«Это может превратиться в социальную катастрофу, масштабнее, чем с вкладчиками сберкасс»
Политическая постановка с отставкой главы РЖД Владимира Якунина и назначением на его место Александра Мишарина не закончилась. Эмоционально пострадавшая сторона выжимает из случившегося по максимуму: накануне в Госдуме прошли парламентские слушания по проекту строительства высокоскоростных магистралей. Каждый уралец знает: блистать на них должен Александр Мишарин — идейный вдохновитель проекта. Но ему пришлось лишь подыгрывать. Посмотреть на это собрали элиту: созывали срочно, люди бросали свои дела. Депутаты негодовали, проект едва не разнесли в пух и прах. Подробности — в нашем репортаже.
Если кто пропустил, накануне форума в Петербурге президента РЖД Владимира Якунина сначала «уволили», потом «вернули», а по итогам мероприятия Владимир Путин и вовсе сделал главе РЖД роскошный подарок и объявил, что распечатывает Фонд народного благосостояния и отдает 100 млрд рублей на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань».
Во вторник Владимир Якунин, его первый зам и несостоявшийся глава РЖД Александр Мишарин, вице-спикер Госдумы Александр Жуков, помощник президента Игорь Левитин проводили парламентские слушания в Госдуме по теме создания сети высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения. По формату получалось, что глава РЖД демонстрирует мускулы, укрепляет свои позиции на едва не потерянной экономической и политической площадке и убеждает депутатов и чиновников, что он не «хромая утка». Особенный упор в выступлении Якунина был сделан на «политическую волю» Владимира Путина, который решил-таки распечатать «национальную кубышку».
Удивительно, но при всем внушительном формате мероприятия, депутаты поглядывали на Якунина с недоверием и откровенно делились с корреспондентом «URA.Ru» своими политическими прогнозами: «Уволят его. Нет, Мишарина он, конечно, сбил. Но и сам Якунин этот миллиардный проект не будет реализовывать (речь идет о высокоскоростных магистралях)», — с каким-то злорадством предвкушал один из депутатов.
Александр Мишарин в это время сидел в самом углу президиума, разделяемый с Владимиром Якуниным двумя спикерами и, казалось, что действительно ни на что больше не претендовал. Во всяком случае, никакого участия в оживленной беседе своего шефа и помощника президента Игоря Левитина он не принимал.
В это время депутаты со своих «зрительских мест» в малом зале Госдумы обсуждали, что сегодняшнее мероприятие готовилось в спешке и всех вызвали в срочном порядке: так, сорвали губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, главу Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина — руководителей регионов, по территории которых будет проходить предполагаемая высокоскоростная магистраль. «Якунину нужно было просто сразу продемонстрировать, кто рулит проектом: и официально, и по факту» — рассказывает «URА.Ru» один из участников слушаний.
Глава РЖД вспомнил, как решение по проекту высокоскоростных магистралей с охватом не только городов России, но и Украины, было принято еще в 1988 году, в 2005 по плану уже все должно было быть создано. «Сейчас мы продолжаем дело предшественников, — с гордостью заметил Якунин. — Вы только представьте, к чему приведет создание скоростных электричек в радиусе 200 км от агломераций: люди смогут жить на своих территориях, но при этом работать в столицах, где платят более высокую зарплату», — казалось, что глава РЖД испытывает искренний восторг от такой перспективы, потому что в какой-то момент его речь начала напоминать стихи в прозе.
Это не скрылось от внимания и моего соседа — депутата комитета по транспорту Валерия Зубова: «Он что, поэт? Где цифры? Сумма дотаций из бюджета с учетом налогов? Как рассчитывается рентабельность проекта?» — почти выкрикивал со своего места парламентарий, но Якунина не так легко было отвлечь от его поэзии. Глава РЖД уже курсировал по высокоскоростным магистралям Франции, Японии, Германии, где, на его взгляд, очень успешно реализуются подобные проекты. Потом Якунин даже вспомнил далекую историю, как купцы скидывались деньгами и платили взятку, чтобы в их городе не прокладывали железные дороги для «страшных, чадящих машин». «Так они остались в стороне от экономической жизни страны, — сделал поучительный вывод глава РЖД. — А наш проект свяжет города-миллионники, регионы страны. Реализация ВСМ — это стимул для экономики. Уже сегодня нас обслуживают 19 отраслей, у нас есть заводы по производству локомотивов на Урале. И это только начало», — гордо рассказывал Якунин.
