«Да мы просто зарежем курицу, несущую золотые яйца»
Тема привилегированного положения нефтянки в экономике России и Югры вновь всплывает в окружной повестке. Задали ее депутаты, посчитавшие чрезмерными ежегодные
Забрать и поделить
В Югре за последние годы наблюдается некоторое падение бюджетных доходов по налогу на прибыль организаций — основному для нефтедобывающего региона, а также составляющему более 10% федерального бюджета. Такие выводы прозвучали в ходе недавно прошедшего круглого стола по теме совершенствования налоговой политики округа и мер, которые необходимо принимать правительству для стабилизации ситуации. Опасения экспертов вызывает тот факт, что в связи с неуклонно падающей добычей «чёрного золота» налог на прибыль организаций за 2012 год составил 74,4 млрд рублей — на 2,8% меньше, чем в
Нивелировать или хотя бы ограничить темпы снижения добычи в своё время должны были налоговые льготы для нефтяных компаний всех уровней, направленные на сохранение уровня добычи за счёт снижения ставки налога на прибыль организаций. Законопроект по фундаментальным преференциям для нефтяников был принят ещё в 2004 году, ежегодно из бюджета региона в результате его реализации выпадает от 20 до 25 млрд рублей, однако видимого эффекта от льгот нет — добыча как падала, так и падает, а казна по-прежнему продолжает терять деньги, которые можно было бы пустить на благое дело.
Именно с таким заявлением, прозвучавшим в ходе круглого стола, готовы выйти на очередное заседание думы Югры депутаты фракции ЛДПР. Либерал-демократы считают: проект по предоставлению нефтяникам обширных налоговых преференций доказал свою несостоятельность и в последние годы лишь поглощает потенциальные доходы округа.
«Расчёты показывают, что льготы себя не оправдали, их надо отменять. В законопроекте по преференциям был ряд целевых показателей: достижение определённых объёмов по геологоразведочным работам, создание рабочих мест в отрасли, рост инвестиций в основной капитал — практически не один из них не выполнен. Тенденция ведёт только к снижению», — заявил в разговоре с корреспондентом «URA.Ru» депутат от ЛДПР Александр Дроздецкий.
Он подчёркивает: определять льготы для нефтяников как крупнейших налогоплательщиков страны — прерогатива федеральной власти. «Тот же Сургутнефтегаз занимается добычей и в Якутии, и по всей России, но получает льготы на налоги только в Югре», — приводит Дроздецкий в качестве примера компанию Владимира Богданова, славящуюся своим осторожным отношением к освоению новых территорий.
Риторику коллеги по партии поддерживает зампред Тюменской областной думы Владимир Сысоев, также пекущийся о нефтяных деньгах Югры. «Эффект от льгот должен был привести нас к росту добычи. Что мы получили в итоге? Тот факт, что объёмы ежегодно уменьшаются почти на 2 млн тонн. У нас сегодня нет полного понимания, насколько эффективно нефтяники используют освобождённые от налогов деньги, нет полного контроля над целевым их использованием», — отмечает Сысоев.
По мнению тюменского депутата, отражающего позицию партии всей области, налоговые преференции для нефтяников в ХМАО должны быть ликвидированы. Высвободившиеся средства Владимир Сысоев предлагает пустить на социально-значимые льготы для населения, в частности — возвращение в регион звания «Ветерана труда». «Сегодня для этого статуса надо получить множество государственных наград. Мы же предлагаем присваивать его людям, которые по
Если правительство региона всё же решится на ликвидацию принципиальных для нефтянки преференций, то, по мнению тюменского депутата, «ничего страшного не произойдёт». «Нам нужно активизировать работу федерального правительства, к примеру — по возвращению налога на восполнение минерально-сырьевой базы, он был эффективным. Тогда у нефтяных компаний появится прямой интерес в развитии ГРП и увеличении добычи. Нужно выстраивать трёхсторонние отношения между округом, нефтяниками и Министерством природных ресурсов. Сегодня же мы видим, что нефтяникам в плане инвестирования средств Югра уже не интересна, несмотря ни на какие льготы. Роснефть вкладывается в развитие в Красноярском крае, ЛУКОЙЛ — за рубежом, Сургутнефтегаз — в Якутии. Вывод — эффекта от предоставленных преференций в округе просто нет, всё это идёт лишь на извлечение дополнительной прибыли для компании и её акционеров. Нужно находить компромисс и принимать те меры, которые действительно будут работать», — подчёркивает Владимир Сысоев. Иначе, добавляет он, в округе так и будут сокращаться рабочие места в отрасли и поступления в бюджет. «В результате мы придём к мёртвым городам и социальному напряжению», — резюмирует тюменский депутат.
