«А давайте сделаем, как в Крыму?»
Екатеринбург — вновь главный фрондер России. Планы Кремля по реформе местной власти наткнулись на жесткое сопротивление местных элит. Мэрия третьего города России воюет, как Барклай и Кутузов: сдав Москву, отступает, но не сдается. Как Серый дом готовится обернуть себе на благо крымский опыт Путина, кто искупается в лучах славы и к чему готовится тысячная армия сотрудников избирательных комиссий — в материале «URA.Ru».
Администрация Екатеринбурга признала свой проигрыш на первом этапе борьбы против реформы местного самоуправления в том виде, в каком она внесена на обсуждение в Госдуму. Мэрия билась честно, кремлевский проект ее спикеры характеризовали как пустой, глупый и опасный, но ресурса не хватило. Выступление главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана на парламентских слушаниях в Госдуме было зажигательным, но сломать повестку не смогло: на следующий день предложения, отменяющие прямые выборы мэра и отдающие контроль за крупными городами губернаторам, Дума одобрила.
Администрация склонила на свою сторону Евгения Ройзмана, но как инструмент лоббирования или давления он оказался бесполезен
«Мы выслушали Ройзмана, приняли его слова к сведению. Пусть дальше теперь работают — субботник вон проведите, чтобы не утонуть в грязи», — лаконично характеризует лоббистскую силу делегатов из Екатеринбурга один из авторов новой реформы — член Совета Федерации Степан Киричук.
Реформа предполагает разбить крупные города на муниципальные районы с собственными избираемыми Думами. По задумке, из числа депутатов этих Дум будут формировать общегородской представительный орган, а уже из него вычленять главу города. Прямые выборы последнего, таким образом, могут уйти в прошлое, а власть, сегодня аккумулированная в мэрии, будет размыта по семи локальным территориям.
Проиграв первый акт войны за сохранение статус-кво, горадминистрация, меж тем, активно готовится ко второму. Он пройдет уже в «домашней зоне» — свердловском Заксобрании, где условия диктует не одна из башен Кремля или любой ее вертикальный представитель, а местные группы влияния. В нынешней редакции закона говорится, что решение оставить все как есть или же ввести новую систему местного самоуправления с разделением на районы и думки отдается на откуп региональному парламенту, который при этом обязан учесть мнение населения.
Принимать решение по форме местного самоуправления должны будут региональные власти, но при этом с учетом мнения населения
Под это движение обсуждаемого законопроекта, учитывая всю его казуистику, город и разработал свою дальнейшую стратегию. Подконтрольные Серому дому СМИ запустили в массовое сознание идею проведения самого, на взгляд чиновников, действенного инструмента влияния — референдума. Последний раз в Екатеринбурге подобное мероприятие, больше напоминающее опрос общественного мнения, проводилось в декабре 1993 года и касалось переименования отдельных улиц. Как считает председатель городского избиркома Илья Захаров, именно референдум может оказать влияние на конечные формулировки закона о реформе МСУ.
«Достаточно собрать инициативную группу из 10 человек, — объясняет чиновник. — Это могут быть физлица, это могут быть общественники или руководители предприятий. Либо же референдум могут инициировать совместно городская администрация и Гордума. Они обращаются в нашу избирательную комиссию, она для этого будет переименована в комиссию по референдуму, а мы проверяем законность выдвижения вопроса на референдум и даем старт процедуре. И, как в обычных выборах, будут бюллетени, только явка должна быть больше половины населения — это порядка 550 тысяч избирателей, а за вопрос должно проголосовать большинство из этих явившихся.
Захаров уверяет, что в избирком уже обращались люди, желающие провести референдум, но конкретных инициатив пока не подавали. Самое сложное, признается эксперт, в данном случае сформулировать вопрос, который будет вынесен на голосование.
Своей реформой Кремль еще и проверяет ситуацию на местах: кто одобрит все, а кто способен взбрыкнуть
«В большой мере дальнейшая перспектива будет зависеть от юридических формулировок, — соглашается политолог Сергей Мошкин. — Казуистика здесь окажется в чести, и в зависимости от загогулины, от словечка могут появиться или исчезнуть те или иные инструментальные возможности. В вопросе будет важно в том числе и то, насколько значим он будет для решения Заксобрания. Это тонкая юридическая ткань, благодаря которой региональная власть может воспринять общественное мнение просто как информацию к размышлению. А можно поставить вопрос так, что это будет иметь серьезнейшую юридическую подоплеку и последствия».
Столичные политологи, также критикующие нынешнюю редакцию законопроекта о реформе, считают, что усилия города все же пойдут прахом. Громкое для уха екатеринбуржца слово «референдум» — и для столичной и для региональной власти, подчиняющейся воле Кремля, будет иметь чисто символический эффект. Эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов полагает, что Екатеринбургу, исторически, со времен первых свободных выборов 1989 года воспринимаемому как свободолюбивая территория, просто дают поиграть в очередную игру.
«С точки зрения создания общественного мнения и как инструмент давления на Кремль — власти Екатеринбурга могут попробовать так себя повести. Кремль, правда, очень не любит, когда на него давят, но последствий это иметь, скорее всего, не будет. Все-таки вопрос реформы МСУ не является маркером лояльности. Вопрос присоединения Крыма, вопрос об иностранных агентах — тут однозначно, а здесь плюрализм мнений вполне допускается и фронду еще можно проявить. Тем более что этой фронды все меньше».
Проиграв первый акт войны за сохранение статус-кво, горадминистрация, меж тем, активно готовится ко второму
Надежда на то, что хоть часть распыляющей городскую власть реформы Екатеринбургу удастся изменить, все-таки остается. Сегодня первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко заявил, что ко второму чтению в законопроекте о реформе МСУ «рассматривается возможность введения переходного периода, в течение которого будут внедряться новые типы муниципальных образований».
«URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!