На карте в презентации, которую демонстрировали во время слушаний, действительно, все получалось очень красиво: от Москвы до Екатеринбурга — 8 часов, от Екатеринбурга до Челябинска — 3 часа, Казань — Екатеринбург — 3 часа. Впрочем, все эти планы рассчитаны на далекий 2030 год. И если на отрезок «Москва — Казань» деньги будут выделяться уже сейчас, то до Екатеринбурга еще непонятно по какому принципу будет идти финансирование.
Собственно, выступая следом за Якуниным, Александр Мишарин предложил собравшимся депутатам внести бюджетные поправки уже в этом году, чтобы выделить 16,2 миллиарда рублей на начало проекта. «Фантазер. Не будет этих денег. С Улюкаевым это не пройдет», — снова недоброжелательный шепот в зале от парламентариев и экспертов.
Первый вице-президент РЖД также предложил оптимизировать налоговую нагрузку на новый мегапроект: не вводить налог на имущество на структуры ВСМ, освободить от налога на прибыль бюджетные субсидии, восстановить ставку НДС. «Это же ударит по бюджету регионов. Какое тут развитие?» — снова с места спрашивает депутат Валерий Зубов. Но Алексанр Мишарин делает вид, что не слышит, и предлагает еще одну инициативу: законодательно установить упрощенное изъятие земельных участков по пути следования высокоскоростных магистралей.
Ему обещает в этом помочь первый зампред председателя комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству единоросс Мартин Шаккум: «Все, чем можем помочь — поможем. Нужно изъять — изымем. Разумеется, на законных основаниях. Это грандиозный проект, который коренным образом должен преломить нашу ошибочную экономическую политику, когда мы только копили и копили деньги, вместо того, чтобы тратить их на развитие. На заседание Госдумы я буду голосовать за то, чтобы финансирование проекта высокоскоростных магистралей шло в основном из госбюджета», — заявил он.
Такой поворот событий вдохновил и губернатора Нижегородской области, и руководителя госсовета Татарстана: они расхваливали свои регионы, описывали, как много дивидендов принесет им новый проект, указывали временные сроки:
Причем Фарид Мухаметшин связал свои ожидания высокоскоростных магистралей с «Экспо 2020» в Екатеринбурге. «Чтобы гостям было удобно добираться, и Россия выглядела достойно», — пояснил он, почему-то не учитывая тот факт, что в Екатеринбурге даже по планам к 2020 году никакой магистрали еще не будет. Впрочем, приглашенные на слушания эксперты в кулуарах были настроены и вовсе скептически: им не верилось, что к 2020 году ВСМ хотя бы куда-то дойдет — они вспоминали БАМ и рассказывали, что технологии долгостроев для России по-прежнему актуальны.
Самый ярый оппонент проекта депутат комитета Госдумы по транспорту Валерий Зубов, которому наконец на слушаниях дали слово, спросил у Якунина, как можно планировать в российских условиях на 30 лет вперед: «Вы вспомните историю 20 века, поделите ее на 20 лет. Можно ли было в
Вместо Якунина ответил помощник президента Игорь Левитин: «Я понимаю вашу тревогу. Такие проекты всегда вызывают настороженность. Вспомните, скоростные платные дороги: вспомните, сколько было критики и неверия. А сейчас уже и бизнес вкладывается в эти проекты», — попытался рассеять скепсис бывший министр транспорта. Но в зале уже все также шепотом вспоминали проект ГЛОНАСС, который теперь навязывают госучреждениям, потому что у частного сектора он не востребован. Все же попытки выступающих продемонстрировать успех и востребованность «Сапсана», как пример для будущих высокоскоростных поездов, упирались в другие аргументы. Если билеты на региональные направления будут стоить так же дорого, то в субъектах РФ у людей просто не будет средств, чтобы оплачивать проезд на ВСМ, и они по-прежнему будут предпочитать обычные поезда.
В то же время эксперты прогнозируют, что если мегапроект с ВСМ окажется нерентабельным, то под угрозой окажутся пенсионные накопления населения: так как финансирование проекта будет открыто из Фонда национального благосостояния, который сегодня устойчивый механизм формирования пенсионных накоплений. «Это может превратиться в более масштабную социальную катастрофу, чем история с обманутыми вкладчиками Сбербанка», — делится своими опасениями источник «URA.Ru» в Минфине.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!