«Это как нужно ненавидеть и бояться свой народ, чтобы выставить автоматчиков?»
Дегтярск на грани социального взрыва. Чтобы город не превратился в новую горячую точку, свердловский премьер Денис Паслер поехал взглянуть на беды муниципалитета лично и оказался самой охраняемой персоной. Местные власти так боялись горожан, выступающих против сжигания человеческих останков и строительства завода по переработке сурьмяного концентрата, что вооружили охрану. О том, почему интересы бизнеса оказываются важнее общественного мнения, когда будет поставлена точка в важнейшем для города вопросе, кто и почему отважился не открыть Паслеру двери — читайте в материале «URA.Ru».
Совещание по подготовке жилищно-коммунального комплекса, которое вчера в Дегтярске провел глава свердловского кабинета министров Денис Паслер, местные власти и горожане ждали давно. На улице у Дворца культуры собралось несколько десятков человек, которые хотели рассказать областному чиновнику о проблемах, но двери были закрыты и охранялись вооруженной полицией. Появление автоматчика для многих стало просто шоком. «Никто ведь не собирался штурмовать ДК, просто надеялись Паслера увидеть. А мэрия или городская полиция человека поставили с автоматом наперевес», — рассказывает член инициативной группы горожан Ольга Хисанова.
На видео, сделанном кем-то из жителей Дегтярска, видно, что оружие произвело на людей сильное впечатление, и вопрос о том, кто именно отдал приказ выставить автоматчика, едва ли не самая обсуждаемая тема.
Глава Игорь Бусахин присутствие автоматчика комментирует коротко: «Не знаю, о чем вы говорите, лично я никого не видел». О чем именно шла речь на совещании, он рассказывает не более подробно. Говорит, что в городе разваливается коммунальный сектор, и без помощи области сделать что-то невозможно. «Разработана схема теплоснабжения, нужны новые сети и котельная. Бюджет не потянет. Денис Владимирович [Паслер] лично убедился в этом. Есть проект в форме частно-государственного партнерства. Часть — из бюджета муниципалитета, часть — из областного и средства инвестора «Национальной сурьмяной компании», — рассказывает Бусахин и объясняет, что именно поэтому городу необходим проект строительства завода по переработке сурьмяного концентрата, иначе инвестор просто уйдет.
Инвестор — ООО «Национальная сурьмяная компания» (учреждена ООО «ГПМ Химресурс», бенефициар которого зарегистрирован на Кипре. По неподтверждённой информации, компанию контролирует бизнесмен Симан Поваренкин, у которого в Якутии работают два добывающих предприятия ЗАО «Сарылах-Сурьма» и ОАО «Звезда») надеялся начать строительство завода этим летом, но возникли проблемы.
По итогам общественных слушаний было вынесено решение о запрете строительства. А весной этого года местная Гордума приняла решение о недопустимости размещения в черте города вредных производств. «Мы подозреваем, что земельные участки выделены с нарушением законодательства. На карте территориального зонирования основной участок находится в зоне П-2, а по градостроительным регламентам в ней можно размещать предприятия не выше IV класса опасности. Кроме того, должна быть санитарно-защитная зона 300 метров, а этот участок находится от жилых домов на расстоянии 150 метров и граничит забором с фермерским хозяйством. По всем параметрам такое предприятие в городе размещать нельзя. Поэтому жители выступают против, понимая, какой вред оно может нанести. Общегородское собрание состоялось 18 января. Есть протоколы общественных слушаний от 14 апреля, когда все участники высказались против», — рассказывает член инициативной группы горожан.
Сурьмяной завод — это самая большая беда города, утверждают представители региональной общественной организации «Экозабота». Война горожан и мэрии из-за этого проекта идет уже не первый год. Люди пишут письма в разные инстанции и просят власть запретить будущую стройку. По санитарным нормам новое производство относится к III классу опасности (из V существующих). Санитарно-защитная зона — 300 м. Уже проведен комплекс изыскательских работ, в декабре появится заключение Госстройэкспертизы, в том числе, в части экологичности завода.
Некоторое время назад к этой истории подключился председатель Центрального Совета партии «Альянс Зеленых — Народная партия» Олег Митволь, который направил на имя генерального прокурора РФ Юрия Чайки письмо (копия есть в распоряжении «URA.Ru»), в котором просит проверить соблюдение законодательства на этапе проектирования, чтобы не допустить экологической катастрофы.
«Деятельность по строительству данного объекта осуществляется с многочисленными нарушениями действующего законодательства: незаконно выделены земельные участки под строительство завода, без разрешительных документов и без заключения экспертизы проекта ведутся строительные работы, незаконно осуществлена вырубка леса, снят и вывезен плодородный слой почвы, незаконно установлен забор, подведено энергоснабжение. По мнению специалистов, реализация данного проекта приведет к ухудшению экологической ситуации на территории всей Свердловской области, увеличит и без того высокий уровень загрязнения окружающей среды, вызванный нахождением на протяжении 50 лет на данной территории Дегтярского медного рудника, шахты которого в настоящее время затоплены грунтовыми водами, а рекультивация их до сих пор не осуществлена.
В результате этого загрязненная вода попадает в почву и ближайшие водные объекты, в том числе в Волчихинское водохранилище, являющееся источником питьевого водоснабжения Екатеринбурга и расположенное вблизи Дегтярска, что наносит значительный ущерб окружающей среде. По оценкам экспертов, при переработке 10 тыс. тонн сурьмяного концентрата в атмосферу будет осуществлен выброс около 51 млн куб. м опасных химических веществ, в числе которых присутствует сернистый газ и углекислый газ со значительной дозой соединений свинца, мышьяка, сурьмы и прочих вредных веществ, влекущих образование тяжелых заболеваний, таких, как онкология, заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы», — сказано в письме Митволя.
Паслер, которого окружили горожане, успокаивал их и говорил, что оценивать опасность производства, не зная технологии нельзя. Обещал разобраться с порядком выделения земли НСК, а когда ему рассказали, что экология в городе «хромает» еще из-за работы двух других предприятий, премьер сел в машину и вместе с мэром поехал по адресам: в литейный цех бизнесмена Дробышева и на площадку «Промэкологии», где происходит утилизация медицинских биоотходов. Люди жаловались, что из-за сжигания там ампутированных конечностей в районе стоит такой запах, что страшно открывать окна квартир. «Его на территорию не пустили, и никто даже не вышел. Предприятие работает незаконно — это еще от прошлого главы нам „подарок“. Они нам долгое время говорили, что находятся в процессе получения лицензии. Сейчас мы делаем все, чтобы они прекратили работу. Паслер дал распоряжение разобраться с этим через прокуратуру», — рассказал Бусихин.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!