«Всем хорош Южный Урал, но здесь нам трудно…»
В трех городах Египта, Порт-Саид, Суэц и Исмаилия, после массовых беспорядков, обернувшихся человеческими жертвами, введено чрезвычайное положение. Страна фараонов и пирамид на пороге гражданской войны. А где-то в Челябинской области, в селе Верхняя Санарка, где родился первый губернатор Южного Урала Петр Сумин, трое египтян следят за происходящим на их Родине. И мечтают уехать из России, но не домой.
Наш фотокорреспондент Александр Кондратюк побывал в минувшие выходные в Верхней Санарке, где нашли приют 43-летний египтянин Абдалла, его 14-летний сын Фади и 11-летняя дочь Мира. Подробности в фоторепортаже «URA.Ru».
Красавица Мира говорит по-русски очень хорошо, но старается улучшить грамматику
В субботу уроков в местной школе не было, но занималась подготовительная группа. Там же учили русский язык Фади и Мира. Говорят они по-русски уже прилично, бегло, только письменная грамматика хромает. Русский язык стал для них третьим, после родного арабского и английского.
— Приняли их сверстники хорошо, — рассказывает «URA.Ru» директор школы Марина Мамаева. — У нас же нет в селе особых социальных различий между детьми, у всех одинаковый статус. Фади и Мира быстро со всеми подружились. А учительница английского языка очень обрадовалась и теперь часто разговаривает с Фади, улучшает разговорный английский. Дети очень способные — особенно по математике.
Фади тоже хочет писать грамотно
Теперь о том, как семья оказалась в России. У Абдаллы и его жены имелось в Каире несколько квартир и свой бизнес — магазин. Короче говоря, вполне преуспевали. Семья придерживалась коптской веры, одной из ветвей православного христианства. РПЦ, кстати, Копскую православную церковь признает, точнее ведет с ней «богословный диалог». Абдалла отслужил в армии и говорит, что там никаких различий не было. Служили мусульмане, христиане.
— Все мы были солдатами, служили Родине, — рассказывает «URA.Ru» Абдалла. Говорит по-арабски, а сын переводит.
Местные педагоги относятся к ребятам очень хорошо — дети умные, способные, учатся лучше своих сверстников
Единственные документы отца семейства, действующие на территории России
Военный билет
Три с половиной года назад жена пропала. То ли ее похитили, чтобы семья приняла мусульманство, то ли еще по какой причине. Но Абдалла решил бежать из Египта, вместе с детьми. Написал сразу в несколько стран — Норвегию, Канаду, США, Австралию, Великобританию и Россию. Первой ответила, согласившись их принять, Россия. Туда копты и отправились. Сначала прибыли в Москву, оттуда в Пермь, в центр для беженцев. Жили в бараке. Для семьи, знавшей на Родине лучший быт, такие условия оказались шоком. Прошлым летом кто-то из местной православной церкви позвонил отцу Дмитрию, настоятелю храма в Верхней Санарке, рассказал о необычных постояльцах, и он пригласил египтян к себе. Пустил их в свой дом, сам он, с семьей, живет на территории прихода. Так копты и оказались в Верхней Санарке, на родине покойного экс-губернатора Петра Сумина. Здесь им пришлось осваивать деревенский быт — топить печку, ходить за водой.
Поход за водой это целый ритуал…
Кстати, как заметил корреспондент «URA.Ru», египтяне до сих пор не привыкли закрывать за собой двери в дом. Заходят в помещение, оставляя дверь открытой. И только потом, спохватываясь, торопятся ее прикрыть. Это в жарком Каире дверь лучше оставить нараспашку, чтобы потянуло в жилье сквозняком. А здесь, в морозном селе, подобного делать не следует. Впрочем, с морозом дети если не сдружились, то привыкли. Играют в снежки, катаются на санках. А Фади лучше всех своих одноклассников бегает на лыжах. Все трое прилежно посещают местную церковь, храм иконы Божией матери Скоропослушинцы. Тот самый знаменитый деревянный храм, построенный под патронажем Сумина. Абдалла прибирает территорию храма, получая за это три тысячи рублей. На жизнь этого, конечно, мало. Немалые расходы приходятся на зимнюю одежду — теплые куртки, шапки, сапоги.
— У нас есть статус беженцев, медицинская страховка, дети учатся. Но мне нужна работа! Не дворником, — говорит Абдалла.
Приходится подключать все семейство
Мира стала настоящей хозяйкой
Работа в селе есть. Можно, к примеру, устроиться на местную лесопилку. Но теплолюбивый Абдалла просто не способен в зимние дни трудиться подолгу на воздухе. Летом одно дело, в морозы — другое. Даже на обычный для селян промысел, сбор грибов и ягод, он не способен. Верхняя Санарка славится грибными местами, летом вдоль трассы всегда стоят грибники. Но Абдалла вряд ли отличит белые грибы от поганок. Кроме того, егпитянин, в отличие от детей, так и не овладел русским языком и рассчитывать на работу в какой-нибудь конторе тоже не может. Умеет водить машину, но подтвердить права, из-за незнания языка, не в силах. Да и вообще, Абдалла очень законопослушный человек. Даже не пытается нарушить нормы страны, где живет, чтобы устроиться на работу каким-либо «левым» способом.
— Он очень ответственный человек, — говорит «URA.Ru» отец Дмитрий.
Фади и Мира выросли в жаркой стране, снег они впервые увидели в России
О том, что сейчас происходит на его Родине, Абдалла предпочитает не говорить. Хотя и наверняка знает, что там сейчас очень неспокойно. Семья следит за происходящим по телевизору и активно читает новости в Интернете. Местные дамы относятся к Абдалле по-доброму: «Хороший мужик! Не пьет, не курит, работящий, детьми занимается…». Но, несмотря на то, что население к ним очень приветливо, семья мечтает переехать в Европу. Там, где пригодится их английский язык. Пишут во все инстанции, откуда приходят обычные отписки. Абдалла почему-то наивно верит, что раз он посылает запросы чиновникам, то ему обязательно помогут. Пока никто не помогает.
А еще египтяне узнали, что такое русская печка!
Уполномоченная по правам ребенка в Челябинской области Маргарита Павлова уже заинтересовалась египтянами, пообещала помочь им составить нужные документы.
Сейчас семья пишет во все инстанции, просит, чтобы их приняли в какой-нибудь европейской стране. Но отовсюду пока приходят отписки
— Все, что происходит с нами — это испытания, посланные богом. Но мы верим, что бог нам поможет. Вот вы к нам приехали, это вас тоже, наверное, бог нам послал. Вы про нас всем расскажете, и нам помогут, — так перевел слова своего отца Фади, сказанные на прощание корреспонденту «URA.Ru» взрослым 43-летним египтянином Абдаллой, столь по-детски верящим, что есть высшие силы, которые помогут его семье уехать из приветливого, но холодного южноуральского села в Европу.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!