«Чтобы Путин одобрил проект, ему придумали красивую историю для народа»
Сегодня Госдума объявит амнистию по экономическим вопросам. Сам проект расколол российскую власть. Источники агентства утверждают, президента России Владимира Путина обманули. Внесенный в проект пункт об обязательном возмещении ущерба — не больше, чем фикция, придуманная, чтобы успокоить широкие народные массы. «Возмещение невозможно: нет такого в уголовном праве», — возмущены депутаты Госдумы, раскрывашие обман бизнес-лобби. Как от Путина добивались нужного решения, сколько бизнесменов-уральцев выйдут на свободу и что будут делать силовики — в нашем материале.
Сегодня в России будет объявлена амнистия, и, по предварительным подсчётам, 5- 6 тысяч бизнесменов, осужденных за экономические преступления, могут выйти на свободу. Законопроект будет принят сразу в первом и окончательном чтении. Сама идея долго лоббировалась бизнес-сообществом, но не реализовывалась: против выступали администрация президента и правоохранительные органы. Согласованный проект оказался не жизнеспособным: в нем нет четкой процедуры амнистии.
По информации наших источников, самая идея выпустить предпринимателей на свободу для Владимира Путина была изначально психологически не комфортна. Поэтому в окончательном проекте примерные цифры амнистированных бизнесменов урезаны почти в десятки раз: сначала речь шла о 100 тысячах, сейчас только о шести. Сокращено также количество статей, под которым бизнесмены могут быть амнистированы.
Но главное — появилось почти невыполнимое условие: обязанность возместить экономический ущерб, нанесенный государству или коммерческому предприятию. Между тем, как рассказывают источники «URA.Ru» в Госдуме, такой процедуры в законопроекте не прописано и по факту никаких возмещений от амнистированных получить невозможно: их просто выпустят из тюрьмы. То есть президенту, по сути, протолкнули амнистию под ложным соусом условий.
Как рассказывают собеседники агентства, это было необходимо, чтобы помочь Владимиру Путину играть сразу на две аудитории: на бизнес, жаждущий либеральных послаблений, и на население с традиционной ненавистью к «олигархам». «Так он смог публично сказать: отпустим, но пусть сначала рассчитаются со своим долгами перед обществом или государством», — поясняет наш источник.
После Петербургского экономического форума, где Путин и презентовал амнистию, в Госдуме развернулась дискуссия: как выполнить волю президента, если для этого нет юридических механизмов. Для того чтобы экономический ущерб был возмещен, он обязан подтверждаться не уголовным процессом, а гражданским, который должен идти параллельно: при этом в большинстве случаев такого ущерба в судебных решениях гражданских судов нет.
В немногочисленной практике, когда оно существует, нерешенным остается вопрос: если человек уже сидит в тюрьме, попадает под амнистию, какова процедура инициирования возмещения ущерба? Снова гражданско-правовой суд, необходимость заявлений от потерпевших? А если это государство: как с точки зрения юридического процесса в этом случае будет организовано возмещение ущерба — подача иска, определения суммы ущерба?
То есть получается, что идея наказать амнистированных бизнесменов рублем — это фикция, необходимая для успокоения президента и общества. Сам Борис Титов на вопрос журналистов, как будет проходить процедура возмещения экономического ущерба, пояснил, что есть уголовное наказание, и есть гражданские иски. «Это разные вещи. Поэтому, если есть признание в гражданском правовом поле, допустим, невыполнение контрактов и обязательство возместить ущерб за невыполнение контракта. Это не значит, что человек должен привлекаться к уголовной ответственности. И если он привлечен, значит, его надо амнистировать. Вот такая логика. То есть гражданский правовой — это одна история. Уголовный — другое. Да, мы должны наказывать тех, кто не выполняет обязательства по контрактам, которые не наносят ущерб своими действиями, экономический ущерб другим людям или своим контрагентам, но в уголовном плане их наказывать совершенно необязательно, потому что это абсолютно экономические споры», — расшифровал он юридические тонкости в интервью «Эхо Москвы».
Из слов омбудсмена получается, что и вовсе нет никаких условий: бизнесмены в любом случае выходят на свободу, а экономические вопросы решаются уже в другом гражданско-правовом суде. Депутат Госдумы, юрист Владимир Соловьев считает вариант, который будет рассматривать парламент, крайне сырым: «Это же какой-то популистский торг: амнистия предусматривается только для тех бизнесменов, которые возместят экономический ущерб, нанесенный государству. А как быть в отношении тех людей, которые сейчас под следствием находятся? И получается, чтобы попасть под амнистию, им нужно признать факт преступления для выплаты ущерба. Я не представляю себе, как это будет происходить. Нет законных механизмов.
За всю историю советской и российской юриспруденции я такой амнистии не знал, которая проходит под условием: сначала возмести, а потом мы тебя амнистируем. Если президент не был готов к ней, то и не надо было вносить проект в Госдуму. А сейчас, получается, устроили на экономическом форуме показательную акцию для международного сообщества. А настоящих результатов не будет».
Эксперты, которые работали над проектом, называют эту амнистию беспрецедентной в истории России. Но у бизнеса также к ней много вопросов, среди политиков: скепсис и недоверие. В региональных элитах — полное непонимание: как вписаться в этот красивый либеральный жест президента. Местные правозащитники пытаются рассчитать свою долю «амнистированных», но пока безуспешно. «Для них — это как вытянуть лотерейный билет, никто ведь сейчас не понимает технологию этой амнистии. В России это, пожалуй, первая юридическая акция такого масштаба. Но все как всегда очень быстро принимается: и не ясно, кому удастся проскочить в эту квоту. Я бы посоветовал региональным властям и правозащитникам поторопиться, что пролоббировать интересы своего бизнеса» — советует «URA.Ru» источник в Госдуме.
Между тем на Урале вытягивать лотерейный билет не торопятся: никаких директив из центра не поступало, неофициально ведется работа среди местных отделений «Деловой России», но гарантий, что эти данные будут учтены, нет. Как бизнесменов уже успели подсчитать по головам, и решить, что эта цифра достигнет
«У меня ощущение, что цифра в шесть тысяч взялась из потолка: сначала речь шла о 13 тысячах, а после поправок президента Титов заявляет о шести: видимо, просто поделил пополам» — рассказывает один из экспертов, работавший над проектом амнистии. По его словам, она еще очень сырая, много спорных вопросов и размыта целевая аудитория законопроекта. «Я думаю, это будет проходить так: первую сотню сделают показательной: попытаются включить туда более ли менее известных бизнесменов, чтобы растиражировать на иноСМИ. А дальше все будет, как обычно в нашей правоохранительной системе: кто успел, тот и съел», — делится своим скепсисом юрист.
В Тюменской области «URA.Ru» честно признались, что также не анализировали еще статистику по привлеченным к уголовной ответственности бизнесменам на территории региона: «Закон ведь еще не принят. Мы еще даже о процедуре представления информации пока ничего не можем сказать», — рассказывает тюменский бизнес-омбудсмен Лариса Невидайло.
Напомним, что постановление об амнистии будет приниматься 2 июля сразу в одном чтении: в ЛДПР уже заявили, что будут голосовать против, коммунисты и справедливороссы требуют внесения поправок и доработки документа. Но как сообщают источники «URA.Ru» в Госдуме, проект примут в первоначальном президентском виде без доработок и исправлений.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.