«Скрынники» из свердловского минсельхоза
В рассказ известного свердловского фермера Алексея Бухаровского просто не верится. Не верится в то, как легко и непринужденно сотрудники регионального минсельхоза признаются в том, что вся деятельность ведомства построена на откатах. Трудно представить, что открыто вымогая у сельхозпроизводителей 10-20% за заказы или субсидии, чиновники даже не допускают мысли о том, что их слова могут быть записаны, а запись передана в ФСБ… Так уже случилось с Ильей Бондаревым, но его преемников это ничему не учит. Они «теряют» миллиарды, называют фермеров идиотами и ничего не боятся. И даже федеральное правительство отказывается бороться с уральскими чиновниками.
Непростая история свердловского фермера, который любил сельское хозяйство, да не смог добиться взаимности от минсельхоза началась еще в 2008 году. Тогда Алексей Бухаровский продал недвижимость и купил 100 га земли в 40 километрах от Каменска-Уральского. Ближе не получилось — вся земля вокруг Екатеринбурга давно раскуплена застройщиками. Два года он потратил на борьбу с МРСК Урала и через суд заставил монополиста провести к ферме электричество. Построил овчарни, телятники, купил скот, птицу и обратился к профильному областному министерству за помощью.
«Я, конечно, слышал от старших товарищей, что мне, начинающему фермеру, ничего не дадут, так как случайные люди субсидий не получают. Коллеги рассказывали, что тем, кто хочет получить компенсацию в размере 1 млн, к примеру, за приобретение племенного скота, чиновники устраивают встречи с руководством минсельхоза. В ходе этих встреч предлагают откатить, и если фермер соглашается, то его заставляют подписывать документы не на скот, а на субсидии по молоку в размере 1,5 млн рублей (доказательства этих встреч уже лежат в ФСБ)», — рассказал «URA.Ru» Бухаровский. — Но я все же попытался попасть на прием к тогдашнему главе минсельхоза Илье Бондареву. Что я только ни делал: писал, звонил, приходил. Меня так и не приняли. Только когда я написал жалобу на имя губернатора, мне пришел ответ за подписью замминистра Владимира Гребнева, в котором говорилось, что мне не могут оказать помощь, так как денег нет. Все истрачено. На реализацию программы «Уральская деревня» в 2011 году было израсходовано 16 млрд. рублей, — пояснил Гребнев. Я очень удивился. Никто из моих знакомых сельхозпроизводителей никакой помощи не получал».
По словам фермера, он внимательно изучил отчет Гребнева об истраченных на подъем сельского хозяйства средствах, затем провел собственное расследование и пришел к выводу, что бюджетные деньги не дошли до адресатов. «Они были попросту украдены. К примеру минсельхоз пишет, что на 918 млн рублей отремонтировано 75,5 км. И построено 300 м дорог, при этом они наотрез отказались сообщить о каких дорогах идет речь. Или вот они пишут, что приобретено 80 тыс. новых книг для сельских библиотек. Я обзвонил библиотеки. Они ничего не получали. И так по каждому пункту. Цифры не привязаны ни к чему, — продолжает рассказ Алексей Бухаровский. — Результаты своего расследования я вскоре озвучил на заседании фермеров, в котором принимал участие представитель минсельхоза. Я сказал, что все деньги, выделенные на фермеров, украдены. В ответ начальник отдела по фермерскому хозяйству Александра Маланичева закричала: «Вы еще скажите, что Скрынник ворует! Да мы на вас за клевету в суд подадим!» А после мероприятия подошла ко мне, долго крутила пуговицы на моем пиджаке и шептала: «Вы ведь правы, Алексей Анатольевич… Все украли, буквально все!»
Пройдет чуть меньше года, и станет известно, что экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник, в 2001—2009 годах возглавлявшая «Росагролизинг» может быть причастна к хищению бюджетных средств, выделенных госкомпании, а Илья Бондарев с подачи ФСБ уволится из регионального правительства.
