«Там было много инициатив, но Путин лично вычеркнул»
Больше тысячи человек слушали сегодня ежегодное Послание Президента в Георгиевском зале Кремля: депутаты Госдумы и сенаторы, члены правительства, губернаторы, спикеры региональных парламентов, общественные и религиозные деятели, а также руководители СМИ. Выступление Владимира Путина длилось 1 час и 9 минут: политологи назвали его «рекордно коротким». По информации «URA.Ru», накануне в администрации президента работа над текстом выступления длилась почти всю ночь: были привлечены руководители «Народного Фронта», политконсультанты, социологи. Но в результате окончательный вариант документа был значительно сокращен. Это было личное решение Путина. Какие сигналы послал сегодня глава государства элитам и населению — в материале «URA.Ru».
Интерес к посланию начал подогреваться еще за полгода до самого события: инсайды на тему «о чем будет говорить президент» регулярно сливались через самые разные СМИ. Всю последнюю неделю муссировали слухи о революционной реформе местного самоуправления. Сначала «Ведомости» со ссылкой на свои источники заявляют о том, что мэров подчинят губернаторам, вчера уже ночью «Дождь» сообщил о ликвидации выборов градоначальников и городских Дум. Все это, по версии телеканала, должно было прозвучать в выступлении Владимира Путина. Но сенсации не случилось. Президент начал свое послание с поздравлений с
После блока о Конституции, как рассказывают собеседники «URA.Ru», присутствовавшие в Георгиевском зале, губернаторы затаили дыхание. И президент действительно заговорил о местном самоуправлении. Он рассказывал о том, какая сейчас неразбериха царит на разных уровнях власти, что все принципиальные полномочия переданы региону.
«Районный уровень выхолощен, коррупционные скандалы, объем ресурсов и полномочий совершенно не сбалансированы», — описывал ситуацию Владимир Путин. И это был идеальный момент для того, чтобы рассказать о ликвидации чего-либо. Но все ограничилось совершенно размытым предложением к Совету Федерации, Госдуме, Госдуме, губернаторам и правительству: «Важнейшей задачей является уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году — в год
Между тем, как рассказывал источник «URA.Ru» в ОНФ еще накануне, предполагалось, что в послание все-таки войдет пункт об изменениях в институте мэров городов, но, видимо, его для сегодняшнего момента посчитали слишком радикальным. Директор Института проблем Глобализации Михаил Делягин вспоминает, как в одном из предыдущих посланий Путину вообще приходилось до утра переписывать половину текста выступления: «Сегодня все заметили, что послание было непривычно коротким. А Владимир Владимирович поговорить любит. Я не исключаю, что там было много инициатив, но буквально в последний момент народ перепугался и существенные вещи просто вычеркнули. Или сам Путин лично вычеркнул», — рассказывает эксперт.
Между тем политолог Александр Морозов обращает внимание на то, что за три недели до послания пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что никакой главной политической темы для выступления Путина не будет: «Телеканал «Дождь» просто кто-то подставил с утечкой про «отмену выборов». Путин выступил с отраслевым посланием, в котором вообще политические темы затрагивались без всякого пафоса. Для послания собрали ряд административных, регулирующих идей по разным направлениям: от патента на иммигрантов до учреждения «специальных территорий опережающего развития» в Сибири и на Дальнем Востоке. Это — хозяйственное послание в советском формате «дальнейшие меры по улучшению». Цель послания — показать российскому чиновничеству, что «пятая экономика мира» в целом хорошо вышла из 2013 года, система стабильна, и «за работу, товарищи!», — предполагает политолог.
Вообще, в начале послания создавалось ощущение, что Путину самому не очень интересно выступать: казалось, что президент заявлял правильные обязательные вещи, в которые не очень верил. Или просто кремлевские технологи очень грубо разделили по структуре послание для двух категорий слушателей: начало — для либералов, концовка — для консерваторов. Поэтому после тезисов о местном самоуправлении Владимир Путин заговорил о широкой общественной дискуссии в стране о том, что необходимо поддерживать правозащитные движения. Рассказал, что каждый закон должен проходить нулевое чтение у НКО, в результате чего предложил разработать закон об общественном контроле.
Еще одна тема, за счет которой подогревался интерес к посланию — оценка президентом исполнения «майских указов»: самые радикальные прогнозы говорили о том, что все может закончиться отставкой правительства. И хотя Владимир Путин достаточно жестко дал понять, что недоволен исполнением указов, критика была безадресной и размыта между правительством и губернаторами: «Где все эти меры? С издания указов прошло полтора года. Вы знаете, что я отмечаю? То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается. Конечно, при такой работе мы не достигнем поставленных целей», — снисходительно отчитывал Владимир Пути собравшихся и заявил, что снижать планку по исполнению майских указов не будет.
