Яков Силин: «Авантюристы, шпана и детвора — мне не конкуренты»
Яков Силин утверждает: мэр не бесправен, если это он. К весу спикера Гордумы — свадебного генерала — «область» готова добавить кресло в правительстве, неразграниченные земли и программу «Столица». «Официальный» кандидат в мэры Екатеринбурга свободно откровенничает — он пообещал «URA.Ru» «ответить на все вопросы кроме глупых». И сдержал слово. Таких заявлений от Якова Петровича вы еще не слышали! Смелые разговоры об уроках Болотной, отставке Тунгусова и своем скверном характере — в интервью «URA.Ru».
Вице-губернатор и кандидат в мэры Екатеринбурга Яков Силин открывает дверь в свой кабинет, на ходу извиняясь за небольшое опоздание: «Была встреча с ветеранами. Спросите, как дела, я отвечу: белка в колесе — она на прогулке». Перед нами — скромный кабинет — у министров бывают больше и богаче. С портретов на стене над крутящимся креслом улыбаются Владимир Путин и Евгений Куйвашев. Край рабочего стола ровным слоем покрыт документами. На них — тарелка с яблоками. Для полного натюрморта Силин накидывает на вертящееся кресло пиджак: «В рубашке нормально?» И приглашает за стол совещаний, садясь во главе.
Во время беседы пока еще вице-губернатор намекнет: обратного пути у него нет. Однако победа в сложной кампании ему воздастся. К сохраненному «областному» функционалу добавится еще «городской». С такими рычагами, заверяет Силин, мэр не бесправен. Незадолго до решающего дня в своей судьбе Яков Петрович пообещал «ответить на любые вопросы кроме глупых». Слово сдержал. Мы говорили два часа напролет, поэтому читателям «URA.Ru» предлагаем сливки беседы — самые острые и неожиданные спецзаявления Силина.
О своем выдвижении
Сегодня я — наиболее подготовленный человек для управления городом. А другим кандидатам победа боком выйдет.
Кто заставлял идти в мэры? Меня тяжело заставить. У меня характер не самый лучший, на такое заставить нельзя.
Когда заканчивается рабочий день, я езжу по городу и смотрю. Чем завершают день люди, куда идут, где есть освещение, где пробки, где забиты дворы. Город набрал такие темпы развития, что с ними не справляется — нужна помощь области.
О команде губернатора
Не исключаю, что сохраню членство в правительстве, если это юридически возможно. У губернатора есть такое понимание: невозможно будет сделать юридически — так будет фактически. Но глава города будет совместно с руководителем области решать все вопросы. Когда сидишь за одним столом, проблем меньше.
Губернатор назначил меня заместителем руководителя градостроительного совета области. И я останусь им — даже если уйду туда [в мэрию]. Это значит, что вопросы неразграниченных земель Екатеринбурга будут решаться с руководством города.
Я останусь куратором программы «Столица». Евгений Николаевич [Порунов, нынешний глава] этим не занимался, поскольку завершает работу. С его опытом можно найти работу. К тому же, он — очень ровный, стабильный.
Я работал и в «городе», и в «области» — вот мое преимущество. Ясно, что интересы города будут стоять для меня на первом месте. Но я понимаю работу областного правительства, имею здесь выстроенные отношения — думаю, польза от меня будет. Ведь раньше проблемы Екатеринбурга не решались, потому что не было взаимопонимания руководителей. Отношения диктовались другими лицами.
Об оппонентах
Меня на встречах спрашивают: «Кто ваш конкурент?». Не хочу никого обидеть, но у меня их нет. Есть люди, способные в отдельных сферах. Но как управлять Екатеринбургом, не понимая приводных рычагов и делая только заявления? Не должно быть на месте мэра ни авантюристов, ни детворы, ни шпаны.
Впервые я стал спикером в 35 лет. Тогда было два сомнения: зачем мне все это надо и как я с этим буду справляться. Ответственность — гигантская, а за спиной — всего пять лет муниципальной жизни, военное училище и университет. Я боялся, что не справлюсь. Прошло 18 лет — мне и в кошмарном сне не снилось, как я начинаю работу без определенного опыта и образования. Сейчас бы с такими данными не пошел бы. И счастлив тот кандидат, который этого еще не знает.
Александр Бурков — депутат опытный. Знаю его «сто» лет. Но не нашел ответа, зачем он идет в мэры. И, сдается мне, он тоже не знает. Наблюдаю с интересом.
Глядя на кандидатов, у меня сложилось устойчивое впечатление, что они идут на выборы в отмщение. Кому мстить собрались? Учителям, врачам и соцработникам?
День пенсионера, думаю, будет курировать первый вице-премьер Владимир Власов. Пока праздник омрачают некоторые кандидаты. От моего имени они печатают приглашения в магазины, обещают скидки: приходи и бери, что хочешь. Пока мы утрясали этот вопрос, выяснили, что екатеринбуржцы требуют больше общественных бань. Значит, надо строить.
Болотная площадь возникла не сама по себе. Кроме работы наших друзей из зарубежья сказались и проблемы, накопившиеся в обществе. Одна из причин роста протестных настроений — с людьми не объясняются. А говорить надо.
