«Почему они решили, что все налогоплательщики в Екатеринбурге — «их»?
В бюджетный процесс вмешалась Общественная палата Свердловской области. Средний Урал неофициально признан «горячей точкой», едва ли не самой конфликтной российской территорией, где верстка главного финансового документа идет с большими скандалами. «Шумиха, поднятая мэрией Екатеринбурга, оставляет такие „круги на воде“, которые не только в Москве видны, но и за рубежом. Всемирную выставку городу уже не получить: слишком нервозная здесь обстановка», — описывают последствия инсайдеры из заявочного комитета «ЭКСПО-2020». В памяти у аудитории остается только история про украденные семь миллиардов. Откуда взялась эта цифра, какие карты в колоде Владимира Тунгусова крапленые и когда все это закончится — в материале «URA.Ru».
На бюджетную пропаганду команда Владимира Тунгусова — Александра Якоба средств и усилий не жалеет. Тут весь набор инструментов: выступления перед разными аудиториями — от депутатов до студентов, яркие перфомансы («горящие» в ночи окна ратуши, складывающиеся в «- 7») и успешные попытки дестабилизировать работу медиаплощадок, формально подконтрольных Свердловской области.
Но, несмотря на всю зрелищность, результата политика раздувания конфликта не даст, заявляют высокопоставленные источники «URA.Ru» в резиденции губернатора и региональном минфине.
«Все свои обязательства перед Екатеринбургом мы выполняем. Софинансирование тех или иных городских проектов — наше право, но не обязанность. Правила для всех едины: хотите что-то получить — проявите искусство договорного процесса. Поскольку конструктива не сложилось, никаких дополнительных денег город не получит», — подчеркнул собеседник агентства в Белом доме.
«URA.Ru» попыталось разобраться в основных запросах городской администрации, их актуальности и обоснованности, а также в том, откуда взялась цифра в 7 млрд рублей, которых Екатеринбург якобы недосчитался, и из-за которых, как считается, развязал войну.
Коротко напомним, по мнению чиновников городской администрации, планируя бюджет региона на 2014 год, областной минфин обделил столицу Урала: доходы Екатеринбурга сократились с 35,5 млрд рублей в 2013 году до 28,5 млрд рублей в
Цифра была принята на веру, никто ее не проверял. Но если разобраться, вся конструкция и аргументация городских властей рушится, как карточный домик. «Откуда взялись семь миллиардов? Мэрия взяла и сравнила бюджет, который мы уже прожили (с учетом федеральных трансфертов и других поступлений в течение года) с прогнозным бюджетом 2014 года (в котором дополнительные поступления пока не отражены) — вот и вся разница. Если взять прогноз по доходам 2013 года и
Напротив, Екатеринбург имеет все шансы на то, чтобы прожить 2014 год весьма успешно — с профицитом, считают в ведомстве: «Последние несколько лет бюджет города не был профицитным, а в этот раз мы прогнозируем, что превышение доходов над расходами составит 681 млн рублей. Мэрия же вдалбливает в головы горожанам, что бюджет будет дефицитным. Ну что ж, их право».
Есть вопросы и к способности городской администрации распоряжаться средствами, которые ей выделяются в виде субсидий. Взять набившую оскомину программу «Столица». По данным областного минфина, из 3 млрд рублей, выделенных в 2013 году на дорожные ремонты, капремонты и строительство новых объектов, городом освоено лишь 37,7%. В правительстве не исключают, что переносить неосвоенные средства на следующий год не будут: в области немало «дыр», которые нужно залатать в
Между тем «Столица», которая изначально не вызывала у Екатеринбурга симпатий, демонстрирует особое отношение областных властей к муниципалитету. «Она на 95% финансируется областью (и, соответственно, на 5% — городом), тогда как по всем остальным направлениям, которые у нас идут по другим муниципалитетам, софинансирование осуществляется в пропорции 50 на 50%», — отвечают в правительстве на сетования городских чиновников о несправедливости.
Разбираемся дальше. Особенно активно мэрия транслирует тезис о том, что им «не дали денег на дороги». Но львиная доля екатеринбургских дорог пока даже не поставлена на учет («город пожалел на это денег»), в результате в их дорожном фонде оказалось не больше 70 млн рублей.
«Этого допустить было нельзя, поэтому мы добавили городу денег — до 1,38 млрд рублей», — рассказали в минфине. Кроме того, губернатор Евгений Куйвашев гарантировал выделение в 2014 году дополнительно около миллиарда рублей на фрезерование улиц.
