«У нас теперь губернатор из производственников и он знает, что самый важный ресурс — это люди»
1 февраля в Златоусте должен был состояться митинг бывших рабочих теперь уже бывшего ЗМЗ, ныне Златоустовского электрометаллургического завода, ЗЭМЗ. Та часть коллектива, что оказалась по ту сторону проходной, собиралась выразить свое недовольство происходящим и потребовать от властей немедленных действий. Пока подавали заявку, в области сменилась власть, и после приезда в город врио губернатора Бориса Дубровского, митинг решили перенести на 8 февраля — дать новому руководителю региона еще немного времени на выполнение операции «Спасаем ЗМЗ-ЗЭМЗ», начатой еще его предшественником Михаилом Юревичем. Именно в тот день, когда должен был состояться митинг, наш корреспондент отправился в Златоуст, чтобы побывать на предприятии, предложившим уволенным сотрудникам завода реальные, а не призрачне рабочие места. Подробности — в материале «URA.Ru».
Металла на отвалах уже нет, идет переработка самих шлаков, производство более сложное, чем даже пять лет назад
Сегодня ООО «РИКО», занимающееся разработкой шлаковых отвалов бывшего металлургического завода, одно из немногих промышленных предприятий Златоуста, где зарплата платится точно в оговоренные сроки и время, и где практически нет не только свободных вакансий, но и кадровой текучки. Но когда областные власти обратились к производственникам с просьбой помочь в трудоустройстве уволенных сотрудников бывшего метзавода, на «РИКО» подняли документы и решили, что стоит увеличить коллектив, в котором уже трудится более 400 человек, именно сейчас, когда начинается расширение производств и можно сформировать новую, дополнительную вахту, целиком из местных жителей. Исполняющий обязанности директора предприятия Евгений Томилов, устроивший 1 февраля «День открытых дверей», счел нужным поговорить с каждым потенциальным новичком.
— Есть удостоверение экскаваторщика? На какой технике работал? — переспрашивает Томилов у одного из гостей, в прошлом работающего на литейном производстве, и бывший металлург перечисляет старые отечественные марки. Томилов делает пометки у себя в журнале, затем говорит. — У нас более современная техника. С понедельника тебя будет учить наш работник, потом сдашь экзамен, получишь разрешение и начнешь работать. Пока учишься, получаешь по 1 тыс. рублей за смену, потом в два раза выше. У нас вахтовый метод работы. Захочешь получать больше, можешь с другой вахтой поработать. Полный соцпакет и бесплатное питание. Устраивает? Если устраивает, в понедельник выходишь на работу.
И. о. директора ООО «РИКО» Евгений Томилов: «Мужики, заранее предупреждаю! Как только учую запах перегара, выгоню!»
— Да! — кивает будущий сотрудник «РИКО», уже быстро посчитав в уме, сколько он сможет получать в итоге. Кстати, в тот день на обед, бесплатный для рабочих, были наваристый грибной суп со сметаной, макароны с котлетой и компот. Без изысков, но сытно и добротно.
Пока идет этот разговор, корреспондент «URA.Ru» расспрашивает второго рабочего. Какие еще варианты были и есть у бывших метзаводчан? Под сокращение, напомним, попало более 1,5 тыс. человек. Кто успел, тот трудоустроился на места, что предлагали в службе занятости. Многие заполнили анкеты на недавней ярмарке вакансий и даже побывали на предприятиях в соседних городах. Тут же выяснилось, что не все так радужно, как обещали на ярмарке. К примеру, проживание в общежитиях только первые три месяца бесплатно, а потом за временное жилье будут высчитывать из заработка. Кого-то готовы были принять на работу по специальности, но с низким разрядом и, соответственно, меньшей зарплатой. Собеседник «URA.Ru» трудился на заводе слесарем-сантехником. В местном водоканале есть свободные вакансии по самой грязной работе, с нечистотами, за 10 тыс. рублей в месяц. Такой вариант бывшего заводчанина категорически не устраивал, и, подумав, он отправился на «РИКО». Томилов предложил ему переучиться на новую специальность, оплату обучения предприятие берет на себя, и он тут же согласился. Также быстро решается вопрос с другим новичком. Пока на экскаваторе, потом по специальности, сварщиком, когда заработает новая техника. И так в течение дня, постепенно, закрываются почти все вакансии. К примеру, среди гостей не было электриков, а такие специалисты сейчас нужны «РИКО», и уже не гости, а потенциальные работники предприятия, хлопотали за своих знакомых. Всего будет принято 30 человек.
