Тюменский котлован имени Собянина
Центр столицы региона с 2005 года уродует некрасивый забор. Он прикрывает вырытый тут котлован и еще более некрасивую историю с двумя действующими фигурантами. Один из них уже переехал в Москву и даже возглавил ее, второго — не найти и не спросить. Речь идет о строительстве административно-офисного здания для чиновников различного ранга, которые согласны были уживаться с коммерсантами и их офисами. Такой симбиоз устраивал всех, если бы не частно-государственный интерес, в котором не нашлось места людям. О масштабном тюменском долгострое, о загадочном компаньоне команды губернатора Собянина и бесконечных попытках вернуть отданные непонятно кому деньги — в материале «URA.Ru».
История началась в 2004 году, когда никому не известная фирма «Цитрон» подписала договор о совместной деятельности с Тюменской областью в лице директора департамента имущественных отношений Евгения Кулешова. Как это удалось сделать, можно было лишь догадываться. Но, согласно этому документу, стороны решили общими усилиями построить административное здание по улице Холодильной-Малыгина. Центр города, несколько десятков соток земли — лакомый кусочек для любого застройщика. И, чтобы не путаться в буквах закона, земельный участок с неразграниченной государственной собственностью департамент имущественных отношений Тюменской области выделил себе сам.
Здание должно было состоять из двух корпусов — двух четырехэтажных, семиэтажного и девятиэтажного. Приятным «довеском» было строительство капитальных гаражей. Договор между «Цитроном» и властями региона предусматривал вклады сторон: область предоставляла право пользования земельным участком (а также, как сообщили «URA.Ru» в областном департаменте имущественных отношений, разрабатывала и согласовывала проект и готовила площадку). Вкладом ООО «Цитрон» являлись выполнение функций заказчика, застройщика, генерального подрядчика, а также возведение здания, включая финансирование строительства, сообщили в департаменте.
Естественно, бурная стройка привлекла частных инвесторов, генеральный директор «Цитрона» Николай Романушков доверие к себе усиливал своими связями в администрации. «Мы решили, что вложение в стройку, которая идет в интересах областных властей — надежные инвестиции, — рассказала „URA.Ru“ одна из дольщиков. — Именно поэтому решились на это дело, наше здание было офисной пятиэтажкой в первой очереди строительства».
4 марта 2005 года «Цитрон» подписывает новый договор с департаментом — о строительстве уже второй очереди офисов на Малыгина-Холодильной: трех корпусов — четырех, семи и 9-этажного здания с капитальными гаражами. Под эту стройку выделено 5 549,7 квадратных метра земли. «Цитрон» вновь начинает «набирать» дольщиков, а Николай Романушков обращается к нескольким инвесторам первой очереди с просьбой: дескать, в этом здании все площади хочет забрать областная администрация — давайте уступим и перекинем вас на вторую очередь?, — продолжает собеседник. Инвесторы согласились: стройка шла бодрыми темпами и, как говорится, ничто не предвещало, что дольщиков не «перекинут», а просто кинут.
Авторитет Романушкова оказался дутым — дольщики остались ни с чем. В число несчастных попали и те, кто надеялся за счет выгодных инвестиций заработать на увеличении жилплощади — семья растет, в небольшой квартире всем уже тесно, рассказал один из дольщиков, Оганез. Он продал свою квартиру и вложил деньги в совместную кампанию областных чиновников и «Цитрона». С 2005 года у Оганеза нет ни квартиры, ни денег.
Очевидно, на стройке, по наблюдениям второй стороны договора — областных властей в лице департамента имущественных отношений — все шло отлично. Потому что 11 июля 2005 года бывший тогда губернатором Тюменской области Сергей Собянин распоряжается: департаменту имущественных отношений заключить допсоглашение к договору о совместной деятельности с «Цитроном». А Главному управлению строительства в лице господина Петренко предусмотреть строительство данного объекта с объемом финансирования ни много, ни мало 140 миллионов рублей.
Получается, что область выделяет участок, деньги и просит «Цитрон» завершить начатый объект — «в целях удовлетворения потребности государственных учреждений Тюменской области в помещениях», как гласит распоряжение Сергея Собянина № 362-РП. Однако уже через два месяца областная администрация меняет курс и расторгает договор с «Цитроном». Выяснилось, что ООО не оценило доверия департамента имущественных отношений и губернатора — в строительстве первой очереди было допущено серьезное нарушение, а на участке второй очереди и «конь не валялся», несмотря на 140 миллионов.
Между тем, как следует из обширной переписки между господином и департаментом имущественных отношений, чиновники несколько раз меняли функциональное назначение зданий, что требовало пересмотра проекта, а как следствие — и новых финансовых вливаний. В частности, пишет господин Романушков, распоряжением от 19 октября 2005 года департамент имущественных отношений изменил расположение гаражей, «что требует дополнительного финансирования на изготовление проектно-сметной документации». Та же судьба постигла 4-этажный корпус административного здания.
