«Это страшная смерть, они горели заживо. Боимся, в этом году трупов будет больше»
Для любой цивилизованной европейской компании то, что произошло на Урале, стало бы клеймом. Безопасность рабочих на подобных объектах — обязательное условие для продолжения бизнеса. Но в России компания Enel почему-то работает по-другому. За два года на СУГРЭС погибли три человека. Две последние смерти, которые держатся в тайне, произошли накануне Нового года. О трагедии, деталях аварии на новейшем энергоблоке стоимостью в миллиарды рублей и возможном бегстве того, кто знает, что происходит, — читайте в материале «URA.Ru».
На Среднеуральской ГРЭС (входит в ОАО «Энел ОГК-5», основной владелец — итальянская Enel), которая обеспечивает теплом и электроэнергией 60% Екатеринбурга, Верхнюю Пышму и Среднеуральск, произошло сразу несколько чрезвычайных происшествий, которые не торопятся предавать огласке. Первое — трагедия со смертельным исходом. На рабочем месте заживо сгорели два электромонтера, попавшие под действие электрической дуги. Температура — полторы тысячи градусов. Возгорание произошло за секунду. Людей тушили из огнетушителя, доставили в больницу с ожогами почти 80% тела. Мужчина, которому накануне исполнилось 53 года, умер через пять дней. Другой пострадавший — двадцатишестилетний парень — прожил еще месяц. По словам медиков, индекс тяжести травм, полученных людьми, практически не оставил им шансов выжить.
Эту трагедию не афишируют — до сих пор ни одного официального заявления ни от инспекции по охране труда, ни от Ростехнадзора, ни от областного правительства не было. В МТУ Ростехнадзора по УрФО «URA.Ru» сообщили, что расследованием причин инцидента занималась специальная комиссия, которая закончила работу 27 декабря 2013 года. По данным главного инспектора ведомства Ивана Барашкина, в ближайшие дни будут озвучены результаты. А правовую оценку ситуации будут давать правоохранительные органы в рамках уголовного дела, которое было возбуждено по факту ЧП. Эксперт говорит, что причинами трагедии стало нарушение рабочими техники безопасности.
На станции не отрицают: с техникой безопасности — большие проблемы. «Первое нарушение — должны быть запасные части для оборудования. Их нет вообще. Когда что-то ломается, начинают искать замену. А ведь это стратегический объект. На десятом блоке регулятор уровня подогревателя вышел из строя. Без него вообще нельзя эксплуатировать генератор, потому что заброс воды происходит, и возможна авария на паровой турбине. У нас люди с отключенной защитой работают, что прямое нарушение. Бардак полный — сократили всех, чтобы затраты снизить, но работы на станции от этого меньше не стало. По нормативам обслуживания энергетического оборудования рабочая неделя не должна длиться больше 36 часов, но все работают. Люди теперь бояться ходить на работу — потому что неизвестно, вернешься домой или нет. В 2012 году погиб один человек, в 2013 году — двое. Боимся, что в этом году трупов будет больше. Нарушений здесь — масса. Ростехнадзор выписывает предписания, но они не выполняются. А все, кто не согласен так работать, были уволены», — рассказывает один из бывших сотрудников.
Сразу после декабрьского инцидента на СУГРЭС сменился директор: Алексей Родионов, проработавший на объекте не так долго (по слухам, до назначения в Среднеуральск он работал на небольшой станции, а до этого был едва ли не капитаном теплохода), якобы сейчас находится в Казахстане. Впрочем, подтверждения этой информации найти не удалось.
Новый руководитель — болгарин Красимир Немов после новогодних праздников на станции побывал. Но с коллективом знакомиться не стал и сразу уехал. Не исключено, что он занимается ликвидацией последствий второго чрезвычайного происшествия, которое случилось сразу после смерти людей.
На СУГРЭС разорвало одну из турбин новой парогазовой установки (ПГУ-410). Тот самые проект, которым первый губернатор Свердловской области Эдуард Россель очень гордился. Его старт в 2008 году означал, что в регионе появится источник «чистой» энергии (сама СУГРЭС работает на угле и мазуте). Энергоблок мог бы покрыть дефицит мощностей, который обозначился на Среднем Урале, и обеспечить более высокое КПД. ПГУ — это полностью автоматизированная система, которая может работать на максимальной или минимальной мощности в зависимости от потребности и управляться при помощи всего нескольких человек. Инвестор — итальянская кампания Enel. Суммарная стоимость проекта почти 15 млрд рублей. Строительство блока планировалось завершить в 2010 году. Срок сдачи дважды переносился, поэтому на Enel по решению правительства, которое тогда возглавлял Владимир Путин, был наложен штраф. Запуск энергоблока состоялся во втором полугодии 2011 года, а в 2012 году блок ПГУ выработал более 2 ТВтч электроэнергии.
Как рассказывает источник «URA.Ru», сломалась лопатка газовой турбины производства американской «Дженерал Электрик» и по этой причине из строя вышли все остальные. «В турбине — 24 титановые лопатки, стоимость каждой около 1 млн долларов. Теперь нужно менять все. В общей сложности стоимость ремонта может достигать 30 млн долларов», — знает источник на станции.
Иван Барашкин подтверждает факт инцидента и говорит, что сейчас идет независимая экспертиза, результаты которой появятся до конца января. А в феврале ее результаты должны быть учтены комиссией Ростехнадзора.
Бывший сотрудник СУГРЭС рассказывает, что ПГУ с момента запуска никогда не работала в полную силу. «Там все было выполнено спустя рукава, даже монтаж был произведен очень плохо. Все постоянно ломается, установка поработает чуть-чуть, что-нибудь выходит из строя. И так все время. Сразу после пуска там произошла разгерметизация систем. Такое ощущение, что они решили выжать отсюда все, что можно и выбросить. На одной только уральской станции они зарабатывают больше, чем на объектах в Европе», — говорит источник и добавляет, что для Среднеуральской ГРЭС — авария на новой турбине — это страховой случай. Самая дикая версия, которую озвучивают работники, заключается в том, что Enel попытается покрыть свои затраты, но продолжать работать на Среднем Урале итальянский топ-менеджмент не очень хочет.
Год назад Enel опровергала эти слухи: топ-менеджеры компании заявляли, что российский сегмент бизнеса, несмотря на жесткие меры госрегулирования, остается одним из наиболее прибыльных. Было озвучено, что группа не намерена продавать активы в России и собирается продолжить инвестиции. Но при этом инвестор просит у властей «сочувствия». Об этом на экономическом форуме в Сочи гендиректор Enel Фульвио Конти сказал российскому премьеру Дмитрию Медведеву. «Я прошу вас отнестись к отрасли с сочувствием, чтобы отрасль становилась прибыльней, чтобы приходили новые инвесторы», — цитировал Конти «Интерфакс». Впервые иностранный инвестор позволил себе публично раскритиковать сложившуюся систему.
Получить оперативный комментарий от филиала ОАО «Энел ОГК-5» по ситуации на СУГРЭС «URA.Ru» не удалось: к моменту публикации ответы компании на заданные вопросы еще не поступили.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!