Показательны и другие фантазии «города». На днях вице-мэр Александр Высокинский распространил в ряде СМИ презентацию своего будущего выступления на публичных слушаниях. Из нее следует, что Екатеринбург дает 70% доходов бюджета Свердловской области. В областном правительстве это вызвало дружный смех. Доля столицы в доходной базе действительно существенна, но она не превышает 48%, говорит один из областных чиновников, а вот их платежи в «общий котел» сокращаются, поскольку город плохо работает с налоговой базой.
«Что тут можно сказать... Нам тоже не нравится, что в области только 49% доходов остается, а в федеральный бюджет 90 млрд рублей уходит. Но мы почему-то никому не бьемся в истерике. Это Бюджетный кодекс, никуда не денешься», — добавляет собеседник агентства.
Недоумение у областных чиновников вызывает требование мэрии Екатеринбурга об особом порядке распределения налоговых и неналоговых доходов, собранных на территории города. «Почему они решили, что все налогоплательщики в Екатеринбурге — „их“? У нас подписано 154 соглашения с налогоплательщиками. Они здесь общие. На территории города работают не только городские, но и областные учреждения. В Екатеринбурге остается 88,9 млрд рублей или 93% из того, что здесь собирается», — заявили в минфине.
В преддверии Года культуры руководители мэрии также активно играют на теме финансирования строительства и реконструкции городских учреждений культуры. По мнению Высокинского, область должна поучаствовать в строительстве Театра юного зрителя, выделив 200 млн рублей на оборудование. «Они говорят: „Мы платили за „Космос“, платили за „Щелкунчик“, сами платим за ТЮЗ, никто нам не помогает“. Так платите дальше! Это же ваша обязанность! Мы можем поучаствовать, но в наши обязанности это не входит. Мы ведь не заставляем их софинансировать строительство трассы Ивдель-Екатеринбург», — заявляют в правительстве.
Еще две любимых темы для манипуляций — транспортные льготы и программа «1000 дворов». И на том, и на другом мэрия Екатеринбурга угрожает поставить крест, если не получит гарантию в выделении денежных средств. На деле оказалось, что по «1000 дворов» претензии преждевременные: субсидии на это выделяются по итогам конкурсных процедур и отбора заявок.
«Никто от этого не отказывается», — подчеркивают в минфине.
Что касается транспортных льгот, Свердловская область и так выделяет в рамках монетизации на выплату пособий екатеринбуржцам около 700 млн рублей ежегодно (в 2014 г. — 719,3 млн рублей). Екатеринбург же хочет из «областного кармана» платить за обслуживание транспортным компаниям города.
«Решение поддерживать транспортников принимала городская Дума. При чем тут областной бюджет? Бизнес для того и существует, чтобы получать прибыль. Если ее нет: объединяйте маршруты, делайте что-то», — в очередной раз недоумевают в ведомстве Галины Кулаченко.
Обоснованных претензий — наперечет. Так, мэрия Екатеринбурга настаивает на выделении средств на строительство новых школ в 2014 году. Мотив похвальный. Но минфин попросил немного с этим подождать: регион должен сначала выполнить обязательства по детским садам — таковы требования майских указов президента. По школам решено достраивать объекты, находящиеся в высокой стадии готовности. Но глава управления образования Евгения Умникова так настаивала, обещая в ином случае народные волнения в отдельных районах, что область пошла навстречу: на школу в Академическом выделят более 50 млн рублей.
По мнению областных властей, город вполне способен зарабатывать на свои «шпильки-булавки» самостоятельно. В полном распоряжении муниципалитета, например, земельный налог. Но собираемость по нему пока катится вниз: ни один суд по оспариванию бизнесменами кадастровой стоимости земли Екатеринбургом выигран не был. «Мы уже и рекомендации в муниципалитеты отправляем. По кадастру есть выход: в ответ на иск предпринимателей заказывается встречная оценка, она доказывается в суде, и такого резкого снижения налогооблагаемой базы не возникает. Некоторые муниципалитеты уже научились это делать, Екатеринбург пока похвастаться не может», — добавляют в минфине.
Вообще, мэрская команда остается своего рода «уникальной политической структурой», враждебной не только региональному, но и федеральному центрам власти. «Екатеринбург забывает, что он всего лишь муниципальное образование. Пусть добивается статуса субъекта и тогда ведет себя так, как ведет сейчас. Впрочем, бог с ними. История показывает, чем все это может кончиться. Весной в предвыборном запале завесили город рекламой с требованиями поменять Бюджетный кодекс и оставлять себе больше денег. Но тут же получили по шапке из Москвы за сепаратистские штучки, сняли агитацию, а Высокинский моментально вылетел из игры. Уверен, в этот раз будет так же», — отмечает один из высокопоставленных чиновников правительства.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!