Сегодня 20 мэров в России находятся под следствием. Классический пример — эксперимент с Ярославлем. Прежний руководитель Виктор Волончунас работал два десятка лет. И вдруг на протесте, по какой-то непонятной ошибке приходит неподготовленный человек. Результат — за год довел муниципалитет и прочно «подсел» на взятке. Судьба его понятна, а города?
Я бы предложил некоторым кандидатам работу в мэрии — ради эксперимента, чтобы они попробовали реализовать свои заявления. Конечно, приставил бы к ним надежных людей.
О кадровых вопросах
Гордума в новом созыве обновится процентов на
Сегодня была одна из встреч с избирателями. Я показываю на кандидатов в Гордуму от ЕР: «Вот я с ними иду». Попросил поддержать, назвал своей командой. Впрочем, пройти удастся не всем — будем работать и с представителями других партий. У нас есть общий приоритет — или вылетаем отовсюду, или получаем «ЭКСПО-2020». Уработаться хватит всем.
Согласен, непосредственно мэр может назначать лишь аппарат Думы. 18 лет назад в Гордуме не было аппарата. Был разодранный и непонятный зал заседаний. Даже окна не закрывались. А в кабинет спикера было не очень прилично заходить. Мы все создавали все с нуля. Когда я уходил, я сказал огромное спасибо аппарату и поклонился его работникам. Именно с ним Дума вышла на самый высокий уровень, а в 2003 году меня признали лучшим спикером в России. Какой аппарат сегодня — посмотрим.
Глава города может влиять на администрацию. Просто через более опосредованные рычаги. Надеюсь, знание этих рычагов и связи помогут выстроить эту работу. Кто будет готов работать с учетом моих требований и запросами жителей, тот останется. Шансы есть у всех. Например, команда губернатора. Год назад все были разогнаны? Практически все остались.
Отставка Тунгусова? Ни на какие конкретные личности я не хочу переходить, пока не выиграл.
О намерениях
Сентябрь и октябрь в Гордуме уйдут на протокольные вопросы. Далее — принятие бюджета, реализация программы «Столица», еще нужно заявку на «EXPO» выиграть. Но желание привести управление Екатеринбургом в понятный вид, думаю, есть у каждого. Поэтому постараюсь еще в этом году внести изменения в Устав города, завершив историю с «двуглавой системой».
Пока решения главы Екатеринбурга идут через представительный орган и посредников. Проходят великое множество регламентных норм — при хорошем раскладе вы потеряете
Столица России в Екатеринбурге? Как житель города не хотел бы этого. Зачем нам все то, что сегодня в Москве — пусть у себя разберутся. Но и с названием «третья столица» не согласен. Екатеринбург — центр России, особый.
В Железнодорожном районе есть поселок Палкино. Там проходят интересные археологические раскопки древностей, насчитывающих тысячителетия. Отметим
О принципах
Много лет назад я решил, что буду военным. И сегодня продолжаю служить государству. У меня ценности — отличные от других кандидатов.
Мэру нужно предъявлять пять цензов: нравственный, образовательный, возрастной, местный и имущественный. Имущественный: если ты хочешь управлять городом или депутатом — плати хоть рубль налога. Местный: нельзя избирать людей, которые здесь не жили. Как я могу заявляться на управление Сахалином? Нравственный ценз: как можно управлять городом, имея уголовное прошлое?
Компромат на меня искали и раньше. Но не нашли. Мой принцип — «не бери не свое».
Взятки мне раньше предлагали. Были такие суммы, что я мог лет 30 не работать. Сейчас даже никто не пытается.
О меньшинствах
Я вырос на юге Казахстана в Алма-Ате. Там кого только не было — для меня естественно жить среди людей других народов. А здесь не так что ли? Вот сейчас за столом сколько национальностей собралось, если покопаться? А теперь зайдите в школу на Сортировку. Какие у вас претензии к этим детям?
Я бываю в мечетях, бываю в синагогах. Смотрю на людей, общаюсь с верующими, священнослужителями. Они порой эффективнее, чем власти.
Храм Святой Великомученицы Екатерины стоял на площади Труда [поднятие вопроса о его восстановлении подкосило рейтинг экс-губернатора Александра Мишарина]. Рано или поздно он будет восстановлен. Эту традицию не сломать. Большой Златоуст восстановлен спустя 80 лет. Новое поколение сказало: надо. Не исключаю, что на площади 1905 года будет восстановлен огромный храм.
О славе
Со мной в лифт заходит пожилая женщина. «Тот самый? — пощупала. — Живой».
Работая во власти, ты вечно должен себя контролировать. По молодости, конечно, внимание приятно. Но я так хорошо жил 9 лет, когда уходил в тень. Тогда было спокойно!
О проигрыше
Все просто: если конкуренты победят — они будут руководить городом. Кого бы ни избрали — это будет их проблема, как они будут руководить. А наша проблема тогда — суметь выжить в городе.
Я не спрашивал губернатора: «Если я проиграю выборы, что вы со мной сделаете?» Это его право. Во власти таких вопросов не задают — понятно и так. Как карта ляжет [смеется]. Если боишься проиграть — не надо начинать игру.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!