«Сегодня Кокорин — «вирус». Впадет в ступор — станет жертвой «синдрома Богомолова»
Жители Кургана, меньше недели назад праздновавшие отставку Олега Богомолова, встретили его потенциального преемника со сдержанным пессимизмом. Для большинства из них Алексей Кокорин стал прибывшей из Шадринска «темной лошадкой» с неизвестным прошлым и неясными замыслами. Одни склонны доверять назначенному Путиным политику и верить, что он изменит их жизнь к лучшему, другие видят в нем «председателя колхоза», третьи — авторитарного «клона» прежнего губернатора России. Участники проведенной «URA.Ru» фокус-группы указали пиарщикам Кокорина на сильные и слабые стороны их шефа. На работу над ошибками у специалистов — не больше 2-3 месяцев.
Обсуждение за «круглым столом» дало неожиданные результаты, разрушив, прежде всего, миф о политической пассивности зауральцев. Многие респонденты признались, что внимательно следят за шагами представителей власти, обсуждая принимаемые ими решения с друзьями и знакомыми. При этом доверяют чиновникам и депутатам лишь отдельные горожане. «У нас политика, власть и бизнес — это единый симбиоз...», "Люди по большей части разочаровываются в тех, кого выбрали...","Итоги нашего голосования не всегда совпадают с нашими чаяниями«, — говорят жители Кургана.
Именно поэтому они с удовлетворением встретили отставку Олега Богомолова, о возможности которой в регионе говорили несколько последних лет. «В Интернете есть группа „Типичный Курган“. И когда 14 февраля Путин отправил Богомолова в отставку, ее участники праздновали не День влюбленных, а уход Богомолова», — признается один из участников исследования. «Фейерверки мы, конечно, не пускали, но радовались в надежде, что теперь что-то изменится к лучшему», — дополняет его другой респондент.
Практически никто не поверил, что экс-глава области покинул пост по собственному желанию. Участники «круглого стола» в один голос заявили, что истинной причиной увольнения стали результаты обнародованного незадолго до этого рейтинга Фонда развития гражданского общества. В списке эффективных губернаторов экс-глава Зауралья занял последнее 81 место. «Отставка стала торжеством справедливости. Богомолов обидел область и своим местом в рейтинге, и многим другим», — признается молодая девушка.
Представители старшего поколения тоже восприняли смену губернатора как должное: «Как я отнеслась к отставке Богомолова? Совершенно спокойно. Раз на пенсии человек, то он должен отдыхать. Время пришло», — сказала одна из пенсионерок.
Переход Алексея Кокорина из кресла мэра Шадринска в кабинет губернатора, в свою очередь, курганцы восприняли с очень сдержанным оптимизмом — подавляющее число респондентов узнали, кто это такой, лишь из последних сводок новостей. Но чем он прославился в прошлом, для людей осталось загадкой. «В Интернете мелькала его фамилия. Что он сделал в Шадринске, я не слышал...», «Как только объявили о смене губернатора, мне стало интересно, кем его заменят. Я ввел запрос в Интернете, выскочила фамилия Кокорин и фотография. Больше я о нем ничего не знаю», «Раньше не приходилось слышать о Кокорине. Дочь мне сказала, что раньше он был предприниматель. Что человек порядочный. Что живет в какой-то квартирке неустроенной, маленькой и не имеет удобств особых. Начали обсуждать эту новость с друзьями, соседями, но и они не знали ничего об этом человеке», — рассказали горожане.
Однако среди респондентов нашлись и те, кто внимательно следил за карьерой временно исполняющего обязанности губернатора. Они в курсе, что на выборах главы Шадринска за него проголосовало более 80% избирателей, что Интернет наполнен позитивными откликами шадринцев об уже бывшем мэре. Но и эти участники исследования считают Кокорина «темной лошадкой», на которую пока рано делать ставки: «Главное, что Кокорин был поддержан полпредом Холманских и нашим депутатом Госдумы Ильтяковым. Будет он работать лучше или хуже Богомолова, покажет время, другого сегодня сказать нельзя...»
Первые впечатления курганцев о врио главы области оказались более чем разнородными. Одни склонны видеть в нем сильного человека: «Мужественный мужчина, серьезный, солидный. Видно, что следит за собой», «Видно, что очень умный человек». У других он вызывает доверие, смешанное с опаской: «Доверять ему можно, но и бояться при этом стоит», «Взгляд у него не простой — ястребиный, хищный», «Свербящий взгляд. Жесткие поджатые губы, свидетельствующие, скорее всего, о не очень большой доброте. По образу — лис».
Другие видят в этой силе авторитаризм, который вполне может в будущем помешать Кокорину слышать подчиненных и простых людей: «Видимо, этот человек считает, что он всегда прав, а мнения остальных людей ставит под сомнение», «Типичный образ чиновника, у которого есть два мнения — одно его, второе неправильное».
Многих жесткость образа врио губернатора отталкивает — респонденты видят в нем зеркальное отражение надоевшего Олега Богомолова: «Эти два человека очень похожи по манере поведения, манере выражения своих чувств, манере давать поручения, а нам больше не нужна «железная хватка», «Богомолов был такой же губернатор. У нас с советских времен сохранилась тенденция избирать руководителей, у которых даже лица похожие».
Эти ассоциации вполне могут сыграть с Кокориным на предстоящих осенних выборах злую шутку. «Область устала от слишком „сильной руки“, пора дать место альтернативному взгляду, другим мнениям», «Если выбирать между Богомоловым и Кокориным, то я бы выбрала кого-то третьего», — предупреждает другая участница исследования.
