В Кургане объявлен набор в «клуб городских сумасшедших»
Курганские власти вместе с прогрессивной общественностью продолжают искать то, что позволит вывести город на новый уровень развития и восприятия самими курганцами и гостями столицы Зауралья. Чтобы понять, с чего нужно начинать, глава Кургана Павел Кожевников пригласил одного из ведущих специалистов в России по брендингу городов Дениса Визгалова. К сожалению, бизнес-сообщество не отреагировало на приглашение, хотя в продвижении региона, создании бренда родного города предприниматели должны быть заинтересованы в первую очередь. Как сделать Курган известным, не имея на то больших денег, как голливудизировать его экономику, почему областной центр Зауралья — не Венеция, но в него хочется вернуться из больших городов, — в материале «URA.Ru».
Курган уже с первых минут пребывания в нем произвел на Дениса Визгалова, по его признанию, сильное впечатление. «Мы приехали в Курган в
Для Визгалова, как, пожалуй, и для большинства жителей страны, Курган до сих пор оставался неизвестным городом. «У Кургана нет в России никакого имиджа. Это из всех региональных столиц, пожалуй, самый неизвестный город. Это плохо, потому что сегодня репутация места очень важна, — говорит специалист. — Мир очень быстрый, и инвесторы, туристы не успевают реально оценивать ситуацию, поэтому они начинают принимать решение, основываясь на каких-то стереотипах, на статьях, на имиджах, на своем представлении. Это репутация. Сегодня люди становятся очень мобильными и имеют право выбрать, где им жить, где для них создана более благоприятная среда».
В ходе встречи с местной интеллигенцией Визгалов попытался донести ряд моментов, важных для продвижения любого муниципалитета. Прежде всего, это имидж города. Его «нельзя разработать, это что-то, что живет за пределами города, это не то, что можно построить, как дом». Брендинг сегодня воспринимается как некая социокультурная практика. Разные города, где живут активные люди, начинают «переосмысливать сами себя, пользуясь местной культурной элитой, молодежью, которой хочется жить в модном, раскрученном городе, чтобы было много туристов, чтобы кипела культурная жизнь».
«И вот это возбуждает на нестандартную репрезентацию места. У нас в России эта тема жутко модная последние
Возможно, потому, что зачастую никто не знает, что происходит даже в соседних городах: иногда местные власти того или иного муниципалитета (условно города А) выдают какой-то проект за свой, уникальный, хотя в 100 километрах от этого места (в городе Б) аналогичный проект уже давно реализован. Это может говорить о том, что в городе А не интересуются, что творится у соседей, а в городе Б не заботятся о продвижении, о лоббировании своего города.
Никто сегодня не заботится и о «репутации места». «Это один из важнейших нематериальных активов развития места. Точно такой же важный, как земля, основные фонды, деньги, люди, дороги, — поясняет Денис Визгалов. — Американцы назвали это „голливудизацией экономики“: если взять все кинокомпании, которые работают сегодня в Голливуде и перенести их в соседний штат, то их капитализация снизится, поскольку они будут уже не голливудскими компаниями, они лишатся принадлежности к этому бренду. Но при этом инвестиционная привлекательность Голливуда как места не снизится нисколько, поскольку у этого места уже есть определенный имидж. Важно отслеживать имидж своей территории, отслеживать то, как он формируется, почему он сформировался именно таким, какие мотивации у людей, которые формируют имидж нашего места — это как минимум. А как максимум — смотреть, как его можно изменить, и самое главное — для чего».
Отсюда и следующий тезис, необходимый для продвижения собственного города — «экономика впечатлений». То есть для того, чтобы заманить к себе людей жить или приехать в город в качестве туристов, нужно им предложить что-то уникальное, что произвело бы на них море впечатлений. К примеру, стаканчик черного кофе, красная цена которому в Кургане не больше
В ближайшие
Денис Визгалов привел массу примеров и того, как можно, казалось бы, из ничего сделать нечто уникальное и притягательное. Как, к примеру, английский город Гейтсхад избежал консервации только благодаря местному мэру, в хорошем смысле «сумасшедшего», уговорившего одного из предпринимателей проспонсировать изготовление скульптуры Ангела Севера. Информация о неказистой и малопривлекательной скульптуре разнеслась молниеносно, и город выжил благодаря наплыву туристов и оживившемуся бизнесу. «Через какой-то ужас, через эпатаж развитие города пошло в хорошую сторону. Эпатаж — единственный способ привлечь к себе внимание, а потом и симпатию», — говорит Визгалов.
Причем, по его мнению, нередко именно от «городских сумасшедших» иногда зависит развитие той или иной территории. Денис Визгалов говорит, что, приезжая в каждый город, собирает там «клуб городских сумасшедших»: местных поэтов, культурологов, историков, блогеров, конструкторов и т.д. — тех, кто в итоге становится главными авторами идей. Так, собственно, получилось и в Кургане.
