«Глав не тронут до выборов губернатора, а вот после...»
В Челябинской области началась работа по укрупнению территорий. Под сокращение попадут главы районов и райцентров, воюющие между собой. Региональные чиновники планируют одним выстрелом убить двух зайцев: снять напряжение в проблемных территориях и сократить расходы на содержание местных клерков. Какие варианты обсуждаются и что думают по этому поводу в правительстве области — в материале «URA.Ru».
Через две недели после назначения врио губернатора Челябинской области Бориса Дубровского регион начинает выходить из оцепенения. Ожидание того, что сейчас магнитогорцы начнут «давить», сменяется рутинной работой. На этой неделе Дубровский получил первое публичное обращение в свой адрес — от депутата Троицкого райсобрания Александра Лебедева. Парламентария «зацепило» заявление врио губернатора о сокращении дефицита областного бюджета. Рецепт Лебедева заключается в максимальном укрупнении муниципальных образований. Начать парламентарий предлагает с родной территории. По его версии, полномочия управления Троицком следует передать районным властям. При этом аппарат мэрии попадает под сокращение. Это, по подсчетам депутата, сэкономит бюджету порядка 40 млн рублей в год.
«Из-за конфликта городских и районных властей сельские жители не могут обслуживаться в больницах Троицка. За справкой о нетрудоспособности, например, жителю поселка Полесье необходимо ехать до Нижней Санарки, около 80 км. При этом местные чиновники, не скупясь, тратят бюджетные деньги на публикацию поздравлений с праздниками, приобретают автомобили, кондиционеры в кабинеты», — говорится в обращении Лебедева. Парламентарий считает, что единая в муниципалитете власть будет эффективнее, а ее содержание обойдется дешевле, чем сегодня.
Лебедев предлагает объединить сельские поселения, уменьшив их число в Троицком районе с нынешних 15 до
Примечательно, что глава района Людмила Шаталова и врио мэра Троицка Александр Виноградов сегодня были в правительстве региона. Чиновники решали свои локальные проблемы, однако оба заявили «URA.Ru», что идея укрупнения муниципалитетов достойна обсуждения. «Сама по себе инициатива правильная — ведь будет сокращаться чиновничий аппарат. В районе 38% доходов уходит на содержание аппарата и всех структур. В 14 из 15 сельских поселений собственных поступлений для этого не хватает», — говорит Шаталова. Виноградов согласился с коллегой, заметив, правда, что принципиальное решение об укрупнении территорий должно быть принято в Москве.
«Если будет сокращение расходов на чиновников, тема заслуживает обсуждения. Но решать должны на федеральном уровне. Сам я чуть меньше месяца занимаю свой пост, и меня больше волнуют проблемы городского хозяйства», — добавил мэр Троицка.
Высокопоставленный чиновник администрации губернатора напомнил корреспонденту «URA.Ru», что Дубровский на последней встрече с членами Совета муниципальных образований просил глав сформулировать предложения по оптимизации работы и бюджетных расходов. И заверил, что тема объединения территорий будет актуализирована.
«Проще всего с сельскими поселениями, для объединения которых достаточно решения депутатов. Если речь о городе и районе, все намного сложнее, это требует одобрения Минрегионразвития. Свои предложения мы уже направили, ждем реакции», — отметил источник. По его словам, областные власти намерены инициировать точечное укрупнение сельских поселений в течение года. На уровне районов и городов этот процесс как минимум до конца года будет «заморожен». В сентябре — выборы губернатора, и областным властям нужна поддержка со стороны местных глав. А вот после, как говорится, возможны варианты.
Другой собеседник из резиденции губернатора заметил, что вариант Лебедева о ликвидации мэрии Троицка и передачи полномочий на районный уровень не выдерживает никакой критики. Поскольку при этом раскладе Троицк превращается из городского округа в городское поселение. Это понижает статус муниципалитета, что отразится и на доходной базе, и на включении в областные программы. Идеальным вариантом он назвал расширение Троицкого городского округа путем включения в него территории нынешнего района. Тогда не нужны будут администрации в сельских поселениях. Ликвидируется и администрация района. Правда, федеральные власти пока наложили вето на такие действия. Минрегионразвития только изучает вопрос, а ликвидация мэрии при передачи функций по управлению муниципалитетом на уровень районной власти может быть реализована только в райцентрах — городских поселениях.
Разумеется, многие решения будут зависеть от конкретных людей на должностях главы района и мэра райцентра. Если процессу укрупнения будет дан старт, то первыми под эту процедуру попадут территории, где чиновники постоянно конфликтуют и не справляются с прямыми обязанностями.
Укрупнением муниципалитетов в Челябинской области пытались заняться еще при Петре Сумине. В 2007 году даже составили шорт-лист из 70 поселений, попадающих под этот процесс. После проработки вопроса Минэкономразвития региона, этот список ужался до 50 населенных пунктов. Администрация губернатора настаивала, что укрупнять нужно только те территории, чье самостоятельное существование не оправдывает себя финансово. Объединение слабых, депрессивных территорий дало бы синергетический эффект, который позволит придать хороший импульс к их развитию.
Однако аргументы региональных чиновников оказались не востребованы на местах, и муниципальная реформа тогда провалилась. В декабре 2007 года из 17 референдумов по укрупнению сельских поселений, которые были инициированы администрацией области, только два — в Верхнеуральском и Брединском районах — дали желаемый результат. Главы успешно запугивали селян тем, что теперь за каждой справкой придется ездить за много километров, где-то убеждали, что теперь все останутся без денег, которые уйдут в столицу вновь образованного муниципалитета.
Темой укрупнения муниципалитета занималась и команда Михаила Юревича. Причем на ее счету одна успешная операция — по присоединению к райцентру Октябрьское села Барсучанское (450 жителей, бюджет на 90% дотируется). Экономия бюджет составила 600 тыс. рублей в год (зарплата главы, секретаря, канцелярии и представительские расходы). Жителям пообещали, что оставят в Барсучанском одного мелкого чиновника, чтобы тот выдавал нужные справки и не приходилось бы за каждой бумагой ехать в райцентр.
Это было последнее объединение муниципалитетов на Южном Урале. После чего осталось 313 образований (города, районы, села). Для сравнения, в Свердловской области — 94 муниципалитета. Разница — более чем в три раза.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!