Михаил Делягин называет послание президента бессодержательным: «Экономический рост вот-вот перейдет в минус, инфляция в ноябре этого года в два разе выше, чем в ноябре прошлого года, сильный инвестиционный спад. Но ощущение, что Путин как будто со своими стерхами где-то летает: он не видит этих проблем. Внятно сказал только про саботаж майских указов. Но какой смысл об этом говорить в очередной раз: надо было прямо во время послания сказать: у нас тут присутствуют губернаторы таких-то и таких-то областей — вы больше не губернаторы. Вы саботируете послание».
С экономистом не согласен директор фонда «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко: «Каждую строчку в послании смотрю и вижу, кто и что пролоббировал. Видно, что у нас и бизнес работает, и министры с точки зрения продвижения тех или иных тем работают, и губернаторы. Очень хорошее послание. Показывает, куда двигается реальная экономика». Что касается заявления Путина о неэффективности исполнения майских указов, то эксперт считает, что в следующем году ряд министров ждет отставка: «Но зачем говорить об этом в послании? Что, у нас высокий уровень недовольства общественного? Нет. Кризис в правительстве? Нет. Зачем опережать события? Отставка правительства — это тот патрон, которым можно выстрелить один раз за шесть лет. А можно вообще не стрелять», — считает политический консультант.
В первой части послания президент несколько оживился на теме межэтнических конфликтов, продемонстрировав всем свой фирменный эмоциональный стиль: «Межэтническое напряжение провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишенные культуры, уважения к традициям — как к своим, так и к чужим. Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые крышуют этническую мафию, и так называемые русские националисты, разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы», — заявил президент. В это время операторы всех госканалов, ведущих прямую трансляцию, показали крупным планом президента Чечни Рамзана Кадырова.
Александр Морозов считает, что Путину и не нужно было сейчас «активное» послание: «Его и так сильно полощут в мировых СМИ. А до Олимпиады осталось полтора месяца. И с Украиной пока получается плохо. Поэтому он выступил очень аккуратно, примирительно и хозяйственно. Дал понять системе, что вот есть конкретные вопросы на 2014 год — и надо их решать. Остальное — после Олимпиады», — считает эксперт.
Резонанс в экспертном сообществе вызвали слова Путина о внутренних причинах кризиса в экономике: «Да, конечно, мы испытываем последствия глобального кризиса. Но нужно прямо сказать: основные причины замедления России носят не внешний, а внутренний характер», — заметил президент.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев поясняет, что для него в послании это было принципиальным сигналом по ситуации в экономике: «Путин продемонстрировал, что он реально понимает проблемы российской экономики. Потому что сейчас наши штатные пропагандисты утверждают, что все проблемы пришли извне. Но Путин указал на то, что не надо везде искать происки врагов. Наша рецессия — это наша рецессия», — поясняет Константин Калачев. Тут хотелось бы напомнить, что и члены правительства регулярно ссылаются на кризис в Европе: в том числе и Дмитрий Медведев во время своего недавнего общения с журналистами говорил об этом.
Надо сказать, что выступление Владимира Путина начало приобретать формат настоящего Послания с того момента, когда он заговорил о ценностях: тут президент оживился, появились глобальные смыслы.
«В мире все большей людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей — традиционной семьи, человеческой жизни, в том числе религиозной. Конечно, это консервативная позиция, но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотичной тьме», — сказал Путин. Дальше он заявил, что именно попытка внедрить такие новые ценности привела к хаосу в целом ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, и отметил заслуги России в стабилизации ситуации в Сирии.
«Произошло эпохальное открытие: мы узнали о том, что Россия закончила поиск своего места в мире как защитника традиционных ценностей, не только своих, но и чужих, — поясняет Константин Калачев. — Россия в противовес обновленческой Европе заявлена защитником традиционных ценностей для всего человечества, для всего земного шара. Такой гарант стабильности для всего человечества», — утверждает эксперт.
В послании практически не была затронута тема Украины. «Это тактически правильно. Президент демонстрирует, что мыслит в парадигме „Россия и мир“. А иначе пришлось бы говорить и об Армении, и о Белоруссии».
Между тем Евгений Минченко замечает, что в отношении Украины прозвучала ключевая вещь: «Путин проявил гибкость. Он согласился на формулу президента Украины Виктора Януковича: 3+1. Речь идет о предоставлении Украине статуса наблюдателя и ее присоединении к отдельным протоколам, а не ко всему пакету Таможенного союза».
Комментируя финальную часть, Константин Калачев называет ее «must be». «Владимир Путин должен был закончить свое выступление темой внешних угроз в формате «броня крепка и танки наши быстры», — поясняет эксперт.
Тут хотелось бы процитировать самого Владимира Путина: «Ни у кого не должно быть иллюзий относительно возможности добиться военного превосходства над Россией. Мы этого никогда не допустим. Россия ответит на все эти вызовы — и политические, и технологические».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Подписка на URA.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.