Такие люди, например, оптимистично смотрят на свои природные дары. «Обязательно услышим в России: у нас ничего нет, кроме льда и снега. Но это прекрасный целостный ряд: лед — это прозрачность, честность, это твердость слова, это доверие, это красота и т.д., — считает Денис Визгалов. — В одном шведском городе был построен ледяной отель и тут же запущен миф: если пара проводит в этом отеле свою первую брачную ночь, дети у нее рождаются здоровыми, а семья будет крепкой и счастливой. Больше ничего не надо — места в этом отеле забронированы на год вперед».
Бренд любого места — это «эффект всеобщей узнаваемости и позитивной любви к городу». При этом не нужно забывать и про внутренний маркетинг: жители города должны любить его, поэтому нужно рекламировать город и для его жителей, чтобы «повысить градус патриотизма». «Чем больше люди любят свой город, тем меньше в нем заплеванных остановок, люди не рвут цветы с клумб ночами, не бьют фонари, не режут сиденья в автобусах, не сидят на спинках лавочек, а на самих лавочках, не рисуют на домах», — считает Визгалов.
Нередко в Кургане «шкала любви» к городу идет не вверх, а вниз, и все, о чем говорит специалист, присутствует на улицах областного центра. И чтобы изменить это отношение, по мнению Дениса Визгалова, нужны общие цели, общие интересы, объединенные в единую стратегию, которая станет основной развития города: например, снизить уровень преступности, сделать воздух чище и т.д. «Нужно не только видеть эти интересы, но и уметь их лоббировать. Ничего постыдного в этом нет», — уверен Визгалов.
В большинстве случаев для создания чего-то уникального, для продвижения своего города не нужно никаких денег. «Деньги не главное — это средство для достижения, — убежден Денис Визгалов. — Когда есть хорошая красивая идея, объединяющая всех, деньги находятся сами собой, бизнес готов вкладываться, потому что чувствует свою прибыль. Надо привлекать каждого жителя города, до последней бабушки».
С этим согласна и координатор проекта «Любимый город» Людмила Дорофеева. «Что для населения России означает слово „курган“? — задается вопросом Дорофеева. — Для некоторых — это просто холм, возвышенность. Для кого-то это мифы о скифах. Для нас — это название города. Чем мы интересны себе? Чем мы интересны соседям и вообще нашей стране? Я согласна, — говорит Дорофеева, — что много денег для создания бренда не надо. Я за то, чтобы будить творческую инициативу населения. Если идея идет от населения, она и живет дольше. Это не искусственно сверху посаженная идея».
Какие дальнейшие действия будут предприниматься в рамках проекта «Любимый город» по продвижению Кургана, по поискам бренда, Людмила Дорофеева пока не озвучивает — новые идеи есть, но их нужно обсуждать и дорабатывать. Возможно, опять же, с привлечением Дениса Визгалова.
С тем, что специалиста в области геобрендинга необходимо приглашать в Курган вновь, согласен и председатель Курганского отделения Российского географического общества Виктор Христолюбский. «Надо продолжить этот разговор, привлечь к нему молодых людей. Провести мозговой штурм — что мы сами можем сделать для геобрендинга нашего Кургана. Работа по брендингу не лишена смысла, она интересна и необходима для всех нас, — считает Христолюбский. — Я посетил около 200 городов. И сегодня невольно пришел к мысли: во многом города похожи со своими проблемами. Когда мы впервые встречаемся с городом, мы видим больше лоска, а когда начинаем в нем жить, уже видим больше отрицательных сторон. И не всегда уютно бывает в Екатеринбурге, Москве, Питере в определенное время, и хочется уехать в свой теплый Курган».
В отличие от Кургана, в Шадринске нашлись активисты, которые всерьез занялись изучением вопросов геобрендинга и продвижения своего родного города. Валерий Мурзин и Татьяна Бессонова сейчас, к примеру, работают над проектом «Шадринск — город-курорт», они же стали инициаторами фестиваля бодиарта. «У художников в городе нет площадки, где они могли бы реализоваться. Фестиваль проходит раз в год, но это событие уникальное — оно может перерасти в региональное или даже международное», — считает Мурзин.
Еще один глобальный проект, направленный на продвижение Шадринска и даже области, — рождественская ярмарка «Шадринский гусь». «На примере этого события можно объединить многих людей, интересы которых совпадают. Это презентация сельскохозяйственных возможностей города, района, области. „Шадринский гусь“ — бренд есть, он живет, но фактически он ничем не подкреплен. Мы хотим сформировать тождество „Шадринский гусь = Рождественский гусь“ для всего Уральского федерального округа. Это будет ярмарка, если все получится, то бренд „Шадринский гусь“ получит жизнь через собственный праздник, сувениры, фестиваль гусей, кулинарный фестиваль, рецепты и т.д.», — говорит Валерий Мурзин.
Сегодня геобрендингом в Курганской области действительно занимаются фактически только в Шадринске и в Кургане. Однако по-настоящему заинтересованных людей все же мало. По словам Валерия Мурзина, ключевой фигурой в развитии региона является бизнес, и именно предприниматели должны включиться в работу продвижению города и региона. «Чтобы чего-то добиться, надо консолидироваться», — уверен Мурзин.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!