Путин: «Куйвашев - хэд оф… Екатеринбург риджн». За закрытыми дверями саммита
Саммит Россия-ЕС - лишь повод приезда Владимира Путина в Екатеринбург. Он не только поиграл мышцами перед сухими европейскими бюрократами, но и решил политическую судьбу Екатеринбурга. Президент не только «опустил» пожилую испанку, но и возвысил заявку на «ЭКСПО-2020». Не только объявил о закручивании гаек в стране, но и вручил секретный козырь свердловскому губернатору. А Евгений Куйвашев и вся свердловская власть сдавали сегодня один из главных экзаменов в своей истории. Его свидетелем из уральских СМИ оказался только наш корреспондент. Что обсуждали за закрытыми дверями, чем закончилось увлечение губернатора гаджетами, и как на саммите поминали Суркова - в репортаже «URA.Ru».
Без преувеличений, Саммит Россия-ЕС – пока лучшее мероприятие, что переживала администрация свердловского губернатора. Не зря ее представители всю неделю терпели гонения: Екатеринбург лишь предоставлял площадку саммиту - был дан курс на полное содействие Кремлю, передовой группе, делится инсайдер. «Понимаем друг друга с полуслова», - описывал знакомый чиновник атмосферу работы со Старой площадью, хоть свердловским бюрократическим «богам» и «полубогам» приходилось переступать через гордыню.
Холл администрации губернатора превратился в пресс-центр, а практически все сотрудники резиденции перешли на домашний режим работы. Оставшиеся (например, вице-губернатор Яков Силин) нарезали сегодня круги по залу в надежде восполнить недостаток внимания прессы, но «цепляли» лишь редких журналистов - остальные ждали фигур покрупнее. Российский президент Владимир Путин еще не приехал в Желтый дом, но его присутствие в городе ощущалось чуть ли не физически.
Свердловский губернатор Евгений Куйвашев скромно стоял на крыльце Дома Севастьянова. Сегодня он (тем более, его подчиненные) не чувствовали себя хозяевами главного в регионе здания власти. Через десяток минут к крыльцу подъехал удлиненный «Мерседес» Владимира Путина. Некоторое время первые лица смотрели на другой берег Верх-Исетского пруда. Евгений Куйвашев оживленно что-то рассказывал президенту, а тот то смеялся, то озадачивался. От беседы их оторвал кортеж председателя Европейского совета Хермана Ромпея и главы Европейской комиссии Жозе Баррозу.
Путин, предсказуемо, был главным героем саммита. Только после его «давайте начинать» в Доме Севастьянова, превратившемся в зал совещаний, украшенный флагами, нависла тишина. Президент заговорил о вопросах энергетики и российского председательства в G-20. Баррозу во вступительном слове наметил проблему Сирии и отметил Екатеринбург как окно Европы в Азию. Ромпей заявил острую тему: «Наши общие ценности - ценности гуманизма. Я приветствую откровенный диалог о сфере прав человека». Его вступление расценили как шаг к анонсированному ЕС разговору о «деле Магнитского».
В любом случае, такой неудобный для президента России вопрос дипломатичные руководители Евросоюза подняли бы публично лишь в крайнем случае, пояснил «URA.Ru» авторитетный наблюдатель. На этом заседание саммита для журналистов закончилось - корреспондентов и чиновников администрации губернатора проводили за двери дома Севастьянова. Но через несколько часов нас ожидала не менее интересная региональная история.
И снова Евгений Куйвашев в ожидании. Закинув руки за спину, мерял шагами галерею своей резиденции - ожидал, когда закончится обед у первых лиц России и Евросоюза. Казалось, он повторял слова своей презентации заявки на «ЭКСПО-2020». Появление журналистского пула его ободрило. Губернатор не без удовольствия принялся показывать «федералам» интерактивный план потенциального ЭКСПО-городка, разместившегося в галерее. «Здесь жилая зона, здесь российский павильон…», - играл он с макетом, нажимая на его кнопки - районы городка загорались один за другим.
С таким же задором губернатор принялся рассказывать о застройке Верх-Исетской набережной, когда Владимир Путин привел в галерею европейскую делегацию. Сверкали кнопки, а луч лазерной указки отскакивал на лысину Хермана Ван Ромпея. Правда, рассказ Евгения Куйвашева о настоящем и будущем Екатеринбурга два раза прерывался президентом. Первый - в самом начале. «Хэд оф… Екатеринбург риджн [глава Екатеринбургского региона]», - с запинками представил Путин губернатора, который забыл назваться.
Второй - президент подтвердил слова Куйвашева о федеральной поддержке заявки «ЭКСПО»: «Это не просто помощь, а решение, что 19 развивающихся стран в случае проведения выставки в Екатеринбурге смогут поучаствовать в ней бесплатно».
«В случае победы мы готовы провести саммит двух континентов здесь, - лазер Куйвашева снова сверкнул по макету. - Ведь граница Европы и Азии проходит как раз по этому мосту [еще не построенному через пруд]». Эти слова заметно зацепили Жозе Баррозу, который еще на заседании говорил о Екатеринбурге, как окне Европы в Азию. Глава Еврокомиссии улыбнулся и закивал.
«В Екатеринбурге работают не десятки - сотни стран ЕС», - приводил финальные аргументы Путин. «Это третий город в России по количеству дипмиссий», - дополнял Куйвашев. После презентации губернатор заработал дружественные рукопожатия от европейцев и покровительственный кивок удаляющегося президента - мол, экзамен выдержал.
«Все нормально?» - переспросил губернатор у своей свиты, которая тут же принялась его нахваливать. «Некрасов, опять все раскритикуешь», - обратился Евгений Куйвашев уже к корреспонденту «URA.Ru». Но мне и придраться, в общем-то, не к чему.
