Способ погасить долги голодающим рабочим АМУРа найден. И это не Индия и даже не «Уралвагонзавод»…
«Схемы известны. Нужна только политическая воля губернатора Куйвашева»
Чтобы найти деньги для новоуральского АМУРа надо проверять не того, кто стоит впереди, а того, кто за ним...
Погасить долги по зарплате перед голодающими уже неделю рабочими обанкротившегося новоуральского ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), а это около 28 млн рублей, может оказаться не так уж и трудно. Пока команда свердловского губернатора Евгения Куйвашева в авральном режиме пытается найти пути спасения завода, «URA.Ru» провело собственное расследование с целью выяснить, куда все-таки делись деньги с этого предприятия, и самое принципиальное — можно ли их вернуть. Оказалось, что для реанимации погибшего завода необязательно привлекать Индию или Уралвагонзавод. Нужно просто проследить схемы реализации продукции «АМУРа» и выйти, наконец, на точки концентрации заводской прибыли. Рискнут ли это сделать чиновники и следователи, когда на другом конце госструктура, которой опасался даже Владимир Путин, и ребята из группы «Финпромко», в 90-е успешно соперничавшей с ОПС «Уралмаш», — вот это действительно вопрос. Мы, впрочем, рискнули и тем, что накопали, готовы поделиться.
Ситуация на АМУРе, терпящем бедствие последние четыре года, вновь раскалена. Уставшие ждать выплаты долгов по зарплате два десятка рабочих завода-банкрота (с 2010 года введено внешнее управление, с весны этого года — конкурсное) 20 августа объявили голодовку. Первый ее раунд продлился, правда, недолго — до 23 числа. Закончился перечислением 600 тыс рублей голодающим и обещанием выдать остальное до 31 августа. Этого, однако, не произошло. И 3 сентября голодовка возобновилась. Масштаб серьезнее — из 600 сокращенных сотрудников прием пищи прекратили 80 человек.
Знакомьтесь! Сергей Кабаков — главный продавец новоуральских автомобилей, человек, через которого прошли миллионы рублей АМУРа
С учетом того, что это происходит одновременно с митингами и голодовкой за спасение БАЗа в Краснотурьинске, повторной голодовкой на Верхнесинячихинском метзаводе и забастовкой на СУБРе, администрации губернатора Куйвашева пришлось в авральном режиме подключаться к урегулированию ситуации.
Письмо с просьбой «рассмотреть вопрос привлечения холдинговых структур с государственным участием для размещения перспективных производств на площадях ЗАО «АМУР» глава региона 4 сентября отправил вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Через два дня варианты расширения сотрудничества с АМУРом губернатор обсуждает на встрече с чрезвычайным и полномочным послом Индии в РФ Аджаем Малхотрой (индийские грузовики «Тата» собирались в Новоуральске с 2005 года). Наконец в субботу, 10 сентября, стало известно — письмо Рогозину имело последствия. На площадке АМУРа ряд производств разместит Уралвагонзавод.
Но вот способны ли эти меры действительно помочь предприятию — большой вопрос. Куйвашев уже третий губернатор, который пытается решить проблемы АМУРа. Эдуард Россель помог собственнику завода Павлу Чернавину с индийским контрактом, лоббировал на уровне правительства РФ проект сборки китайских грузовиков FAW, внедорожников Landmark и легковушек Geely. Следом за ним Александр Мишарин добился миллиардного контракта от Минобороны РФ на ремонт армейских грузовиков и едва не заполучил контракт на сборку грузовиков с французской Renault. Результат один — все проекты свернуты, завод — банкрот. И вдобавок на 18 сентября Арбитражный суд Свердловской области начинает рассматривать иск Минобороны РФ к АМУРу с требованием вернуть 723 миллиона рублей, направленных на модернизацию ЗИЛов.
За всем этим из виду как-то пропало, что вплоть до мая 2012 года АМУР продолжал выпускать среднетоннажные автомобили «Tata» (с момента начала выпуска в 2005 году один из основных видов продукции завода). Бюджетная индийская копия «Mercedes 613» (в модельном ряду АМУРа — АМУР-4346), приспособленная в Новоуральске к российским погодным условиям, оказалась весьма популярна. За последними сошедшими с конвейера грузовиками очередь из желающих приобрести. И есть только одна проблема… «Деньги от их продажи на завод не поступают»,— уверил корреспондента «URA.Ru» один из осведомленных сотрудников АМУРа. По его же словам, отгрузка продукции производилась в пользу ООО «Юнекс». Оказывается, эта структура едва ли не с 2009 года обладает практически монопольными правами на реализацию новоуральских иномарок.
