«Его губернаторской должности ничего не угрожает»
Всю избирательную кампанию федеральный центр транслировал в Екатеринбург новую «реальную политику». На открытых и закрытых совещаниях повторялись слова о конкурентной борьбе. И вот — Евгений Ройзман одержал победу над кандидатом от «Единой России» Яковом Силиным. Это главное событие избирательной кампании — 2013. Какие будут последствия, свернет ли Кремль с дороги, на которую встал, чем Ройзман смог шокировать федералов, с «URA.Ru» поделился член Общественной палаты России Дмитрий Орлов. Он внимательно следил за всей избирательной кампанией в Екатеринбурге и лично встречался со всеми ее участниками.
— Евгений Ройзман победил кандидата от партии власти Якова Силина, которого поддерживал губернатор. Кто, на ваш взгляд, будет нести ответственность за это поражение? Евгений Куйвашев лично? Партия?
— Когда первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин проводил закрытую встречу с политологами, то по Ройзману был очевидный месседж: Кремль признает его законную победу. И никакого конфликтного сценария не будет. Никто из него заранее криминального нерукопожатного авторитета делать точно не будет. А что касается последствий для губернатора, то сейчас ведь предстоит формирование конфигурации городской Думы, и в этих условиях не стоит ожидать санкций. Я думаю, ничего не угрожает его губернаторской должности на этот переходный период. К тому же у Силина все равно убедительный результат, такое почетное поражение.
— Но и на выборах в городскую Думу «Единая Россия» не получает квалифицированного большинства. А по спискам вообще у партии власти 28%...
— Эти результаты были предсказуемы. И понятно, что победа одержана в условиях очень высокой конкуренции и жесткой битвы с оппонентами. Нет здесь угрожающей ситуации для руководства области.
— И все-таки странная складывается ситуация. Федеральный центр сейчас объявляет, по сути, о новой политической реальности, и Евгений Ройзман становится мэром Екатеринбурга. А все время до этого он был персоной нон-грата в политике. Причем не на региональном уровне. Так, например, в 2007 году, ему не дают выдвинуться от партии «Справедливая Россия» на выборах в Госдуму: его кандидатуру исключают на федеральном съезде. Потом похожая ситуация складывается в «Правом деле», когда Ройзман должен был войти в федеральный список партии на выборах в Госдуму в 2011 году. Что изменилось сейчас?
— Кремль занял очень разумную позицию: работать с победителями в конкурентной борьбе. Я встречался со всеми местными политиками от Силина до Ройзмана. Не нужно было просто рассчитывать, что за счет административного ресурса можно выиграть в последний день. Надо было брать пример с Андрея Воробьева, который действительно работал с людьми всю свою избирательную кампанию, он проводил встречи с избирателями по три раза в день. Нужны коммуникации с населением. Вот именно поэтому и Навальный смог мобилизовать весь свой электорат.
К тому же нужно было ясно представлять, каким именно будет переток электората, в случае если один из кандидатов сбавляет темпы кампании. Так, когда Бурков ослабевал, то можно было бы предположить, что голоса перейдут к Ройзману. Силин, Ройзман, Бурков — фактически шли ноздря в ноздрю. Но, надо сказать, что ни один из них не хотел быть мэром города. Ни у кого не было веры в победу. Ройзман вообще говорил о том, что идет для того, чтобы решить свои проблемы и проблемы своих товарищей с уголовными делами.
— Что дальше будет с Екатеринбургом?
— Мэр вашего города по уставу никакими значимыми полномочиями не располагает. Ройзман будет выстраивать политический интерфейс, он будет взаимодействовать со средами. Ведь Ройзман прекрасно понимает, что он, по сути, английская королева. Главная борьба сейчас начнется за назначение сити-менеджера. Но Ройзмана в этой борьбе не будет. У него пока нет управленческого опыта, и я думаю, он не будет бороться за полномочия.
И еще я надеюсь, что он не будет давать таких советов людям, как на своих встречах с избирателями. Я был свидетелем на одной такой встрече, когда граждане его спросили: «Как решить проблему, когда автомобили во дворах паркуются прямо на газонах?» А он ответил — это же ваши соседи, возьмите и разбейте им стекла. Вот таким поведением, я надеюсь, он не создаст проблем для инвестиционной привлекательности города.
А в целом, Ройзман протестный кандидат, выстреливший в финальной части. Не будет федеральный центр из-за этого предъявлять претензии областным властям. К тому же эта победа была в общем-то ожидаемой.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!