«Когда я жил в Невьянске, Иннопрома у нас не было. Поэтому стал политиком»
Главный антигерой свердловской политики Алексей Багаряков откладывает предвыборные интриги в сторону. Теперь его интересует то, что происходит за «бугром» — присматривается. Нашему корреспонденту он признался, что скоро покинет Свердловскую область. Детей он скоро отправит в США. Багаряков троллит мэрию Екатеринбурга, но откровенничает: дело не в ней, виной всему — Иннопром. Почему потеет Медведев, и какой лакомый кусок Екатеринбурга — в интересах «РУСАЛа» — присмотрел себе наш собеседник, читайте в интервью «URA.Ru».
Первый замглавы администрации свердловского губернатора Алексей Багаряков готовит Иннопром-2013. Видение программы у него уже есть. «Екатеринбург-ЭКСПО» станет выставкой олигархов уровня Олега Дерипаски и Олега Сиенко, один из которых получат за участие неплохой бизнес в Екатеринбурге. Объявлять Иннопром открытым будет если не российский президент, то иностранный. Правда, бывший — Багаряков видит в главном зале Инопрома Билла Клинтона. Чем обернется Иннопром-2013, мы увидим с 11 по 14 июля, а пока можем лишь подивиться планам уральского креатора.
— На Иннопроме-2012 все жаловались на духоту.
— Нам не повезло только с одним — с погодой. Была жара в 30 градусов. Когда утром в день открытия техники пришли включить систему вентиляции, выяснилось, что она опечатана ФСО [на Иннопром приехал премьер-министр Дмитрий Медведев]. Остальные дни мы отработали адекватно.
— А как же проблемы с питанием?
— В отсутствие входной группы мы установили кафе между первым и вторым павильоном — под тентом. Технология, как правильно разместить кухню, не была соблюдена. Я молил Бога, чтобы никто не отравился в то время. В итоге, мы не нарвались на большие скандалы с питанием. Но урок для себя мы вынесли серьезный.
И когда мы сегодня говорим об Иннопроме этого года, принято решение строить не всю входную группу, а ее большую часть: вместо двух — одну галерею. Это задумано в целях экономии — чтобы не увеличивать долговую нагрузку Корпорации развития Среднего Урала.
— Подождите, еще о нехватке парковочных мест не поговорили. В прошлом году стояла не только территория Иннопрома, но и на Кольцовском шоссе была пробка в два ряда.
— Как раз место будущей второй галереи к выставке мы заложим плиткой. Парковка увеличится на 30%. Учитывая, что планка этого года — увеличить количество гостей выставки с 60 тысяч до ста, это необходимая мера. На следующий год оставшуюся галерею будем завершать. Наша задача — достроить и грамотно эксплуатировать.
— Задачи выйти на окупаемость, нет?
— Нигде выставочные площади — ни в Ганновере, ни в Лейпциге — не окупаются. Они строятся по большей части за счет налогоплательщиков и в меньшей части — за счет инвесторов.
Построили мы ДИВС или футбольный манеж — никто же не спрашивает об окупаемости. Это все для престижа города. Окупаемости «Екатеринбург-ЭКСПО» можно достичь только одним способом — сделать там барахолку. Можно получать чистую прибыль через два-три года. Все будет забито иностранными торговцами фруктов, овощей, мяса. Появится новый Черкизон. Но тогда мы убьем всю идею проведения выставок и форумов. Если у тебя десять месяцев барахолка, а потом проходит Иннопром, участники не поймут.
— Рассказывают, с оператором выставки, Formika, у вас были серьезные скандалы.
— Formika показала себя профессионально. Были конфликты. В ситуации, когда ты еще не разбираешься в вопросе, выгонять генподрядчика, у которого есть госконтракт, крайне сложно.
— Тем не менее этот оператор выиграл конкурс на проведение Иннопрома в этом году.
— После выставки 2012 года руководство области поддержало мое предложение увеличить финансирование выставки на 50% — до 150 миллионов рублей. Formika, понимая, что без Иннопрома сильно теряет в имидже, пошла на уступки и скинула 50 миллионов. Контракт будет подписан на днях.
— Существует мнение, будто вы намеренно привели на конкурс крупного оператора, «СП Огилви», чтобы «Формика» пошла на уступки.
— Я уверяю вас, что качество Иннопрома по всем пунктам будет выше, чем в прошлом году. А в условиях конкуренции нужно привыкать жить. Если проанализировать мою судьбу, я всегда жил в борьбе за место под солнцем, право выжить — и считаю, что так должно быть со всеми: и в бизнесе, и в политике. Я разослал всем крупнейшим операторам приглашения на открытый конкурс. Жаловаться на нас можно. Но мы считаем, что все было сделано объективно.
— Прошлым летом вы обещали не годовой контракт с оператором, а на пять лет.
— Это в идеале — тогда у оператора будет желание и возможность инвестировать. Законодательство не дает нам такие контракты заключать — слишком сложная процедура. К тому же, в ближайшие годы мы хотели бы привлечь к управлению «Екатеринбург-ЭКСПО» импортных операторов. Я буду вести переговоры в Германии с [крупнейшим мировым оператором] Deutsche Messe, губернатор их уже вел. Но быстро такие решения не принимаются — за год мы сформулировали, что хотим получить. Мы видим синергию импортного и отечественного оператора.
