«Этих добровольцев — 1 миллион, и всем нужны деньги! Слышал бы нас Минфин!»
Ханты-Мансийск заполнен спасателями до предела — в округ съехались главы практически всех региональных управлений МЧС России, руководство самого министерства и представители профильных ведомств субъектов федерации. Высокое московское начальство заняло гостей Югры обсуждением наболевших проблем вроде финансирования, а выступление одного из генералов было столь искрометным, сколь и разгромным. Что делают в ХМАО спасатели со всей России, сколько добровольцев нужно свердловчанам для борьбы с пожарами, кто поминал Ленина и царскую Россию и куда ездят на казенных мотоциклах дагестанские спасатели — в материале «URA.Ru».
Награды и знамёна
В среду в Ханты-Мансийске стартовал всероссийский учебно-методический сбор руководителей региональных управлений МЧС России, а также их коллег из профильных органов исполнительной власти субъектов. Округ был выбран не случайно, а благодаря своим заслугам и достижениям в деле спасения человеческих жизней — об этом в ходе работы заявил первый замминистра Сергей Шляков, руководивший всем процессом. Мероприятие оказалось довольно масштабным: в ХМАО съехались спасатели практически из всех регионов страны и высшее руководство министерства — не хватало самого министра Владимира Пучкова. Ему, впрочем, было не до того: он лично борется с наводнением на Дальнем Востоке.
Сам сбор разбит на две части. В ходе первого дня участники посетили ряд объектов, относящихся к системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций округа, оценили городок жизнеобеспечения для эвакуированных граждан (которым после долго восхищались все, кому не лень), а после отправились в концертно-театральный центр «Югра-Классик» для непосредственной работы. На входе спасателей хлебом, солью и бутербродами с местной рыбой приветствовали представители коренных малочисленных народов округа в национальных одеждах, в ожидании гостей едва не падающие от жары.
Присутствовавшая на открытии сбора губернатор Наталья Комарова не преминула рассказать гостям о достижениях округа в сфере предупреждения ЧС. Она заявила, что на перевооружение всех служб за последние годы Югра направила 2,5 млрд рублей. «Результат — на протяжении нескольких лет у нас самый низкий на территории УрФО показатель гибели людей на пожарах в расчёте на 100 тыс. человек и
15 тысяч добровольцев
Шляков, открывая совещание руководителей, сказал прямо — выступать с традиционными докладами и слушать их ему не хочется, лучше устроить обсуждение в формате «круглого стола». И с ходу обозначил главные темы для разговора: пожарный надзор как эксперт-оценщик рисков для страховщиков, добровольные пожарные дружины, затянувшееся на слишком долгое время внедрение в регионах единого номера 112 и взаимодействие с общественниками, занимающимися безопасностью жизнедеятельности людей.
Первый замминистра, в частности, рассказал, что в сентябре в Сибири (где конкретно — не упомянул) пройдёт слёт пожарных, где будут приняты решения по расширению полномочий добровольцев-пожарных. Также он напомнил, что 12 августа в силу вступил закон о едином номере 112 и посетовал на то, что, несмотря на полную готовность общества к пользованию им, далеко не все регионы сегодня эту возможность могут предоставить. Ещё один неприятный момент — отсутствие финансовой поддержки для общественных организаций, занимающихся защитой населения от ЧС. «У нас ни одна подобная организация в России не имеет финансовой поддержки и не получает никаких грантов. Вопрос сейчас прорабатываем, будем выходить на конкурсы, чтобы люди эти деньги получали», — заявил Сергей Шляков, предложив перейти к обсуждению.
«Только желательно помимо озвучки проблем предлагать пути решения... а в ответ тишина. Я, может, сильно высоко сижу?», — с иронией спросил он у собравшихся. Молчание затягивалось, однако слово всё-таки взял директор департамента общественной безопасности Свердловской области Александр Кудрявцев.
Он сразу же заявил: концепция, принятая МЧС по добровольцам-пожарным, не совсем логична по планам и составам дружин. «Это дутые цифры. У нас по области, к примеру, — 15 тысяч добровольцев. Зачем столько, какие задачи они выполняют? На обеспечение одного со всеми выплатами, страхованием, подготовкой, медицинским освидетельствованием, обучением выходит 5 тысяч рублей. Это не всякий бюджет потянет. Нам добровольцы нужны там, где нет пожарных — в малых населённых пунктах, в сёлах. Правительством принято решение — содержать 1936 добровольцев, мы их материально стимулируем, в бюджете заложено ежегодно 10 млн рублей. До 2020 года увеличим ещё на 500 человек и добьёмся 100%-ного прикрытия 1914 населённых пунктов пожарной охраной», — рассказал Кудрявцев.