Но пока вернемся в апрель 2012 года. Неугомонный Бухаровский написал письмо в Генпрокуратуру с просьбой проверить, как были израсходованы 16 млрд. Надзорное ведомство промолчало, зато к фермеру в деревню приехал специалист отдела развития фермерских хозяйств Георгий Митькин. Диалог, по словам Алексея, был примерно такой:
— Вы в политику собрались?
— Нет.
— А зачем на нас прокуратуру натравили? Признайтесь, что вам надо?
— Субсидию хочу.
— Так вы не с того конца заходите. Надо знакомых искать в минсельхозе.
— Это вы на откат намекаете?
— Мы в такое время живем, поймите… Не так надо знакомство с министерством начинать.
Фермер отказался, Митькин рассмеялся, но пообещал попробовать помочь.
Ближе к осени 2012 года Бухаровский решил принять участие в конкурсе на получение гранта для начинающих фермеров. Поскольку по условиям право на грант имеет человек, ранее не являвшийся индивидуальным предпринимателем, ему посоветовали переписать хозяйство на жену. Супруги принесли в минсельхоз необходимый пакет документов, который у них проверяли и принимали почти 6 часов. Мечта о новом грузовичке и инкубаторах рухнула в одночасье.
«Вас не допустили к конкурсу. У вас нет достоверных сведений о том, что вы занимаетесь сельским хозяйством. Нужна выписка из похозяйственной книги, а у вас ее нет», — сообщили фермерам.
«Я понял, что меня просто обманули. Они ездили ко мне на ферму, все видели своими глазами, приняли от нас документы. И вдруг начали требовать какую-то бумажку, которой даже в списке необходимых для участия в конкурсе документов нет, — говорит Бухаровский. — Я с большим трудом записался на прием к новому главе минсельхоза Михаилу Копытову. Надеялся, что после ухода коррупционера Бондарева хоть что-то изменилось. Но нет. Копытов с мертвым лицом заявил, что к конкурсу я не допущен. Я спросил: «Скажите, это правда, что в России фермерством могут заниматься только идиоты?» Он ответил: «Да. Я рад, что вы сами это поняли».
Но Копытов ошибся. Фермер оказался на редкость непонятливым. Он взял нужную справку и снова подал заявку. Нетрудно догадаться, что грант он не получил. «У нас мало денег. Мы решили дать гранты трем фермерам. А вы были четвертым в списке», — издевались в министерстве.
Бухаровский написал подробное письмо в федеральный Минсельхоз, в котором не только пожаловался на невозможность получить поддержку из бюджета, но и рассказал о своих подозрениях касаемо воровства и коррупции в региональном ведомстве. Вскоре он получил ответ от… Копытова. «На ваше обращение в Минсельхоз РФ сообщаем, что утверждения о якобы украденных миллиардах, предназначенных для реализации программы „Уральская деревня“, не имеют под собой оснований», — говорилось в послании. Дальше шел длинный и пространный перечень достижений в области поддержки сельского хозяйства, а в конце стояла любопытная цифра. По словам Копытова, в 2011 году на программу было потрачено 19 млрд рублей.
«Год назад они писали, что потратили 16 млрд, а теперь пишут, что 19. То есть задним числом были нарисованы еще 3 млрд», — констатирует фермер.
На прошлой неделе ему позвонили из Минфина РФ и сказали, что он прав. «Действительно, 3 млрд не отражены. Они потерялись, такое бывает, но виновных нам не найти, они нас запутают все равно. Я давно работаю, поймите, у нас и не такие миллиарды зависали. Везде бардак. Я уважаю вашу позицию, не хочу вас расстраивать, но ни к каким переменам это не приведет», — заявил Бухаровскому сотрудник федерального Минфина, которому генпрокуратура передала жалобу фермера. Здесь, пожалуй, можно поставить жирную точку.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!