«Американцам потребуются десятилетия, чтобы прийти к тем же результатам»
Тюменский академик изобрел то, что позволит России слезть с нефтяной иглы
Через три года Иван Нестеров может предложить стране новое топливо. Дело за властью
Сибирские ученые на грани открытия - создали новый вид топлива. К опытным образцам шли 30 лет, буквально взрывая образцы углеводородов. Один из теоретиков Иван Нестеров - не лжеученый и не шарлатан. Он - член-корреспондент РАН, директор НИИ геологии и природных ресурсов, профессор Тюменского государственного нефтегазового университета и на такие заявления имеет право. Более того, он уверен в успехе, но стоит перед рядом трудностей. Как всякий гений, он опасается получать международный патент и просит поддержки у федеральных властей. Почему молчит Москва и не пугаются нефтяники – в материале «URA.Ru».
О своем открытии профессор ТюмГНГУ Иван Нестеров сообщил городу и миру два дня назад. Однако сообщение о новом виде топлива, пришедшего с родины западно-сибирской нефти, прозвучало слишком туманно. Право слово, что значит фраза: небольшое количество вещества хватит для длительной работы двигателя? Для прояснения сути вопроса корреспондент агентства расспросил ученого.
«Я сам ничего не придумываю, - поделился Иван Иванович. – Я все беру из природы и перевожу в современные технические условия, если это возможно. В погоне за прогрессом мы забыли о законах природы – на современных заводах все производится отнюдь не по этим законам. А между тем экономнее природы никого нет».
По словам изобретателя, топливо создано на базе бурых и каменных углей, горючих сланцев, смол и более густых углеводородных субстанций. Стоить новое экологически чистое вещество будет дешевле бензина, но его теплотворная способность в шесть раз его выше и составляет порядка 60 и более тысяч килокалорий на килограмм. Фактически же речь идет о переработке отходов нефтяного производства в виде асфальтенов нефтей.
В вольном переводе с научного – это та же нефть, только имеющая иной молекулярный состав, более густая. Угли же просто выходят на поверхность, их залежей более чем достаточно на севере Тюменской области в ХМАО и ЯНАО – собирать можно чуть ли не бульдозером. Сланцы там добывать проблематично, но при разработке сланцевой нефти и это сырье появится в избытке – пока же его можно брать в Ленинградской области и Чувашии, где пласты сланцев залегают неглубоко: от 15 до 80 метров от поверхности. Кроме того, производство нового топлива не будет наносить вред экологии: «отходы от него – только СО2, а это газ жизни», - полагает Иван Нестеров.
Казалось бы, перспективы открываются сказочные. Однако, как выяснилось, пока говорить о грядущем экономическом чуде рановато. Хоть ученые и потратили около 30 лет на разработку нового вида горючего, в производство его запустить не получится. Опыты еще не завершены.
Конкретных цифр и расчетов по новому виду топлива пока нет, потому что для получения четкого, научно обоснованного ответа на многие вопросы, требуется провести еще несколько опытов и испытаний. Фактически новое топливо пока существует лишь в умозаключениях ученых – правда, профессор Нестеров абсолютно уверен, что практика не пойдет вразрез с теорией и новое топливо перекочует из разряда теоретических разработок в практическое воплощение.
«Для окончания опытов нам нужна лабораторная техника, которой у нас нет – ее нужно создать. Был такой прибор – он остался в Свердловской геофизической лаборатории, - рассказал Нестеров. – Очевидно, в то время он был им не нужен, и его просто выбросили на помойку. Изготовить его не проблема, он стоит копейки. Этот прибор должен создавать давление больше 10 тысяч атмосфер и температуру выше 5 тысяч градусов».
Потребуется примерно 1-2 месяца для изготовления опытных приборов, а потом на их базе можно будет строить уже промышленные установки для заводских условий, прогнозирует Нестеров.
Однако, как выяснило «URA.Ru», киты российской экономики, выстроенной на нефти, могут спать спокойно: с этой стороны в ближайшие годы ей ничто не угрожает. До того момента, как двигатель автомобиля на «нескольких десятках граммах вещества» включится и будет «работать долгое время без дозаправки» - еще очень далеко.
«Все наши опыты заканчивались взрывом. Как только мы наводили поток электронов на пробирку с веществом, следовал взрыв», - резюмировал Нестеров, объясняя опыты в Новосибирске, в Сибирском отделении СО РАН.
Новое топливо никак не дается в руки ученых. Поэтому и заявления о его дешевизне и экономичности пока тоже не более чем прогнозы: да, уверяет Нестеров, технологии добычи сырья и производства этого топлива намного дешевле, чем технологии добычи нефти и производства бензина. Но подкрепить это точными цифрами пока никто не может – на практике все может оказаться несколько иначе. Кроме того, экономических расчетов нет, ученые занимались наукой в чистом виде без вычисления будущей финансовой выгоды.
По весьма приблизительным подсчетам, с момента запуска лабораторий до внедрения новинки в производство потребуется примерно три года – и это при максимально благоприятных условиях. Сейчас, по словам Нестерова, идет поиск помещения для новых лабораторий и подбор кадров, причем 80% коллектива уже подобрано, люди готовы перейти к нам». Но самое главное, нужны деньги. И это 3-4 млн долларов на оборудование лабораторий, на финансирование изысканий, на зарплату…
Очевидно, именно эта причина заставила тюменских ученых писать письма в Москву и просить поддержки государства. Потому что просить денег у бизнеса для производства того, чего еще нет, довольно трудно. Нестеров уверен, что частные инвестиции пойдут, когда он сотоварищи смогут показать «несколько десятков граммов» вещества, на котором будет работать двигатель. И представят экономические расчеты, которые дадут ответы на три вопроса: себестоимость нового вида топлива будет дешевле бензина, оно будет эффективнее и запасов сырья будет достаточно во временном горизонте в несколько десятков лет. Возможно, что отсутствие ответов на эти вопросы мешает тюменцам получить ответ и из правительства РФ.
Во всей этой истории есть один нюанс – небольшой, но важный. Разработки тюменских ученых пока не запатентованы. По словам Ивана Ивановича, получение патента в нашей стране – самый простой шаг отдать открытие в руки зарубежных «доброжелателей», поскольку российские патенты за границей не признаются. Можно получить патент международного образца, но это будет стоить немалых усилий, а главное – времени. «Американцам потребуются десятилетия, чтобы прийти к тем результатам, которые мы уже получили, - поделился Нестеров. – Эти разработки стоят миллионы долларов». По мнению ученого, заграничные специалисты не пожалели бы денег за тюменское ноу-хау.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить
свой комментарий
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой
комментарий
Загрузка...