Представитель Свердловской области также отметил, что субъектам сегодня не удаётся выполнить задачу по внедрению системы 112. «До 2017 года — слишком долго. Если закладывать финансирование 50 на 50 от федерации и регионов, то субъекты тут проиграют. Надо чётко знать, сколько и на что мы получим, а сейчас никаких расчётов быть не может и процесс затягивается. Нас указ президента обязал это сделать до конца года. Но так не выйдет: в июне изменилось законодательство, полномочия перешли субъектам, его надо менять, Думы на каникулах, финансы не заложены — поэтому указ мы не выполним. И что будем говорить друг другу в декабре — я не знаю», — подчеркнул Александр Кудрявцев.
Коллегу поддержал и.о. министра общественной безопасности Пермского края Юрий Михайлов. Он рассказал, что правительство региона определило для себя численность добровольцев-пожарных — 968 человек. На них же было заложено финансирование. «Но после принятия концепции появляется цифра в 14 тысяч человек, и её надо выполнять. В крае пошли по принципу перевода муниципальной пожарной охраны в добровольную. А она требует финансирования примерно на 20% больше, к тому же появилась проблема лицензирования деятельности. Я считаю, что пошли не по тому пути», — заявил Михайлов.
Сергей Шляков, впрочем, к критике отнёсся спокойно. Он, в частности, заявил, что число добровольцев-пожарных в регионах можно будет корректировать в будущем, однако для этого нужно решение конкретного лица, отвечающего за пожарную безопасность субъекта. «Если вы отвечаете перед обществом за выполнение своих функций, то я думаю, что это будет сделано», — заявил первый заместитель министра МЧС, после чего извинился перед участниками и на время покинул президиум заседания. Руководить процессом остался заместитель министра Александр Чуприян. И вот его-то выступление и стало самым ярким.
Бенефис генерал-полковника Чуприяна
«Мне весьма симпатично, что вы пользуетесь ленинским лозунгом „Лучше меньше, да лучше“, — первым делом заявил он участникам, взяв слово. — Сегодня наши начальники главков вписали всех своих родственников, родственников родственников, всех детей и знакомых и выдали всё это за добровольчество. И красиво отчитались. И мы таким образом их набрали более 1 миллиона. Слышал бы нас сейчас нас Минфин. Он бы вдвое предложил сократить федеральную группировку, раз уж мы за год собрали около миллиона добровольцев. Надо „резать“ федералов, зачем они нужны, и делать, как в Австрии — там только 3% федеральные пожарные, остальные — добровольцы». Правда, и содержатся волонтёры там куда лучше.
По словам Чуприяна, Россию и любую другую страну прикрыть государственной пожарной охраной по полной сегодня без добровольческих дружин невозможно физически. «Этого не потянет ни одна мировая экономика. Надо искать возможность. Надо вернуться исторически — одно из лучших добровольных обществ мира было в царской России. У нас учились немцы, а теперь они нам диктуют — в Германии около 1,3 млн добровольцев. У тамошней молодёжи дурным тоном считается не вступить в какое-либо добровольное общество: техническое, медицинское, пожарное — да я там запутался в них!» — подчеркнул представитель МЧС.
Александр Чуприян уверен: стране сегодня насаждать именно такую атмосферу на территориях, чтобы не повторять ошибки прошлых лет. «У нас в 2010 году полыхала вся страна. Я работал в трёх субъектах, и больше всего меня поразила, просто наповал убила Московская область. В автобусе эвакуируем население в ночь, когда идут шлейфы огня по 5 километров, внутри сидят мужики по
Спасатель подчёркивает: в стране сегодня откровенная проблема с «настоящими мужиками». «Были бы в стране мужики кругом, то и страна бы другая была. Я вас очень прошу — вы на это нацельтесь. Работа многогранна, никаких блицкригов, которые вы сегодня мне показываете, быть не должно. Поэтому, уважаемые начальники, хорош мне тут каблуками щёлкать. Меня тошнит уже, у меня токсикоз непреходящий от ваших победоносных докладов», — прямо заявил он собравшимся.
