«Ты критику Юревича заметил? А она там есть!»
Поднявшись на трибуну областного парламента, исполняющий обязанности губернатора Борис Дубровский оказался в сложном положении. Вступив в должность 15 января, он вынужден был отчитываться за работу своего предшественника и его команды. Логичнее было выступить председателю правительства Сергею Комякову, но по закону это должен был сделать именно глава области.
Кроме того, от врио губернатора ожидали не «обозначения текущего состояния области и векторов развития». Если три года назад многие поверили в добровольный отказ Петра Сумина от власти в пользу молодого и энергичного преемника, то отставку Юревича сочли добровольной считанные единицы. Если Михаила Валерьевича незадолго до выборов срочно «ушли по собственной неожиданности», стало быть, на взгляд Москвы, он не потянул/развалил/довел до ручки (нужное вписать) вверенный ему регион. Однако результаты социально-экономического развития области в 2013 году, озвученные 19 февраля на заседании правительства из уст министра экономического развития Елены Мурзиной, стали просто витриной достижений под руководством прежнего главы. Понятно, что готовившие доклад чиновники старались показать прежде всего собственную компетентность, но все же...
Поэтому и рядовые южноуральцы, и депутаты, и представители элит ждали объяснений, что в области «не так». Ждали расстановки акцентов. И не от политологов и журналистов, а от присланного исправлять ситуацию в пожарном порядке сменщика. Однако громкой сенсации не произошло, и разоблачений не прозвучало. Но легким путем, заботливо указанным ему подчиненными, врио губернатора тоже не соблазнился. Да, доклад Дубровского был построен на подготовленных минэкономразвития тезисах «Итогов 2013 года». Но расставленные ремарки вполне определенно дают понять, что же «новая метла» намерена поменять на Южном Урале.
Челябинская область не катится в пропасть. Но кое-что придется поправить...
Начал Дубровский с того, что никакого «погрома» — хоть политического, хоть бизнеса — прежних хозяев области не ожидается. В противоположность, кстати, их собственным действиям в 2010-м. «По многим позициям достигнуто взаимное понимание, и сейчас определяются совместные шаги. Переходный период завершен. Людям нужны не лишние потрясения, а спокойная и ответственная программа действий», — заявил врио губернатора. За прошедшее время это и так стало понятно, но тем не менее.
«Прошедший год область завершила достойно. Она не находится в „разобранном состоянии“. Не катится в пропасть, как утверждают некоторые критики. По большинству показателей сохранила свои позиции на общероссийском уровне. По отдельным отраслям годовые показатели выше, чем в целом по стране», — продолжал Дубровский. Далее следовали цифры и показатели, не раз уже озвученные еще при прежней власти — от 25% роста производства в приборостроении до 17%-го в сельском хозяйстве, на фоне засухи и наводнений. «Точкой роста» названо строительство жилья: «В 2013 году ввод в действие жилых домов увеличился на 6,3%. Построен 1 млн 780 тыс. кв. м жилья. Из них свыше 900 тысяч — в Челябинске».
Надо полагать, то же самое — и не исключено, что теми же самими словами, написанными теми же самыми спичрайтерами — с удовольствием произнес бы в стенах областного парламента предшественник Бориса Александровича, ныне обживающий кабинет в Государственной Думе. Но, как говорится, есть нюансы.
«Мораторий на выдачу госгарантий? Ты понимаешь, о ком идет речь?!»
На фоне успехов в привлечении инвестиций дефицит бюджета Южного Урала составляет 12,3 млрд рублей, а сумма государственного долга перевалила за 23,3 млрд. рублей. Причем 11,8 млрд рублей в структуре долга приходятся на областные госгарантии. «Требования к предоставлению гарантий необходимо законодательно ужесточить. А пока объявляю мораторий на их выдачу. Все понимают, о чем и о ком идет речь», — многозначительно сообщил врио губернатора. Все поняли, особенно после оговорки, что к гарантиям по программам поддержки малого бизнеса и т. п. сказанное не относится.
«Жилищный вопрос по-прежнему остро стоит в большинстве территорий. Важно равномерно распределить строительную нагрузку по всей области. Прежде всего, в средних по численности населения городах (Златоуст, Миасс, Озерск и т.д.)», — заявил Дубровский. Заметим, это мы слышали и от Михаила Юревича. Правда, в дежурном порядке: даже в Озерске, куда предполагалось завести пресловутую ЮУ КЖСИ, в итоге не изменилось ничего. Слышали и про «новые механизмы господдержки покупательской способности», и про «дополнительные меры по повышению доступности ипотечных кредитов». А уж о прозрачности схем выделения участков под застройку и подведения сетей говорили еще при Сумине.
Отличие лишь в том, что сказанное сегодня Борисом Дубровским запомнят — и, если что, припомнят. Равно как и сказанное о дорожной революции. «В 2013 году почти 10 млрд. рублей направлено в дорожное строительство. Анализ показал, что в договорах с подрядчиками основной акцент нужно делать на содержание дорог после окончания их строительства. Тогда возрастает ответственность за качество», — довольно обтекаемо выразился Борис Александрович. И намекнул, что в перспективе нужно переходить на «контракты жизненного цикла». Чтобы сходящий со снегом асфальт бил дорожников по карману, а не заставлял его распухать за счет очередных бюджетных траншей.
Дорожная революция в Челябинской области шла несколько лет. Пришло время навести революционный порядок
Таким образом, Дубровский сам на себя поставил два «сторожка», два индикатора. По тому, как изменится ситуация в этих сферах, проще всего будет оценить эффективность и его, и команды. Понимая под этим как способность исполнять данные людям обещания и держать в узде излишне предприимчивый бизнес. Просто потому, что ситуация на рынке жилья и состояние дорог наглядно видны всем, от министра до медсестры муниципальной поликлиники.
В отличие, скажем, от анонсированного уменьшения числа муниципальных образований. «Необходимо серьёзно подумать, нужно ли нам иметь столько муниципалитетов, как сейчас? Это касается не только сельских поселений, где процесс объединения также идет со скрипом. У людей накопилось немало претензий к работе администраций муниципальных районов. В ряде территорий в „административный футбол“ продолжают играть главы районов и поселений. Из-за этого произошел ряд коммунальных эксцессов. В ряде мест после передачи многих полномочий на уровень области местным органам просто нечем стало заниматься», — заметил Дубровский.
И опять-таки ничего нового по сравнению с предшественниками не открыл. Просто у тех дальше заявлений дело не пошло. Разве что Михаил Юревич на первых порах порядком перепугал муниципальных властителей, выдавив нескольких из кресел. После чего ситуация вернулась на круги своя, а кампания по укрупнению муниципалитетов захлебнулась, не успев начаться. Посмотрим теперь, как это выйдет у выпускника школы ММК. Кстати, первый опыт миротворчества в Коркино, где при поддержке Совета муниципальных образований Дубровский попробовал разрулить застарелый многоуровневый конфликт, пока как-то не задался.
Кто из муниципальных глав первым получит красную карточку в «административном футболе»?
Обновленную Стратегию развития региона, обещанную к этому заседанию, Дубровский пообещал представить депутатам теперь уже в марте. «Вот тогда, — сказал спикер ЗСО Владимир Мякуш старейшему депутату Борису Мурашкину, порывавшемуся что-то сказать с места, — и будет у нас дискуссия. В следующем месяце. Мы же договорились?»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!