Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

«Попрошайничают? А вы не подавайте. Гадают? Ну, это временно…»

Как цыганский барон с местными ругался и мирился. Репортаж
              Для курганцев цыгане – пришлые, непонятные. А они говорят: мы всегда тут жили…
Для курганцев цыгане – пришлые, непонятные. А они говорят: мы всегда тут жили…
Комиссия по рассмотрению социально значимых вопросов микрорайона Затобольный сегодня, 1 ноября, собралась в расширенном составе: на ее заседание были приглашены представители обеих конфликтующих сторон – и русское население, и «главные» люди в цыганском таборе. Сделано это было с целью выслушать обе стороны, чтобы понять причины возникшего конфликта и узнать, какие претензии у соседей друг к другу. Разговор получился таким жарким, что руководитель комиссии Сергей Руденко даже высказал опасение, что очередной конфликт разгорится за дверями его кабинета, если цыгане и русские одновременно покинут помещение. Все обошлось. Подробности – в эксклюзивном материале «URA.Ru».
 
До сих пор заседания комиссии по рассмотрению социально значимых вопросов микрорайона Затобольный проходили в узком составе: в них принимали участие только представители мэрии города, силовых структур, Управления Роспотребнадзора. Обсуждались условия проживания цыган, результаты проверки соблюдения паспортного режима, санитарного законодательства и т.д. Специалисты УФМС представляли свои данные по количеству проживающих в таборе, но почему-то каждый раз они были разными: то около 100 человек, то 160, то численность цыганского населения вновь сокращалась почти вдвое. Так что узнать достоверную цифру, судя по всему, вряд ли когда-либо удастся, а местному населению и вовсе кажется, что цыган в Затобольном уже «миллионы».
 
И вот сегодня в одном кабинете собрались не только члены комиссии, а также группа русскоязычного населения микрорайона Затобольный и главные люди в цыганском таборе: «барон» Василий Грицевич и его «правая рука» Михаил Михай. Прежде всего, руководитель рабочей группы Сергей Руденко дал возможность обеим конфликтующим сторонам высказаться по поводу сложившейся ситуации. Но, судя по всему, никто не ожидал, что все будет настолько эмоционально.
 
Первой слово взяла жительница Затобольного Наталья Стебекова.
 
- Нарушается законность – постройки домов и вообще заселения цыган. А любая безнаказанность порождает гораздо большие преступления. Их ребятёшки бегают попрошайничают. В автобусах пристают к жителям – попрошайничают. У нас участились кражи: в магазине – с прилавков, в огородах – выкапывают картошку, ребятишки не могут оставить велосипеды у магазинов – крадут. На автомобилях они [цыгане] гонят без соблюдения ПДД, - перечислила только часть нарушений со стороны представителей цыганского табора Стебекова.
 
- В магазине совсем недавно была драка, - поддержала соседку другая жительница микрорайона. - Русский парень, стоявший в очереди, просто попросил цыган отовариваться побыстрее. Началась драка. Мой 11-летний сын все это видел. В автобусе я ехала в половине восьмого вечера: молодому цыгану не так ответили – тоже скандал. Мужчина один разнимал их.
 
По словам затобольцев, они постоянно слышат от цыган претензии, что местные жители якобы ходят по их, цыганской, земле. Такое же заявление, к слову, однажды представители табора сделали и группе журналистов, снимавших на фото стихийно возникший поселок с автодороги, от которой до табора 10-15 метров. На просьбу предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок цыгане уклончиво ответили, что все бумаги у «барона». На самом деле известно, что никаких правоустанавливающих документов на землю у табора нет и то, что табор нарушил закон, понимает и Михаил Михай.
 
- Мы сами заехали. Это наше место! Незаконно, сейчас мы это понимаем, - заявил он на заседании комиссии.
 
Про «наше место» Михай говорит потому, что в Затобольном цыгане жили до начала 1990-х годов. Здесь же они были прописаны. Где – непонятно. Затобольцы утверждают, что домов, указанных в прописке, на этом месте никогда не было, местные здесь всегда сажали картошку. И сейчас их нет на карте города. После большого наводнения табор перебрался на более высокое место к микрорайону Керамзитный, где они и жили до июня этого года.
 
Цыганский «барон» Василий Грицевич говорит, что все это время (с 90-х годов) сотрудники УФМС при проверке паспортного режима требовали, чтобы люди перебирались туда, где они прописаны, да при этом еще и выписывали штрафы. Но куда цыгане должны были съехать? Если по адресу регистрации, указанному в паспортах, значит, - в дома-призраки, на голый участок земли. Но вариантов у цыган не оставалось, и они «спустились с горы» и начали строить сначала временные сараи, а сейчас – капитальные дома (правда, без фундаментов).
 
На это у затобольцев следующий список претензий: антисанитария, громкие разговоры на цыганском языке в автобусах, попрошайничество, непривязанные огромные собаки.
 
- Собаки бегут в табор. Мы стали бояться ходить по дороге, потому что их собаки огромные. Люди уставшие едут с работы, а там – шум. Поездите с ними в автобусе, голова будет… Они уже внутри табора однажды воевали, стреляли. Друг друга гоняли до болота. Полиция, пожарные приезжают, но никто нарушений не выявляет. Дети у них в школу не ходят. Где наши социальные службы? - возмущаются жители.
 
Василий Грицевич отвечать на эти претензии стал по порядку. Что касается собак, то те «волкодавы», которых видели жители Затобольного, - не цыганские.
 