Многие респонденты заметили излишнюю простоватость нового главы региона. И она не столько подчеркивает близость Кокорина к народу, сколько настораживает: «Выглядит как примерный простоватый семьянин, который не гонится за роскошью», «Похож на прораба. Но не на стройке, а на нефтевышке». Первые выступления врио губернатора на публике лишь усилили это ощущение: «По телевизору услышал, что произношение у него наше зауральское, деревенское, не городское. Акцент крестьянский. Настоящий председатель колхоза».
Горожане перечислили длинный список наказов для Алексея Кокорина, который ожидаемо возглавили просьбы строить побольше детских садов и открывать новые рабочие места. Пожилые люди просили навести порядок в медицине — приема врача приходится ждать неделю, при этом дальше сдачи анализов дело чаще всего не идет. Но, как оказалось, курганцев беспокоит не только этот стандартный для многих регионов перечень проблем.
Как молодежь, так и представители старшего поколения хотят, чтобы их город наконец-то стал культурным центром: «Я бы очень хотела, чтобы новый губернатор занялся культурой. Чтобы у нас в большем количестве открывались не ночные клубы и бары, а кинотеатры и театры», «У нас есть культура, находится в большом загоне, работает только на приезжающих артистов, причем часто сомнительного свойства. Когда-то в городе был изумительный детский эстрадно-симфонический оркестр. Ему власти не помогли, все рухнуло, так как не было места для репетиций».
Респонденты просят власть чаще и больше информировать население о своих действиях: «Взять тот же закон о введении платы за капитальный ремонт. Установили самый высокий из возможных тарифов, не посоветовавшись с населением. А вы покажите, какой первый дом будет ремонтировать и когда, какой второй и третий. И почему дома полувековой давности в последнюю очередь собрались ремонтировать, а деньги берут уже сейчас».
Но наиболее болезненной точкой стала массовая миграция молодого поколения в другие регионы, молодежь не верит, что сможет получить на малой родине достойное образование и найти работу с достойной зарплатой: «Высшее образование в Кургане не подтверждается знаниями. Приходит человек в школу на практику из вуза безграмотный. Это страшно. Когда-нибудь наступит момент, когда в курганских школах преподавать будет некому», «Даже в бегущей строке идут объявления о приеме на работу юристов с просьбой соискателей с дипломами курганского госниверситета не беспокоить».
Приход к власти Алексей Кокорина не изменил у молодежи чемоданного настроения: «Я слышал, что проблему с образованием решают, но я все равно уеду», «Не знаю, что Кокорину нужно сделать для улучшения ситуации, но молодежи бежать из Кургана надо», «Я хоть и получаю хорошую профессию фармацевта, которая в Кургане сейчас очень востребована, но здесь мне с ней выше потолка не прыгнуть. Здесь мой предел будет 15-20 тысяч рублей в месяц».
Не спешит проявлять оптимизм и старшее поколение: «Сегодня хоть Господа Бога поставь на Курганскую область, пока она дотационная, пока живет не за счет своих доходов, пока получает денежку из федерального бюджета, вряд ли рядовым жителям будет лучше жить. Бесплатно мы на автобусах при Богомолове не ездили и при Кокорине не будем. Тарифы на электроэнергию и ЖКХ не снизятся. В целом для области больших благ от замены одного губернатора на другого не будет».
Проявившиеся в ходе фокус-группы проблемы не являются для команды Алексея Кокорина катастрофой, уверен известный курганский политтехнолог, руководитель PR-группы «Советник» Алексей Орлов. В блиц-интервью «URA.Ru» он предложил возможные пути их решения.
— В Кургане пока почти никто не знает, что представляет собой Кокорин. Насколько это плохо для него?
— Сегодня каждый горожанин «лепит» собственный образ Кокорина, наполняя его теми качествами, которые сам хочет в нем увидеть. Это и решительность, энергичность, компетентность, напор, грамотность. Для курганцев важно, что у них появился новый политик. Для исполняющего обязанности губернатора наступил очень важный момент для заявления о себе, для демонстрирования качеств, которые ожидаются народом.
— Что еще ему необходимо предпринять?
— У курганцев есть запрос на перемены. При этом у жителей области сформировалось «загнанное» самосознание. Они считают, что живут хуже всех, и ищут любое подтверждение этой мысли. Именно поэтому настолько мощно сработала горизонтальная коммуникация, когда вышел в свет рейтинг Фонда развития гражданского общества, в котором Богомолов занял 81 место. Об этом рейтинге говорили все, даже домохозяйки и пенсионеры, его обсуждали в магазинах, на транспорте. Этот рейтинг стал очередным поводом убедить себя, насколько мы ничтожные, несчастные, нищие, что у нас такие низкие зарплаты. Курганцы любят себя самобичевать.
После ухода Богомолова люди поняли, что они получили шанс на обновление. Сейчас фамилия Кокорин стала информационным «вирусом», который распространяется из уст в уста. И это работает на исполняющего обязанности. Теперь команде Кокорина необходимо обозначить намерение со временем обновить команду. Объяснить, что позволит сделать вливание «свежей крови», приход новых людей. И затем выйти на позитив. Дальше ходить оплеванными нельзя. Нужно показать и сказать курганцам: «Ребята, мы с вами не убогие, не сирые. У нас все будет с вами хорошо, мы с вами сейчас по-новому возьмемся за это и это». Нужно выйти и напрямую пообщаться с народом, у которого впервые за долгие годы появилась надежда донести до власти свое мнение.
Если сейчас он не будет проводить никаких изменений, будет очень долго осматриваться, оглядываться, опираться на старую команду, не предпринимая никаких видимых шагов,то через 2-3 месяца этот «медовый месяц» пройдет. Люди скажут: «Понятно, это какая-то преемственность власти, ее простая передача и никаких изменений ждать не приходится». И тогда на выборах могут получить шанс другие кандидаты, способные предложить людям альтернативный выход.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!