«Романушков сказал, что денег на строительство у него нет, а наши деньги пошли на зарплату рабочим, — рассказал Оганез. — Что там успели сделать? Убрали теплицы, которые мешали стройке, и выкопали котлован. Вот за это и заплатили рабочим». Судя по суммам, которые отдали «Цитрону» более двадцати дольщиков-инвесторов, зарплату рабочие получили очень хорошую. Золотую даже зарплату, на уровне директоров фирм. Квадратный метр стоил от 18 до 32 тысяч рублей, в договорах инвестирования значились площади от 18 до 313 «квадратов». Между тем сам Романушков стал скрываться, найти его было невозможно: он съехал из офиса на Республики, 207, а тем, кому посчастливилось с ним поговорить, он рассказывал, что его «кинули» областные чиновники и 140 миллионов на достройку зданий он так и не увидел.
По соглашению о расторжении договора о совместной деятельности департамент и «Цитрон» «по-братски» поделили имущество. При этом свои обязательства «Цитрон» не исполнил — не перенес теплицу станции юннатов (на чьей территории и велось строительство), не выполнил улучшенную отделку в 4 корпусе (который достался области), не построил три капитальных гаража на сумму в 1 миллион 155 тыс. рублей, не завершил строительство и не ввел в эксплуатацию 4 корпус. Общий ущерб превысил 55 миллионов рублей. Тем не менее область в итоге получила 1793,50 квадрата в четвертом корпусе, строительство которого, однако, не было завершено. «Цитрону» досталось все остальное: три офисных корпуса. Вся общая собственность сторон на момент расторжения обязательств составляла незавершенное строительством административное здание по улице Малыгина, 75, состоящее из четырех корпусов: два 5-этажных с цокольными этажами, 8-этажный с цокольным этажом, 10-этажный с цоколем. То есть «Цитрон» при разделе не обделили.
Обделили дольщиков. «ООО „Цитрон“ заключало договоры инвестиционной деятельности в строительстве (долевого участия) с третьими лицами в пределах своей доли, — сообщили в департаменте имущественных отношений. — В связи с этим данные договоры были заключены исключительно в интересах ООО „Цитрон“, а ООО „Цитрон“ самостоятельно отвечает по возникшим обязательствам перед третьими лицами».
Вот так — кратко и емко: заключали договоры с «Цитроном»? Вот с «Цитрона и спрашивайте». Это дольщики и пытались сделать. И по истечении нескольких месяцев, убедившись, что их Романушков не слышит, привлекли к делу правоохранительные органы. Но тут выяснилось, что «Цитрон»… банкрот. 16 октября 2006 года областной арбитраж ввел процедуру наблюдения и назначил временного управляющего. В феврале 2007-го по делу, возбужденному по заявлению Федеральной налоговой службы, суд признал компанию банкротом. Оказалось, что у ООО «Цитрон » имеется просроченная свыше трех месяцев задолженность по обязательным платежам на сумму 1 374 773 рублей.
Правда, из отчета временного управляющего следовало, что на 1 октября 2006 года у должника в активе было имущество на сумму 181 049 000 рублей. Однако суд это не остановило. Обанкроченный «Цитрон» отвечать по обязательствам перед дольщиками отказался, а сам Романушков, по словам инвесторов, вскоре из Тюмени уехал. В Москву. Где обещал добиться правды и разрешения на достройку корпусов второй очереди — однако, судя по всему, в столице у тюменского экс-главы «Цитрона» нужной протекции не оказалось… Куда уехал 181 миллион рублей — дольщики не знают и вряд ли смогут узнать.
Возмущенные частные инвесторы принялись обивать пороги областной администрации, однако все ответы сводились к одному: мы ни при чем, виноват «Цитрон». Но с банкрота спрашивать смысла уже не имело.
В итоге дольщики собрали почти 200 страниц документов и отписок из разных инстанций, но сдвинуть дело с мертвой точки им так и не удалось. Правоохранительные органы повода для возбуждения дела не нашли, сообщила одна из пострадавших.
Ответ на журналистский запрос чиновники областного департамента имущественных отношений готовили 22 дня — вместо 10 дней, положенных по закону. Но очевидно, для ответов на все вопросы времени так и не хватило. Хотелось бы все-таки узнать: что планируется строить на месте 8-летнего котлована, и какова на данный момент (по официальным данным) стоимость земли в том районе? Здания первой очереди строительства планируется довести до ума в середине 2014 года, но что будет со второй? Может быть, стоит услышать предложения дольщиков — люди все-таки 8 лет не теряют надежды до вас докричаться — и избавиться, наконец, от некрасивого котлована в центре Тюмени?
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!