Война севера и юга. «Тут земли нет — своих селить некуда»
Извечный спор между Тюменской областью и автономными округами — кто за чей счет живет — сегодня хотели разрешить депутаты Тюменской областной Думы. Примирителем должны были стать поправки в региональный закон о предоставлении земли. Спор возник лишь в том, кого следует считать жителем «тюменской матрешки». Депутаты, избранные от Югры, предложили включить туда всех жителей юридической Тюменской области. Кого же все-таки следует считать тюменцами, как «Тюмень жирует» за счет северян, и кто не дает им «дышать» — в репортаже «URA.Ru» с заседания комитета по аграрным и земельным вопросам Тюменской Облдумы.
Со вторника в Тюменской областной Думе неспокойно — неделя посвящена заседанию профильных комиссий. Вчера на госстроительстве словесно пикировались депутаты фракций ЛДПР и «Единая Россия», а сегодня единороссы никак не могли понять друг друга. Со стороны было очень хорошо заметно, как во всех этих спорах теряется забота об избирателях, а на первый план выходят личные эмоции.
Вот и вопрос о региональном законе, исполнение которого находится на контроле президента Путина, сегодня своего решения не получил, потому что, как выяснилось, намеренно заволокичен.
Летом 2012 года депутатом фракции ЛДПР Гарри Столяровым, избранным от ХМАО-Югры, в действующий региональный закон «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» было предложено внести расширяющие изменения. То есть распространить эту социальную льготу не только на семьи, проживающие на юге Тюменской области не менее пяти лет, но и семьи, прожившие не менее пяти лет на территории автономных округов ХМАО-Югры и ЯНАО и переехавшие на юг Тюменской области.
Однако комитет по аграрным вопросам и земельным отношениям не допустил это предложение даже до обсуждения в комитете. Депутату Столярову было предложено доработать его изменения в закон в рабочей группе. Последняя в декабре 2012 года банально отказала семьям из автономий. В числе аргументов было то, что Гарри Столяров не предоставил финансово-экономическое обоснование законопроекта и не имеется заключения губернатора Тюменской области. Одно из главных опасений заключалось в том, что при реализации этого закона число многодетных семей в регионе резко увеличится.
— На первой рабочей группе сказали, что мы вмешиваемся в дела других субъектов федерации и необходимо спросить их мнение, — напомнил историю вопроса Гарри Столяров. — Получили мы положительное заключение и представителя губернатора ЯНАО, и представителя губернатора ХМАО. После этого рабочая группа не занималась приведением законопроекта к какому-нибудь логическому завершению. А искала поводы отказать данному законопроекту в рассмотрении на областной Думе.
— Мы прекрасно понимаем, Гарри Иванович, ваше желание абсолютно нормальное. И как один из способов выйти на конструктивный путь — рассмотрение этого вопроса на Совете законодателей. Я не принимаю упрека в том, что рабочая группа работала с позиции волокиты. Нет, мы смотрели наше правовое поле и смотрели, что мы можем сделать, — начал было оправдываться председатель рабочей группы, замспикера областного парламента Виктор Рейн. — Да, у нас есть письма от заместителей губернаторов Югры и Ямала, но мы должны понимать, что это не есть правовой акт, одобренный округами. Надо бы еще почитать то, что представил нам Тюменский областной суд, а он четко сказал: Тюменская область как самостоятельный субъект имеет свою систему правового регулирования, которая действует исключительно в Тюменской области. Мы не против, но есть шаги в правовом поле, которые мы должны делать грамотно.
Услышав о том, что Тюменский областной суд дал депутатам разъяснение о территории Тюменской области, старейший депутат областной Думы Николай Барышников сразу вспомнил 14 июля 1997 года. Когда на заседании Конституционного суда РФ о толковании нормы Конституции РФ о вхождении автономного округа в состав краев и областей он представлял Тюменскую область.
— Думая и вспоминая решение Конституционного суда, вообще-то тот закон, который записан, и если кто-то из жителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов обратится в суд, я думаю, он его выиграет, — начал было Барышников.
— Есть судебная практика, Николай Павлович, решение судов, — с улыбкой попыталась остановить депутатский запал руководитель правового управления правительства Тюменской области Елена Еремеева.
