всю новейшую историю АПК Южного Урала.
 
- Нынешний год покажет, насколько эффективно будет работать инструмент страхования, какие будут выплаты. И уже по результатам года будет разрабатываться дальнейшая стратегия работы в сфере агрострахования. Прошлый год не был показательным в этом отношении, так как область собрала богатый урожай. Сельхозпроизводители до сих пор неохотно прибегали к этой форме работы из-за нехватки оборотных средств, а также из-за недоверия к страховым компаниям, - признался «URA.Ru» министр сельского хозяйства Сергей Сушков.
 
- У нас в области каждые два-три года засуха. Неужели ничего нельзя поделать? В советские времена вроде и в засуху поливали поля. Существовала система мелиорации.
 
- Мы рассматриваем возможность увеличения объёмов субсидий на строительство и реконструкцию оросительных и мелиоративных систем, - отвечает министр. – Необходимо также более пристально изучить опыт применения влагосберегающих технологий земледелия. И, наверное, пора активнее засаживать поля засухоустойчивыми сортами.
 
Голода, конечно же, нынешняя засуха не вызовет. По оценкам экспертов стоимость закупочного зерна в нынешнем году, по сравнению с прошлым годом, возрастет примерно в три раза. Те, кому удастся собрать хоть какой-то урожай, внакладе не останутся. Тем же, кто не сможет собрать ничего, остается рассчитывать только на поддержку со стороны властей. Аграрии ждут, что им, как обещает Юревич, отсрочат уплату лизинговых платежей, процентов по банковским кредитам и за аренду техники - той, что находится на балансе областной продкорпорации. Иначе придется банкротиться.
 
Кстати, с этого года во всех территориях начнут составлять планы по аграрному страхованию. Фермеры и руководители хозяйств должны подавать бумаги в региональные минсельхозы и сообщать, какую часть посевов они намерены страховать. Кто заявку не подал, тот, согласно изменениям в федеральном законе о господдержке сельского хозяйства, вступившим в действие с 1 января 2012 года, ни на какие субсидии рассчитывать уже не сможет. Поверят ли аграрии государству? Все зависит оттого, как с ними рассчитаются в этом году страховщики. Челябинская область, с ее жесткой засухой, вполне может стать некой экспериментальной площадкой.
  
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...