Куйвашева ударят по самому больному месту. Мэрия уже занесла биту
На первый взгляд в планах мэрии Екатеринбурга нет ничего зазорного. Но все зависит от того, как горожане оценят опасность перевода всех тюменцев (справа губернатор Владимир Якушев) к Евгению Куйвашеву (слева) |
Мэрия Екатеринбурга подготовила губернатору Евгению Куйвашеву иезуитский подарок: образ захватчика свободолюбивого Уральского края. Администрация города инициировала процесс братания столицы Свердловской области с Тюменью, которой Куйвашев ранее управлял. Соседи удивились неожиданному предложению, а политтехнологи, знающие методы работы мэрии, восхитились: на пустом месте создается скандал, конфликт вокруг персоны губернатора. Раскачать его до ненависти — плевое дело. С Мишариным это получилось за пять месяцев, на Куйвашева ушло чуть больше. Сценарий начинающейся пьесы — в материале «URA.Ru».
На неделе сотрудники администрации Тюмени были немало удивлены письмом от главы Екатеринбурга Евгения Порунова. Тот предложил двум муниципалитетам стать городами-побратимами. «Давно так не смеялись, — делится впечатлениями тюменских чиновников один из них. — Обычно же побратимы — это иностранные города. У нас — Дацин, Мюнхен, Анкара. Конечно, ваши скульптуры украшают наш центр города. Екатеринбургские чиновники приезжали недавно смотреть работу ЗАГСов и архивных отделов, мы тоже ездим в командировки. Наши регионы граничат, расстояние небольшое — делиться опытом можно и без братания — к чему это притворство?»
У Екатеринбурга тоже есть города-побратимы: Гуанчжоу, Сан-Хосе, Генуя. В администрации традиционно не смогли объяснить желание своего руководителя, затрудняясь описать и саму процедуру налаживания подобных контактов.
Впрочем, неофициальные представители говорят о большой кампании, имеющей политический подтекст. Основной политический страх последнего года, сидящий на подкорке свердловской элиты, — поглощение свободного, передового и столичного (как кажется аборигенам) Екатеринбурга в стабильную, предсказуемую, чистую, но провинциальную (как кажется свердловчанам) Тюмень.
Разговоры об этом тренде наполняют общение уральцев больше года: с того момента, как полпред президента в УрФО Евгений Куйвашев стал управлять избирательным штабом Владимира Путина в Свердловской области. К тому моменту пост куратора тогда еще сильной «Единой России» в УрФО занял Иван Квитка, депутат Госдумы от Тюменской области. Влияние же тюменца Сергея Собянина распространилось на самые отдаленные территории: с его подачи свердловчанин Виктор Басаргин стал губернатором Пермского края, продолжая переносить тюменские правила на все новые территории.
С назначением Евгения Куйвашева губернатором Свердловской области страхи свердловчан только усилились. Непривычная для политически активного региона аппаратная жизнь с сохранением старых министров, постоянной перестраховкой, внешне спокойной, а внутреннее — застойной системой управления, поражала сознание уральцев, которым комфортнее конфликтная и агрессивная среда. Плюс постоянное ожидание, что вот-вот и регион захватят мифические тюменцы, для которых Алексей Орлов (вице-премьер), Галина Кулаченко (минфин), Павел Креков (в тот момент первый замминистра образования) — лишь передовая группа.
Настроение элиты хорошо описывает случай на праздновании дня города в Екатеринбурге прошлым летом. После выступлений губернатора, премьера, местных чиновников, слово взял представитель Тюмени. Его спич содержал следующий тезис: Екатеринбург всегда считал себя передовым и столичным, но сейчас вами управляем мы — тюменцы, и это лучшее доказательство того, что мы умнее, сильнее и эффективнее, чем вы. «Хотелось подойди и уе…ть», — вспоминал знакомый участник торжественного собрания, бизнесмен с состоянием в миллиарды рублей.
Страх смены настроя жизни, остановки тренда на развитие и начало провинциализации жизни существует до сих пор. «Мэрия инициирует братание с Тюменью тайно, а потом объявит: смотрите, Куйвашев хочет уничтожить нашу уральскую самоидентичность. Хочет, чтобы вокруг была одна сплошная Тюмень», — объясняет знакомый политтехнолог, знающий логику мэрии.
При должной подаче темы дружбы двух городов, считает источник «URA.Ru», екатеринбуржцы воспримут этот шаг признанием равенства столицы Урала и «столицы деревень» и очередным шагом к превращению Екатеринбурга во вторую Тюмень. У нашего собеседника не возникает сомнений, что такое братание распалит «уральский шовинизм». «Предвыборная кампания выигрывается не на логике, а образах. Серый дом уже побеждал мэрские выборы в 2003 году, прокачивая тему вражды между «областью» и «городом». Месседж тогда был: «Екатеринбург во всех планах лучше области. Не дадим сделать из столицы Урала захолустье». Теперь будет применена та же мифология, только враг «область» будет заменен на врага «Тюмень».
Он убежден, что команда Владимира Тунгусова будет бить по самому больному и дорогому для губернатора, так же, как в 2010 году они били по самому больному для прежнего главы области Александра Мишарина — его вере в бога, заставляли отказаться от проекта восстановления храма на площади Труда.
Подобные болевые приемы — фирменный стиль городской команды. Притом, что нынешний уровень администрации губернатора таков, что вброс о братании городов там не только не заметят, но заметив — еще и одобрят, посчитав налаживанием межрегиональных связей. Уроженца Тюменской области Евгения Куйвашева такой поворот даже обрадует — мелочь, а приятно.
Красивые и хитрые приемы для Владимира Тунгусова — вынужденная мера, поскольку для него борьба за сохранение контроля над администрацией города — жизненно важная борьба. И поэтому он идет ва-банк, как идет ва-банк Евгений Куйвашев, взявший личную ответственность за выборы в Екатеринбурге, за чистоту города.
«При технологичном накале „вражды“ между Екатеринбургом и Тюменью, вмешательство губернатора в муниципальные выборы будет подано мэрией так: тюменец, член команды Собянина, желает подмять под себя столицу Урала — вот теперь Думу решил задушить. Ему будут противопоставлены местные городские чиновники и депутаты, которые, может, и допускают ошибки в работе, но зато они местные. Думают о своих земляках, а не как навариться», — говорит источник агентства.
«Это братание, конечно, заставляет задуматься об его истинных целях, — считает политолог Анатолий Гагарин. — В любом случае, это игра на опережение, нейтрализация определенных поползновений тюменских бизнесменов или политиков на Средний Урал. На долгосрочный эффект здесь рассчитывать не приходится, но возможность испуга, настороженности конкурентов Екатеринбурга, не исключаю. Но быстро найдутся политические силы, которые смогут нейтрализовать этот эффект».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!