- У нас во дворе, в таборе, всего две собаки. Нам самим тошно: со всего поселка собаки у нас во дворе. Почему? Потому что нет еще мусорного ящика. Отходы продуктовые собирают в пакеты и ставят. Вот они и лезут в табор, раздирают пакеты и наедаются. Мы решили, что закончим дома, поставим мусорные ящики – каждый у своего дома, наведем чистоту, будем соблюдать все санитарные условия. Но мы пока до этого не дошли. Мы стараемся, чтобы люди побыстрее перебрались в дома, - пояснил Грицевич.
 
Почему дети не ходят в школу, цыганский барон тоже объяснил вполне доходчиво:
 
- Грязные, света нет, негде постирать, погладить, чтобы подготовить ребенка к школе, - заявил Василий Грицевич.
 
По его словам, ни цыганские ребятишки, ни взрослое население ничего не воруют. И вообще все, что рассказывают затобольцы, очень похоже на «сталинские времена», когда людей сажали по доносам, – именно так он расценивает отношение русской части населения Затобольного и их звонки в контролирующие органы о нарушениях законодательства со стороны цыган глава табора.
 
Вместе с тем Грицевич признал, что женщины, которые нигде не работают, действительно в автобусах разговаривают очень громко.
 
- Ну, такой голос у них. Мы решим этот вопрос сегодня же с женщинами, чтобы они вели себя в автобусе по-человечески, - пообещал барон. – Одна ошибка – цыганки гадают. Но это отойдет со временем. Ну, дайте нам войти в нормальное русло!
 
- Ну и что, что попрошайничают? Не хочешь – не давай деньги, - заявил Михаил Михай.
 
Затобольцы предложили комиссии рассмотреть вопрос о выделении цыганскому табору другого земельного участка в черте города.
 
- Пусть они построят себе капитальные дома, чтобы их уже не пинали с места на место. У них действительно дети, и их жалко, - согласились люди.
 
А что касается существующего положения и, по сути, незаконной прописки в домах-призраках и незаконного строительства на территории поселка, то жители Затобольного готовы добиваться отмены этих решений.
 
- Значит, под январь месяц их бульдозерами снесут, - заметил Сергей Руденко.
 
- И правильно! – в голос заявили жители. – Если мы нарушим закон, вы же нас снесете.
 
Больше всего людям непонятно, почему цыганскому табору власти должны бесплатно выделять землю под строительство (так, вероятно, и будет, если нынешнее размещение табора будет узаконено; на данный момент никаких денег за участок представители табора не платили точно) – ведь цыгане продали свои дома в Керамзитовом, следовательно, у них есть деньги и они могут купить участки, так сказать, на «общих основаниях». Факт продажи участков «на горе» подтвердил и Василий Грицевич, который заявил, что выручку за проданные дома он разделил между всем табором – семьям раздали по 150-200 тыс. рублей, «чтобы они построились». Прозвучал и вариант выделения им земли как многодетным семьям, но эта процедура не так проста, как кажется, - цыгане даже не стоят в очереди, а вне очереди участки им никто выделить не сможет.
 
Конфликтующим сторонам четко дали понять: накануне зимы пригонять в цыганский табор бульдозеры и сносить постройки никто не будет – это как минимум негуманно. Но при этом власти готовы помочь всему населению микрорайона Затобольный в решении их общих проблем. К примеру, в настоящее время ведется работа по установке дополнительных водоразборных колонок. По словам Сергея Руденко, прорабатывается также вопрос оборудования детской площадки, установки освещения, развития транспортной доступности.
 
И все же в ходе разговора страсти накалились до такой степени, что у Сергея Руденко возникло опасение: стоит ли конфликтующим сторонам одновременно покидать заседание рабочей комиссии, не приведет ли это к стычке уже в коридоре. Но люди уверили, что ничего страшного не произойдет.
 
После того как затобольцы покинули кабинет, члены рабочей комиссии продолжили обсуждение. Но с новой информацией выступила лишь представитель Роспотребнадзора. По данным ведомства, в таборе было зафиксировано 22 случая заболевания острой кишечной инфекцией, у 12 человек подтвердился диагноз «дизентерия». Однако госпиталировать удалось только маленьких детей. Возможный источник заражения – вода в пробуренной на территории табора скважине. Но дело не столько в ее качестве, сколько в том, что скважина находится вблизи с туалетом и, возможно, смешивается с фекальными водами.
 
По данным директора городского департамента социальной политики Виктора Осипова, начиная с 1 сентября из 13 детей школьного возраста с перерывами на занятия в учебные заведения ходят 10 человек.
 
Итогом работы городской комиссии должно стать конкретное решение по урегулированию конфликта.
 
- Нам надо урегулировать вопрос права предоставления данного земельного участка, - отметил руководитель группы Сергей Руденко.
 
- Должны быть подготовлены альтернативные варианты. Давайте мы с ними [цыганами] с каждым индивидуально будем разговаривать, предлагать варианты размещения, - предложил депутат городской думы Борис Шалютин. – До лета, да, вопросы снимаются.
 
Учитывая, что цыганский табор останется в Затобольном как минимум на зимний период, Борис Шалютин считает, что население поселка – и русское, и цыганское – должно заниматься саморегулированием своих отношений, «с тем, чтобы там был мир».
 
В ближайшее время члены рабочей комиссии планируют вновь выехать в Затобольный, чтобы осмотреть «территории совместного использования» для решения общих для всех жителей поселка существующих социальных проблем.
  
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...