— А домой нас будут отпускать во время вахты? — спохватывается кто-то. — Я рядом живу.
— А почему нет? — удивляется Томилов и, видя, как рабочие переглядываются, уточняет. — Лишь бы вовремя на работу приходил и дисциплину не нарушал. Нам же лучше, не будешь место в общежитии занимать.
На «РИКО» практически нет не только свободных вакансий, но и кадровой текучки. Для бывших работников метзавода сделали исключение
В свое время, когда в Златоусте хватало работы, местные не спешили устраиваться на «РИКО». Ходили слухи, и слухи были правдивыми, о жесткой дисциплине. За воровство, это когда еще на отвалах находили металл, за пьянку и прогулы увольняли сразу же. Теперь красть, казалось бы, нечего — металла уже нет, идет переработка самих шлаков, производство более сложное, чем даже пять лет назад. На предприятии трудятся, в основном, приезжие — из Саткинского и Уйского районов, и даже из Башкирии. Рабочие живут в общежитии, сразу после окончания вахты получают зарплату и отправляются домой, чтобы потом вернуться после краткосрочных каникул на «РИКО». Бывшие метзаводчане полагали, что их, как приезжих, поселят в общежитии и дальше проходной выпускать не станут.
— Живите дома, но, мужики, сразу же говорю, — предупреждает Томилов. — Как только учую запах перегара, выгоню. Это не только для нашей, но и для вашей безопасности. У нас техника, сложные работы. Мне ни экскаваторщик, ни сварщик, не водитель «БелАЗа», ни даже разнорабочий с похмелья не нужны.
Зимой здесь температура воздуха ниже, чем в городе, а летом жара. Но за суровые условия работы платят исправно
На шлакоотвалах ООО «РИКО», хоть предприятие и находится в черте Златоуста, зимой температура воздуха ниже, чем в городе, а летом выше. В эти морозные дни по утрам ртутный столбик термометров на промплощадке показывал 43 градуса и лишь к обеду поднимался до 36 градусов холода. Впрочем, именно 1 февраля, в день несостоявшегося митинга, когда работники ЗЭМЗ, попавшие под сокращение, приходили устраиваться на новую работу, морозы наконец отступили.
Питание для рабочих бесплатное. Без изысков, но сытно и добротно
— Может, проще работать с приезжими? С ними же все давно отлажено... — спрашивает корреспондент «URA.Ru» у Томилова.
— Понимаете, у «РИКО» есть социальная ответственность перед городом, — поясняет Томилов. — Мы, конечно, очень много помогаем детским домам и интернатам, на наши деньги строили детские городки во дворах. Не раз выделяли, безвозмездно, материалы для строительства дорог, в рамках благоустройства поселков. Спорту много помогаем. Благотворительность — важная составляющая нашего предприятия. Но сейчас пришло время, когда надо помочь непосредственно горожанам, оставшимся без работы. К тому же, мы еще и деловые партнеры ЗЭМЗ. Кстати, нам очень импонирует, что во главе области стал менеджер-производственник Борис Дубровский. Ему небезразлична судьба металлургического предприятия и не только потому, что это поручение Путина. Он сам металлург и точно знает — не только производство не должно останавливаться, но и самый важный производственный ресурс, это люди. Таким ресурсом нельзя разбрасываться, и в этом мы с ним солидарны.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!