«Иметь свой банк уже не модно, это архаизм»
Уральские банкиры больше не в состоянии держать это в себе. Слухи о продаже крупными финансово-промышленными холдингами своих непрофильных активов на сей раз могут оказаться правдой. Банковским сообществом обсуждаются сразу две новости из разряда сенсационных — одна лакомее другой. Крупнейшие свердловские банки с федеральными амбициями, два главных конкурента, идущие нога в ногу последние несколько лет, могут сменить собственников в самое ближайшее время. Кто из олигархов потерял интерес к банковскому бизнесу и как может измениться контур банковского рынка на Урале — в материале «URA.Ru».
Сразу два свердловских банка могут сменить владельцев, уверяют «URA.Ru» несколько источников на рынке. Консолидация группой «Синара» Дмитрия Пумпянского 100% акций СКБ-банка стимулировала новую волну обсуждений о предстоящей продаже олигархом финансовой организации. «Причин для этого несколько, — уверяет собеседник агентства. — И одна из главных — у „Синары“ сейчас большие сложности с ТМК („Трубная металлургическая компания“ — прим.ред.). Предприятие сильно закредитовано. На выплаты по его кредитам уходит практически вся ежедневная выручка банка. Поэтому собственник принял решение продать непрофильный актив, а вырученные деньги направить на снижение долговой нагрузки».
Впрочем, другой собеседник «URA.Ru», близкий руководству кредитной организации, уверяет, что СКБ-банк нужен Синаре, поэтому его не выставят на продажу, по крайней мере в ближайшие два года: «Во-первых, СКБ входит в ТОП-20 кредитных организаций России [по объему кредитования физлиц]. Нет никакого смысла продавать такой интересный актив на падающем рынке за минимальную цену. Во-вторых, на нем завязаны многие проекты Синары», — рассуждает он. К тому же, как ранее писало «URA.Ru», ТМК все же удалось частично расквитаться с висящими на «шее» долгами (- 1,1%). Часть обязательств она перевела в разряд долгосрочных.
В начале года у кредитной организации были небольшие проблемы, добавляет источник: активные продажи кредитных карт привели к нежелательному росту просрочки, но ситуацию достаточно быстро скорректировали. «Владимир Пухов, стоит отдать ему должное, своевременно отреагировал. Восемь месяцев назад реклама кредитных карт была прекращена. СКБ-банк сконцентрировался на менее рискованных комиссионных продуктах. И сегодня, когда доходность банков падает, СКБ объективно выглядит лучше конкурентов по рынку», — рассуждает собеседник агентства.
В то же время, увидев, что «карточная» ниша опустела, ее поспешил занять Уральский банк реконструкции и развития. В результате, по словам источника, портфель карточных кредитов «рванул» у него на 3,5 млрд рублей, и, как результат, серьезно выросла просрочка.
Это, по мнению эксперта, стало очередным весомым аргументом в пользу решения Игоря Алтушкина о выходе из банковского бизнеса. «Алтушкин хочет избавиться от УБРиР, — уверенно говорит собеседник „URA.Ru“, имеющий контакты с руководством банка. — Все топ-менеджеры уже готовятся и весьма озабочены этим обстоятельством».
Предвестие потери олигархом интереса к банку можно было заметить в начале года: вопреки ожиданиям топ-менеджмента кредитной организации, акционеры отказались от планов докапитализации на два млрд рублей в 2013 году. Поэтому сейчас выполнять план развития, предусматривающий колоссальный рост точек продаж, банку приходится преимущественно за счет облигационных займов.
Напомним, акционеры УБРиР поставили перед кредитной организацией достаточно непростую задачу — к 2015 году в три раза увеличить количество банковских отделений, вдвое нарастить число активных клиентов и в три раза — чистый операционный доход. Все это происходит на фоне достаточно затратного ребрендинга финансово-кредитного учреждения.
Впрочем, в пресс-службе РМК данные о продаже Игорем Алтушкиным своей доли опровергли. «Это не соответствует действительности», — заявила директор по связям с общественностью и социальной политике Евгения Чаплыгина.
По мнению финансового аналитика, начальника по работе на финансовых рынках Уральского межрегионального банка Константина Селянина, основания для продажи у Алтушкина есть. «Модель существования банков при финансово-промышленных холдингах зародилась в начале
Покупателем доли Алтушкина в УБРиР может выступить другой акционер и топ-менеджер РМК — Владимир Печененко (владеет почти 20% долей), говорит источник «URA.Ru» со ссылкой на разговоры в «верхушке» банка. Но в таком случае, по мнению экспертов, сделка будет выглядеть как перекладывание актива из кармана в карман.
«Это малоправдоподобно. Печененко вряд ли способен купить столь крупный банк. Хотя, когда Алтушкин выкупал УБРиР, в это тоже не очень верилось», — добавил Селянин. По его словам, в качестве покупателя логично бы смотрелся один из крупнейших российских банков.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!