— Недавно общался с финансовым экспертом Константином Селяниным. Он считает, что выставки сегодня умирают. Если раньше это было единственным местом встречи покупателя и продавца, то сегодня есть Интернет.
— О газетах тоже говорили, что они умрут после появления телевидения и Интернета. Кроме того, в Сети нельзя потрогать товар и попробовать его. Тем более если речь идет об инновациях.
Чего мы хотим добиться, если БК «УГМК» становится чемпионом Европы, хотя там играют баскетболистки разных стран, цвета кожи и так далее. Это гордость за регион. Люди говорят: Иннопром — это ярмарка тщеславия чиновников. В том числе, и это, но мы даем нашим предприятиям возможность показать себя, а нашим людям — пообщаться с умными спикерами. Мы завершаем переговоры об участии в деловой программе двух больших бизнесменов: гендиректоров корпорации «УВЗ» Олега Сиенко и компании «РУСАЛ» Олега Дерипаску.
Кроме того, мы хотим провести эксперимент и сформировать секцию «Инфраструктура». Скажу об одном ее участнике: компания Дерипаски производит низкопольные автобусы большой вместимости на электричестве. У них планы наполеоновские — предлагают ликвидировать троллейбусы в Екатеринбурге как класс. А вместо троллейбусов пустить по улицам города свою продукцию. Им не нужны бюджетные деньги — только линии контактных передач (видимо, в них много меди) и земли ремонтных баз троллейбусов. Часть из них отдадут под деловую застройку. Мы предложили: готовьте экспозицию, запускайте два бесплатных шаттла до Иннопрома, участвуйте в деловой программе.
— Опять троллите Екатеринбург?
— Мы должны чем-то привлекать сюда инвесторов. Если поставляете автобусы — стройте здесь завод. Нужно втянуть сюда инвесторов, бизнес. Это тоже задача Иннопрома.
Также мы ведем серьезные переговоры со спикерами, которые могли бы вести деловую программу. Класс выступающих будет выше. В моем видении, главную дискуссию должен вести крупный западный политик — президент или премьер-министр крупной страны, находящийся в отставке, но уважаемый бизнес-сообществом. Билл Клинтон, например. Тогда уральцы почувствуют себя причастными к чему-то большому.
А одним из дней мы хотим объявить Днем ЭКСПО. Есть идея провести официальную выездную сессию «Международного бюро выставок». Такая договоренность еще не достигнута, но прямо сегодня проходят переговоры [руководство МБВ находятся сейчас в Екатеринбурге].
— Вы же сами стремитесь создать на ВИЗе конкурента «Екатеринбург-ЭКСПО».
— Во-первых, ЭКСПО-2020 привлечет много иностранцев. Чем их будет больше — тем только лучше Иннопрому. Во-вторых, большая часть конструкций ЭКСПО-городка — разборная, а монументальные сооружения будут выполнять общественную нагрузку.
К 2017—2018 году «Екатеринбург-ЭКСПО» оформится в законченный комплекс. К этому времени рассчитываем найти инвестора, который бы застроил заключительный участок территории выставочника. Необходимы конгресс-холл и отель. Это окупаемая часть проекта, поэтому тут обойдемся без бюджетных денег.
— В прошлом году возникло ощущение, что вы нащупали концепцию выставки. Будете теперь работать на стабильность?
— Концепция найдена и сохранится. Будут и прогноз-сессия, и отделение «Промышленный дизайн», и «Детский день», и шоу «Минута технославы» — во второй раз будем разыгрывать путевку в Йелль [Йелльский университет в США]. Не ограничимся приглашением студентов Екатеринбурга, мы разошлем предложения крупнейшим вузам страны и СНГ.
— Победители прошлой «Минуты технославы» вернулись в Екатеринбург?
— Я бы сказал, не доехали до Йелля. Поступить туда, даже имея деньги, непросто. Победители нашего конкурса оказались не готовы к экзаменам. Теперь заложим в условия конкурса наличие базовых требований для поступления в Йелль.
— Слышал, что традицию «Детского дня» не одобряют экспоненты, которым приходится оплачивать дополнительные сутки аренды. При этом потенциальных партнеров уже не сыскать.
— Мы будем давать на четвертый день скидку. Мы хотим показать для нашей молодежи, что они живут не где-нибудь в дыре. Чтобы дети, приезжая из Серова или Невьянска, гордились своим краем, видя мировых лидеров и бренды, с которыми они были знакомы только по телевизору. Таким образом, мы хотим поднять интерес к техническим профессиям. Я сам — инженер-механик — закончил УПИ, а занимаюсь политикой. В моем понимании, кадры в промышленности проседают.
— То есть приехали бы в детстве на Иннопром и ушли бы на завод?
— Когда я жил Невьянске, Иннопрома у нас не было. Поэтому я и стал политиком.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!