Учите матчасть, господа
С заявлениями коллег из представительной ветви власти категорически не согласен глава департамента экономического развития Югры Павел Сидоров, курирующий налоговую политику округа. По его словам, главным критерием для получения льгот по налогам выступает именно инвестирование компаниями средств в основной капитал на территории округа. «Этот момент прекрасно администрируется, эффект есть. Инвестиции растут как по финансовым, так и физическим показателям, в том числе на геологоразведку. Это мы видим объективно. Раз растут — значит, льготы действуют. В целом за 2012 год нефтяники вложили в развитие на территории округа 428 млрд рублей — это на 20 млрд больше, чем в
Чиновник добавляет — сегодня темпы падения добычи в Югре ежегодно составляют
В ответ на заявления о ликвидации льгот главный экономист региона замечает, что в целом сегодня наблюдается позитивная динамика по большинству направлений. «Если мы сегодня ослабим внимание к нефтянке и уберем льготы, как это предлагают депутаты, то завтра не увидим никакого эффекта. Всё будет нормально. Завтра будет нормально, послезавтра. Но на третий день начнутся необратимые процессы в отрасли, которые будут нарастать как снежный ком. Добыча рухнет, малые месторождения встанут, геологоразведка встанет. Всё это — от популистких решений подобного рода. Ну, проедим мы эти 20 миллиардов, дальше-то что? Курочку, которая несёт нам золотые яйца, мы зарежем, это очевидно. Прежде чем делать такие заявления, сначала пообщайтесь с компаниями и специалистами, нельзя так с потолка ведь брать и говорить. Всё равно, что спросить — зачем мы проводим дни города? Лучше деньги уж пенсионерам раздать», — сокрушается Павел Сидоров.
Чиновник подчёркивает: на состояние топливно-энергетического комплекса в России, чутко реагирующего на любые моменты, сегодня влияет множество факторов. «Федеральные органы, законы, внешнеэкономическая ситуация, цены на нефть, состояние энергетики в мире — всё это в последнее время в основном влияет на ТЭК негативно. Давайте ещё мы подключимся со своей стороны, чего уж», — добавляет директор департамента экономического развития.
«Первым лучом света в тёмном царстве» Павел Сидоров называет принятый буквально на прошлой неделе законопроект по обнулению ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) для трудноизвлекаемых типов нефти. В случае с Югрой он относится в первую очередь к баженовской свите — глубоко залегающим глинистым отложениям, запасы нефти в которых оцениваются специалистами в объёмах от 20 млрд тонн. К примеру, рассказывает чиновник, только на балансе Сургутнефтегаза сейчас находится около 350 млн тонн трудноизвлекаемой нефти.
«Вот этот лучик — он первый за многие годы. Нефтяники много лет твердят о том, что надо менять сам принцип налоговой системы для компаний — она неповоротлива и не даёт им развиваться. Вопрос ещё в 2008 году поднимался, тогда же было поручение премьера Путина к Министерству экономического развития — подготовить эти изменения. Прошло пять лет, вопрос так и завис. А ситуация, когда нам нужно принципиально менять налоговую систему для нефтяных компаний, давно уже назрела. Сейчас, конечно, невозможно сказать, кто и сколько будет добывать в ближайшем будущем. Процесс только начался, но курочка, как известно, по зёрнышку клюёт», — резюмирует Сидоров.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!