«А Баумгертнеру — туда и дорога. Вместе с Керимовым»
Березники — «город, в котором всё время что-то случается», с середины
— Вот для чего мы объединялись с белорусами, было понятно, а для чего разъединились — нет, — рассуждает черноволосый крепкий мужик средних лет. Это Алексей, шахтёр-калийщик. 15 лет подряд он каждый рабочий день спускается в забой, рискуя жизнью, потому что надо обеспечивать семью. У него трое детей, младшей и года ещё нет. А на «Уралкалии» самая высокая средняя зарплата в городе. Но теперь она может упасть, об этом все разговоры.
Кондукторша Елена Николаевна уезжать из Березников не собирается: привыкла
— Белорусы сейчас проиграли, вот и злятся, — говорит он. — Но думаю, что, в конце концов, это и на нас отразится. У нас же сдельная оплата труда, в отличие от начальства и вспомогательных служб. Недавно нас собирал начальник рудника, объявил, что с нового года поднимается план выработки — по подготовке на 15%, а так называемый «рубеж» до 55 тонн в месяц на человека. А сейчас 50. И так тяжело рубить, но... им же надо возместить это. Хотя директор рудника нас уверял, что падение цены за тонну на нашей зарплате не отразится. А что до смены собственников, ареста Баумгертнера — это всё очень далеко от нас. Ну, где они и где я?
— А что мне ваш Баумгертнер, — вторит шахтёру кондукторша Елена Николаевна в маршрутке, подвозящей нас к окраине города. — Мне всё равно, хотя я сама двадцать лет на
Маршрутка разворачивается посреди дороги: приехали. Конечная остановка теперь ближе, чем была ещё полгода назад, потому что весной площадь Решетова перерезала страшная трещина, и дорога для проезда закрыта.
Храм Иоанна Предтечи с
«По выходным едем подальше, — замечает водитель, — люди в храм идут». Единственный в городе храм Иоанна Предтечи оказался заблокирован выселенными и закрытыми для проезда районами, попасть в него можно только обходными путями через территорию того самого
На месте ДК «Калийщик» теперь только каменные обломки — ходить туда опасно
Теперь конечная остановка называется ДК «Калийщик», хотя на месте самого ДК только каменные обломки и остатки ступеней к колоннаде. Его снесли еще в самом начале, в
Напротив снесенного ДК продолжают жить люди
После ДК начинается выморочный район, где впору снимать кино типа «Сталкера». Выбитые окна, заросшие дворы, проржавевшие вывески на некогда красивых домах «сталинской» архитектуры с арками и лепниной. Проход к ним перегорожен липкой лентой с листочками-предупреждениями: «Опасно! Проход запрещён. Ведётся видеонаблюдение».
А в домах по другую сторону бывшего ДК и напротив люди продолжают жить.
На одной стороне жить еще можно, на другой — уже нет
— У нас трещины везде, в ванных комнатах, что прилегают к лестничной клетке, сплошная трещина с первого по третий этаж, — обрадованные возможностью высказаться, горячо начинают две женщины. Они соседки, обе из дома № 12 по проспекту Ленина.
— Когда трещина на площади появилась, сколько мы звонили, спрашивали: может, нам вещи собирать пора? Никто ничего не ответил, — говорит одна, представившаяся Людмилой Васильевной. — За все эти годы хоть бы кто в мою квартиру пришёл, посмотрел, спросил.
Трудно представить, но это — центр Березников
— Мы никому не нужны! — перебивает другая — Лиана Алексеевна. — Сказали, в списках на переселение 99 домов, а конкретики никакой! Я не могу добиться, переезжать или не переезжать, сижу как на вулкане. Я считаю, если я глава города, то я должна расписать, кто, когда, в каком году переезжает. Деньги отпускаются и тут же разворовываются! Когда прекратятся это воровство и враньё, не знаю!
Но и у тех, кто уже уехал из расселённых домов, мытарства ещё не окончены. Сначала жителей «карналлитовой зоны» переселили в спешно построенный район быстровозводимых домов «Усольский-2» на правом берегу Камы, часть из них позже переехала в достроенную там же блочную десятиэтажку. Но 53 семьи остались жить в «картонных домиках».
В эти быстровозводимые здания заселили обитателей опасных районов. Но позже в домах обнаружили формальдегид
После «формальдегидного» скандала выяснилось, что жить в них опасно для здоровья. И жильцов временно переселили в свободные квартиры в десятиэтажке. Прошёл год с тех пор. Пустой район зарастает травой (из 68 домов только в одном живёт семья, которая на свою беду приватизировала квартиру в отравленном доме и теперь судится с городской администрацией).
— Прописаны мы до сих пор в «формальдегидных» домиках, живём тут, — рассказывает одна из переселенок Ольга. — Коммунальные платежи платим половину за ту квартиру, половину за эту. Все надеются, что нас тут так и оставят, потому что (понижая голос) это жильё дороже, понимаете? Это нормальное, капитальное жильё, не то, что то — временное. Но решения нет, приватизировать квартиры мы не можем. Даже ремонтировать или двери менять запрещают. Если опять скажут куда-нибудь переселяться, люди поднимут бунт. Сколько ж можно? Только вы фамилию мою не пишите, ладно?
Некогда красивый район сейчас напоминает Сайлент-Хилл
Фамилии в Березниках чужим людям не называют. Мало ли что? Напечатают в газете, что ты против власти или «Уралкалия» (в Березниках это одно и то же), а тебя с работы попросят. Прецеденты были. И не так давно.
В 2010 году историка Сергея Кульбикова «попросили» с не слишком доходной работы преподавателя в бюджетном образовательном учреждении. А всё потому, что он осмеливался не только иметь своё собственное мнение по городским проблемам, отличное от рекомендуемого, но и публично его высказывать. «Я сам ушёл, для того чтобы хороший человек, наш руководитель, из-за меня не пострадал, — уточняет Сергей Иванович. — Но могу понять тех, кто боится, потому что найти в Березниках более-менее приличную работу трудно». С тех пор ушёл в бизнес, «на вольные хлеба», чтобы в дальнейшем ни от кого не зависеть и никого не «подставлять» своими высказываниями.
Центральный городской стадион представляет собой жалкое зрелище
— «Уралкалий», я считаю, был локомотивом для развития Березников до середины
Почти семь лет Березники живут в режиме чрезвычайной ситуации. Хотя провалов в центре жилой застройки не ожидают, но под домами — шахтные ходы, затопленные водой. Земля медленно оседает. Опасно неравномерное оседание, из-за него конструкции зданий может «повести». Как совсем недавно, нынешней весной, случилось с одной жилой пятиэтажкой. Стала «отходить» торцевая стена дома, и чуть ли не ночью, в аварийном порядке, выводили жильцов первого подъезда, из-за опасности обрушения. У стены вырыли щель в земле, заполнили щебнем, изнутри, в подвале, навалили мешки с песком. Опасный процесс удалось приостановить. Сейчас эту пятиэтажку расселяют.
Люди живут, применяясь к ситуации в меру сил, терпения, запаса оптимизма. Надеются, что в случае чего их не оставят в беде один на один.
Пока ещё надеются.
P.S. Пока жители Березников думают, что с ними будет дальше, топ-менеджеры «Уралкалия» пытались объясниться с акционерами гиганта. Им удалось это сделать в ходе аудиоконференции, на которой оправдали разрыв с белорусами упреждающим ударом и заверили, что обвала цен на продукцию не будет, а конъюнктура рынка благоприятствует не только хозяевам предприятия. Может, и город не пропадет.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!