За последние сутки губернатор имел, как минимум, три встречи с президентом. Но тет-а-тет по дороге из аэропорта (по слухам, говорили о политической ситуации в городе) и на крыльце дома Севастьянова (о благоустройстве Екатеринбурга) не были так важны, как это публичное выступление. Источник «URA.Ru» в администрации губернатора рассказывает, что Куйвашев неделю готовил речь, знакомился с интерактивным макетом. В итоге, показал президенту, который, замерев, слушал спич, свои возможности лоббиста, а лидерам ЕС дал пищу для размышления.
Сразу после Владимир Путин закрепил результат. Брифинг, завершающий саммит, Путин закрыл словами о заявке «ЭКСПО»: «В заключение хотел бы поблагодарить наших гостей за прямую поддержку кандидатуры Екатеринбурга в качестве столицы «ЭКСПО-2020», имея в виду, что это все-таки промышленный регион России. Комиссия не голосует [за заявки на выставку], конечно. Но не будем забывать: десятки, если не тысячи предприятий стран Евросоюза работают не только в Екатеринбурге, но и во всем уральском промышленном регионе». Ван Ромпей и Баррозу встретили уверенное заявление Путина улыбкой.
Брифинг проходил в зале администрации губернатора. На сцену, где обычно первые лица области вручают награды и выступают коллективы Театра эстрады, поставили три трибуны. Фон обтянули растяжкой со звездно-триколорной эмблемой саммита. Исторический момент - со времен БРИК и ШОС в 2009 году (а, может быть, вообще никогда) в этих стенах не обсуждали ситуацию на Ближнем Востоке, однополые браки и Женевскую конференцию по Сирии.
Но каждый из этих вопросов из повестки саммита - раздолье для неполиткорректного юмора Путина, который на публике не стесняется показаться нарочито грубоватым. Президент одобрил скорейший созыв второй Женевской конференции по Сирии, но тут же добавил. «Телеканалы показывали, как члены сирийской оппозиции съедают внутренние органы своих убитых врагов. Надеюсь, что таких участников переговоров в «Женеве-2» не появится. Иначе мне будет трудно обеспечить безопасность российских участников, равно как и трудно будет принять участие в работе с такими людьми», - смеялся сам президент и большая часть зала.
А дипломатичные европейские лидеры, готовые к специфическому путинскому юмору, даже не переглянулись. Вообще, единственная фраза Ван Ромпея, которая заставила улыбнуться - его неловкая попытка поприветствовать Путина на русском: «Уважаемый господин президент».
Путин терпел протокольные речи своих сдержанных партнеров, переминаясь с ноги на ногу, как спринтер перед стартом.
Вне очереди из зала подскочила пожилая испанская журналистка (непонятно из какой газеты - ее русский оставлял желать лучшего). Женщина была возмущена несправедливостью: к сирийской оппозиции Путин относится снисходительно, а на российскую устраивает гонения. «Вы говорите, они агенты других государств», - спорила журналистка с Путиным на его родном языке. Начальника пытался выгородить пресс-секретарь Дмитрий Песков («не делайте заявлений - задавайте вопрос»), но Путин не мог не принять вызов.
«Если [эмигрировавший экс-ректор Российской экономической школы] Сергей Гуреев возвращается в Россию, если нет оснований, то никто не будет сажать его в тюрьму. Что касается наших НПО - сравнили божий дар с яичницей. В огороде бузина, а в Киеве дядька. В санкциях по НПО говорится о раскрытии финансовой информации. Они должны заявиться иностранными агентами, если получают деньги из-за границы».
Многие журналисты, получившие несколько сенсационных цитат Путина, играющего мускулами, даже отбросили наушник с переводом речей скучных европейцев. Российский президент ответил на вопрос по однополым бракам - и снова странная шутка, противоречащая серьезной части заявления: «Достали меня, куда не приедешь - везде флагами машут. У нас либеральное законодательство, никакой дискриминации. Мы признаем людей всех предпочтений, приветствуем их на любом уровне, - в это время кто-то из зала прошептал фамилию Сурков. - Важно проявлять меньше агрессии и выпячивания, - тут же Путин прокомментировал слухи, но не о бывшем вице-премьере. - Законопроект о запрете на усыновление для однополых семей я не видел. Но если парламентом страны будет принят такой закон, я его подпишу», - президент фактически дал старт новой «запретительной» инициативе госдумцев.
Напоследок Путин великодушно дал слово журналистке, которая тянула руку уже после последнего вопроса: «Девушке нельзя отказывать». Правда, вопрос был о ториевой энергетике и авиастроении, поэтому Владимиру Путину пришлось вновь перейти в серьезное русло, которое не покидали его партнеры.
Самолюбование альфа-самца, который еще в полдень приехал с насморком, оказалось сюрпризом лишь для свердловских очевидцев - журналистов и даже чиновников, неизбалованных визитами президента. Наблюдатели, привыкшие к причудам российского лидера, удивлялись другому - как в шутках и серьезных речах Владимира Владимировича лейтмотивом проскальзывала тема всемирной выставки. Даже заседание саммита Путин открыл словами о Екатеринбурге: «Этот город динамично развивается и претендует на проведение «ЭКСПО-2020».
Как поделился знакомый кремлевский аппаратчик, Екатеринбург поэтому и стал площадкой саммита, чтобы Москва продемонстрировала миру возможности города. А уральским элитам - уверенность: даже в условиях опалы правительства Дмитрия Медведева, борьба Екатеринбурга за «ЭКСПО» останется в приоритете. На тему заявки Путин даже ни разу не пошутил - хороший знак.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!