Следом заместитель министра прошёлся по понятиям технического регламента, диктующим определённый срок прибытия пожарных на место возгорания в населённых пунктах. «Такое чувство, что только председатели комиссий по ЧС понимают, что это такое. Сейчас объясняю вам, со звёздочками — и только попробуйте хоть раз ещё что-то сказать в моём присутствии. Технический регламент — требование по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городах, требование к их зданиям. Это не требование к личному составу управления прибыть куда-то за 10 минут — это даже Москва выполнить не сможет. Это требования к размещению, архитектурным и планировочным решениям. Нам надо построить по стране здания так, чтобы в течение 10 минут пожарные приезжали в городах и за в течение 20 минут в сельской местности», — пояснил Чуприян. Впрочем, добавляет, в настоящее время это требование не выполняется повсеместно, а сам вопрос может быть решён только за счёт добровольцев — ни у одного субъекта денег на это не хватит. «Вы мне сейчас напоминаете революционеров, которые в одной стране пытались построить коммунизм. Понасажали каких-то офицеров с секундомерами, которые пытаются что-то контролировать и только уздечки рвут», — в сердцах добавляет спасатель.
Дальше — больше. Отдельной темой в эмоциональном выступлении заместителя министра стала работа МЧС с ДТП. Он пояснил: спасатели сегодня в основном едут по вызовам с погибшими или травмированными. «Есть отдельные регионы, где едут по всем вызовам, а есть те субъекты, где дела в три раза хуже. Вот в Северо-Кавказском региональном центре дела — дрянь. И они не реагируют никак на это, не работают с ГИБДД. А там ведь ваши родственники могут оказаться, друзья. А вы не едете. Вы должны донести до людей, чтобы они вызывали нас. Если вы уж получаете анализ обстановки по ДТП, то потрудитесь прочитать хотя бы раз в три месяца. Ну только слепой и глухой, прочитав, не станет искать там себя и задавать вопросы — где тут я нахожусь, почему так, почему в нашем субъекте такое происходит? Вот если это „почему?“ прозвучит, то вы ещё не потеряны для общества», — сокрушается представитель министерства.
В качестве примера правильной работы он привёл Приволжский региональный центр и его начальника. «Он честно говорит — 910 человекам оказана помощь, из них спасены 53. Снимаю шляпу. „Оказана помощь“ и „спасено“ — это совершенно разные вещи. А вот Центральный региональный центр просто вагонами людей спасает. Вот сегодня у них произошло 512 ДТП. Спасено 533 человека. По статистике МВД, в каждой машине находится 1,2 пассажира. И вот в Центральном региональном центре МЧС 512 раз среагировало и всех до единого спасло», — подчёркивает Александр Чуприян.
Он добавляет: спасённый — значит деблокированный, тот, кого реально достали из автомобиля. «Мне в МВД говорят после таких докладов: „хватит уже чудить, по третьему кругу всю страну спасли“. А я каждые три месяца вам посылаю эту книжку (говорит о статистическом сборнике по ДТП, выпускаемом МЧС раз в квартал). Изгаляюсь — фотографию такую, этакую, поле зеленое, красное. Вам сюда открытки вклеивать поющие? Ну вы хоть чуть-чуть себя почувствуйте управленцами, спасатели вы мои великие. Вы и меня уже наверное спасли, я же тоже водитель. Пожалуйста, наведите порядок. У вас такой низкий коэффициент реагирования, потому что общество вам не верит, потому что не знает, что МЧС тоже ездит на ДТП», — заявляет заместитель министра.
Апофеозом в искромётном выступлении Юрия Чуприяна стало разбор полётов по использованию спасателями мотоциклетной техники. «У нас было 10 мотоциклов. Думаете, за них кто-то дрался, очередь выстраивалась? Чёрта с два. На Северном Кавказе прозрели, говорят: „Отдаём два в Дагестан“. Ну-ка, скажи — зачем тебе два мотоцикла (обращается к представителю МЧС республики — ред.)? Только честно. Если не честно, то ты и на чём-то другом можешь за покупками можешь сгонять (собеседник отвечает, что в некоторые горные районы можно добраться только на мотоцикле — ред.). А ты по горам собрался на них ездить, в кишлаки. Ты уж лучше сядь», — поддел Чуприян дагестанских спасателей. В качестве примера грамотной работы с использованием мотоциклов он напоследок привёл спасателей Краснодара, которые, разбив город на четыре сектора и работая парами, тушат 25% горящих автомобилей в ДТП.
В ходе работы сотрудники МЧС обсудили ещё множество рабочих моментов, однако их можно оставить за кадром. Завтра спасателей ждёт главная часть работы — сдача зачётов по профессиональной подготовке, а также турнир по стрельбе. Однако, думается, там подобные уже присутствовать не будут.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!