«Скоро у нас во дворе хоронить начнут!»
«В Перми уже негде хоронить, а потому надо увеличивать размеры кладбищ». Об этом говорят и на лавочках, и в трамваях, и в кабинетах чиновников. Власти хоть и подливают масла в огонь, отказываясь строить колумбарий, но все же вынуждены тушить скандалы. Один из них на днях пришлось лично улаживать губернатору Пермского края Виктору Басаргину. Обстоятельства заставили его давать обещания жителям пермского микрорайона Налимиха, взбунтовавшихся против возможного появления могил во дворах. Действительно ли такое возможно, стоит ли ждать расширения погостов, почему шум из могил похож на пиар-акцию, и может ли он оказаться результатом запущенной сити-менеджером Перми многоходовки — ответы в материале «URA.Ru».
Проект расширения кладбища «Заборное» вызвал протесты жителей близлежащих районов, что вовсе неудивительно. По ранее предложенному проекту могилы должны были появиться едва ли не под окнами домов и занять большую часть территории лыжной базы «Прикамье». Этот спортивный объект служит верой и правдой больше 40 лет, здесь все еще проходят соревнования краевого уровня. Люди были против и собирали подписи, но в мэрии отвечали, что расширение погоста запланировали в соответствии с Генеральным планом города. И точка.
«Я переговорил с главой Перми и с главой пермской администрации по этому вопросу. Расширения кладбища не будет. Можно найти вариант, который не затрагивает интересы стольких горожан. Поручил Анатолию Юрьевичу Маховикову встретиться с представителями жителей района и разъяснить эту позицию», — написал губернатор в своем блоге.
Замглавы администрации Перми Сергей Южаков подтвердил, что слова Басаргина были услышаны. Чиновник сообщил, что инвестиционный проект по реконструкции кладбища «Заборное» будет пересмотрен. «До тех пор, пока не будет найдено компромиссное решение, устраивающее общественность, о расширении старого закрытого кладбища в Кировском районе не может быть и речи», — сообщил чиновник.
Казалось бы, история — проще некуда. Чиновники в очередной раз проявили недальновидность, но отказались от своих затей, едва услышали окрик сверху. Однако эксперты полагают, что на самом деле никакого расширения кладбища не планировалось, поскольку не имеется даже проекта. В качестве примера приводят объявленный на днях конкурс на разработку проекта по расширению кладбища на Банной горе. Таким образом, заключают наблюдатели, что все это не более, чем пиар-акция на ровном месте.
Однако другие эксперты уже из числа участников рынка идут дальше. Они полагают, что налицо многоходовка, которая вполне может завершиться приличным обогащением аффилированных с мэрией Перми структур и конкретных персонажей. «Идет процесс раздувания бюджетов на содержание кладбищ в пользу приближенных к сити-менеджеру Анатолию Маховикову лиц за счет увеличения обслуживаемой площади муниципальных кладбищ», — отмечает один из собеседников агентства.
Согласно сверхлаконичным данным, предоставленным «URA.Ru» в мэрии, муниципальные контракты на содержание территории кладбищ заключаются между МКУ «Пермблагоустройство» и подрядными организациями, которые определяются в ходе проведения конкурсных процедур. На содержание кладбищ в 2013 году выделено порядка 44 млн. рублей. В Перми открыто для захоронений лишь пять кладбищ из существующих 17.
В результате проведенного расследования «URA.Ru» выяснило несколько юридических тонкостей, что позволяют успешно зарабатывать именно на обслуживании мест захоронений. По сути, схема начала реализовываться еще в декабре 2011 года, когда МУП «Пермблагоустройство» по воле учредителя, коим является Управление внешнего благоустройства, стало муниципальным казенным учреждением. Подобное переименование подразумевает несколько иной порядок расходования бюджетных средств и определенные нюансы, в которых и прячется дьявол. В отличие от МУПа муниципальное казенное учреждение получает бюджетные деньги, сам нанимает подрядчиков и само же контролирует качество их работы. Это принцип работы.
Между тем на практике действует иная схема. Так, в 2013 году проведением аукционов на обслуживанием кладбищ занималось другое ведомство — Дирекция коммунального хозяйства г. Перми. И, как говорят собеседники, фирмы-подрядчики, занимающиеся благоустройством кладбищ, на этих конкурсах победили относительно честно. Такой вывод можно сделать, исходя из итогов аукционов, когда победителям пришлось «падать» на 30-60% от первоначальной цены. «Но об этой экономии за счет аукционов и контрактов на содержание в следующем, в 2014, году можно будет забыть, поскольку кладбища будут на балансе МКУ „Пермблагоустройство“, которое будет выбирать подрядчиков по своему усмотрению. Без оглядки на конкурсные процедуры. Для того, чтобы увеличить объем распределяемых без контроля антимонопольщиков бюджетных средств на содержание кладбищ, их площади искусственно увеличивают. Чем больше площадь, тем больше денег идет на содержание», — рассказывает один из игроков рынка ритуальных услуг.
«Изначально подрядчики заключали контракт на 2013 год с МБУ „Дирекция коммунального хозяйства г. Перми“. Потом ввиду того, что кладбища передали на баланс Пермблагоустройства, в договор были внесены изменения о подотчетности подрядчиков Пермблагоустройству. Говорят, что инициатором передачи кладбищ в организацию, подведомственную Управлению внешнего благоустройства, которое возглавляет Николай Уханов, был сити-менеджер Анатолий Маховиков», — рассказывает другой собеседник, напоминая, что по аналогичной схеме в МКУ «Пермблагоустройство» передали деньги, предназначенные для очистки ливневой канализации. Без всякого конкурса они попали в МУП «Полигон». Аналогично хотят поступить с деньгами, предназначенными на содержание кладбищ.
«Что будет без конкурса? Так посмотрите, участники конкурса подвинулись на 30-60%. А по придуманной схеме никаких „падений“ в цене не будет. Вот увидите, Уханов объявит, что Пермблагоустройство будет обслуживать кладбища своими силами. На балансе МКУ нет ни техники, ни специалистов, ни опыта по их содержанию, но есть возможность передать бюджетные деньги, минуя 94-й ФЗ, обязывающий организовывать конкурсы при расходовании бюджетных денег», — в голос прогнозируют источники издания.
В соответствии с логикой: больше кладбищ — больше денег, скандал с погостом около Налимихи, судя по всему, не последний. Так, объявлены конкурсные процедуры на расширение кладбища близ Банной горы, планируется расширить кладбище на Голом мысу. То есть процессы по освоению бюджетных денег запущен. Разразившийся скандал лишь верхушка коррупционного айсберга, о котором ни спикер Гордумы Игорь Сапко, ни губернатор Виктор Басаргин предпочитают не распространяться. Главное — показать заботу о людях. А тем временем финансовые ручейки из бюджета при этом замыкаются на вполне конкретные карманы.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!