— Я не договорил еще. Я понимаю, что вы в правительстве работаете и вам поэтому закон не писан и регламент тоже, — это замечание единоросса Барышникова вызвало смех в ряду представителей администрации Тюменской области.
— А ведь могут и пойти, потому что территория округов — это территория Тюменской области, и живущее там население по формальному признаку является населением Тюменской области, — продолжил, не обращая внимания на смех, Николай Барышников. — Вот вам и все, поэтому еще не известно, кто дойдет до Конституционного суда для исполнения своих прав. Поэтому я предлагаю передать рассмотрение этого законопроекта Совету трех губернаторов.
Николай Барышников имел в виду второй пункт постановления Конституционного суда, где сказано: «автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно является частью другого субъекта РФ — края или области… Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами Российской Федерации: „вхождение“ предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов Российской Федерации обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области».
— Надо, чтобы автономные округа у себя приняли соответствующие нормативные акты о том, что многодетные тюменцы могут получить там землю, — продолжал защищать позиции рабочей группы Виктор Рейн. Правда, но не уточнил, есть ли статистика по таким семьям, которые с тремя и более детьми захотели бы строить дома и выращивать огород на севере Тюменской области.
— Земли нет! — остановил спорщиков представитель губернатора в Тюменской областной Думе Сергей Сарычев. — Когда только начал реализовываться этот закон, и народ думал, что будут проблемы и не будут предоставлять, вставало на очередь сто, двести, потом тысяча человек. Как только стали давать первые реальные земельные участки, эта очередь выросла до шести тысяч. У нас в целом на юге Тюменской области больше 13 тыс многодетных семей. Хорошая демографическая тенденция, и мы всячески должны оказывать им поддержку. Более того, мы не имеем права передавать землю многодетным без инженерной подготовки — это условие поставила нам РФ, и затраты из бюджета на эти работы безусловно нужны.
— Гарри Ивановича можно понять, он избран от Югры, и у него там свои избиратели. Мы бы тоже написали положительное заключение на такой закон, если бы в нашу пользу его приняла Курганская область или Свердловская. Это же за чужой счет, — продолжил выступление вице-губернатор. — Мы не можем обеспечить пока своих многодетных, а будем обещать землю тем, кто приедет из Ямала или Югры. Во всем УрФО в прошлом году выделено 1600 земельных участков многодетным семьям, из них 800 — это Тюменская область. Это к вопросу о том, кто как работает. И плохо, если мы примем популистский закон. Земли нет! Все хотят вокруг Тюмени. Никто не хочет ехать ни в Абатск, ни в Викулово, ни в Голышманово.
Да, сейчас Федерация передает нам землю, и часть участков будет отдано там под многодетных. Там 300 га, и их не хватит, чтобы закрыть сегодняшнюю очередь. Мы должны эту программу обсудить на Совете трех Дум, Совете трех губернаторов и вместе тогда ее финансировать за счет программы «Сотрудничество». И самое главное, мы должны понимать, что заявления, которые будет написаны в Тюменский район — мы их не скоро сумеем удовлетворить. Вокруг Тюмени только федеральные земли.
— Не надо делать из нас общество глухонемых, когда мы не слышим наших избирателей с севера, — заметил единоросс Николай Барышников.
— Уважаемые коллеги! Мы — депутаты, избранные от северных территорий, и очень озабочены тем, чтобы наши избиратели могли переехать на юг Тюменской области. Но давайте предложим им Ишим, Тобольск, Заводоуковск. Не обязательно Тюмень, — решил помочь коллеге либерал-демократ Михаил Селюков. — А то на встрече с избирателями в Сургуте мне говорят, что Тюмень жирует за наш счет. А мы им докажем, что нет. Но гибче надо быть в этом вопросе. Мягче.
И никак не мог обойтись этот вопрос без замечания коммунистки Тамары Казанцевой.
— Надо обязательно решать вопрос о переселении северян на юг Тюменской области. Пусть кислородом подышат хотя бы во второй половине жизни. Вот у меня на севере сын вахтовым методом работает, — хоть и не в тему, но вставила товарищ Казанцева.
На том и порешили — вынести этот вопрос на заседание Совета законодателей (по-старому Совет трех Дум). Ближайшее его заседание состоится в Тюмени 19 апреля.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!