О «Юнексе» в открытых источниках можно отыскать любопытную информацию. Эта структура контролируется екатеринбургским бизнесменом Сергеем Кабаковым. Человек он явно не бедный. Входит в совет директоров подконтрольной «Финпромко» «Башкиргеологии» (геологоразведка) и возглавляет совет директоров ОАО «Мячковские авиационные услуги» (аэродром в подмосковном Раменском перешел под контроль «Финпромко» в 2004 году). Но при этом близок екатеринбургскому бизнесмену Николаю Лантуху — Кабаков миноритарный акционер и член совета директоров двух структур Лантуха: ЗАО «Сталепромышленная компания» и «Уралприватбанка». А также контролирует компанию «Реил регион» (дилер «Евраз-холдинга», торгующий металлопрокатом), работает директором ЗАО «Эстейт» (операции с недвижимостью), ООО «Ураллогистцентр» (оптовая торговля), входит в руководство складского комплекса «Елизавет».
Отношения между АМУРом и «Финпромко» начали выстраиваться практически сразу после запуска производства индийских «Тата». Пилотный проект — установка коммунальных машин и агрегатов «Пневмостроймашины» на индийские шасси. Затем появился договор с «Юнексом» на продажу самих грузовиков — поделили объемы с торговым домом АМУР.
Но наступил 2009 год. Правительство РФ резко повысило таможенные расценки на ввозимые в страну китайские машинокомплекты, и проект по сборке на «АМУРе» китайских легковушек GeelyOtaka и внедорожников Landmark (продавали через еще одного дилера «Инком-авто») потерпел фиаско. Начали расти долги по заработной плате перед работниками, прекратились выплаты по кредитам, предоставленным Сбербанком, ВТБ, банком «Зенит», УБРиРом, и долговым обязательствам перед целым перечнем фирм, среди которых оказались даже структуры Валерия Язева и Олега Гусева. «Прекратили расчеты со всеми, начали консервировать заводские корпуса, попутно распиливая на металлолом все, что не нужно. Но в «Юнекс» деньги перечисляли без проволочек»,— вспоминают сотрудники заводоуправления.
Устойчивый слух, который ходит среди заводчан до сих пор, — это благодарность заводского руководства людям из «Юнекса» за спасение от уголовного дела за контрабанду. Дело в том, что грузовики«Тата» поступали на завод в виде машинокомплектов (кабины, шасси, двигатели — все отдельно). До того как попасть на конвейер, они размещались на складе временного хранения. И, как положено, должны были быть растаможиваться, а уже потом поступать на производство. Последние два пункта часто игнорировали.
Склад находился на территории самого сборочного цеха, а учет на предприятии, какие из деталей прошли таможню, а какие нет, практически отсутствовал. Заступавшая на конвейер смена брала кабины и ходовую часть на свое усмотрение и собирала из них готовое изделие. А таможенные платежи гасили по факту (аналогично происходило и с китайскими машинами).
Считается, что такие условия с таможней АМУРу удалось выработать благодаря связям с уральским филиалом ФГУП «Ростэк» (попытки ликвидировать этого таможенного брокера, коррумпировавшего всю таможенную службу страны, Владимир Путин лично предпринимал с 2006 года). Но в начале 2009 года ситуация изменилась - из-за начавшихся перебоев с таможенными выплатами или связи с брокером были потеряны — неясно. Как итог — в апреле 2009 года Екатеринбургская таможня провела на АМУРе ревизию и выяснила, что сборка машин велась как в былые времена: растаможенные кабины прикручивались к нерастаможенной ходовой и наоборот. Это деяние уголовно наказуемое.
Тут-то и пришел на выручку Кабаков. Новоуральцам предложили схему, согласно которой «Юнекс» платил за АМУР таможенные платежи, включая накопленные долги, на эту сумму увеличивалась задолженность завода, а в погашение задолженности отгружались новые автомобили «Тата». Контролировавшийся Кабаковым бизнес настолько пришелся ему и его партнерам по душе, что в 2011 году в Москве была зарегистрирована ООО «Автомобильная компания индийская техника» (АКИТ, также подконтрольная Сергею Кабакову), которая начала закупать машины напрямую из Индии. А сам «Юнекс» получил дополнительно статус дистрибьютера грузовой техники Hyndai.
Но на АМУРе уверены — это все второстепенно: «Через «Юнекс» Чернавиным просто выводились все активы с тонущего завода, которые открыли для себя новый бизнес». Теперь приобретенные у китайцев машинокомплекты закончились и завод стал не нужен. Основываясь на этих выводах, голодающие заводчане через наше агентство просят Куйвашева не «искать помощи у инопланетян», имея в виду Индию и УВЗ, а разобраться именно в этой схеме реализации машин и вывода активов: «В прокуратуре про весь этот бизнес Чернавина знают, схемы с «Юнексом» известны. Нужна просто воля дать этому делу ход».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить
свой комментарий
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой
комментарий
Загрузка...